Становление рынка консультирования в России

В нашей стране консультационная деятельность, зародившаяся в середине 20-х гг. XX в., оказала существенное влияние на форми­рование теории и совершенствование практики управления. Истоки управленческого консультирования берут начало в концепции на­учной организации труда (НОТ) 20— 30-х гг., когда Институт техники управления при Наркомате РКИ занимался консультационной дея­тельностью. Позднее, в период организации крупных предприятий, в эпоху индустриализации и укрепления административно-дирек­тивного стиля управления, консультационная деятельность была рез­ко свернута. Многие годы она носила кратковременный, эпизоди­ческий характер, усилия консультантов были рассредоточены и ба­зировались преимущественно на личной инициативе.

В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социа­листической экономической интеграции, где особое внимание ак­центировалось на процессе обмена производственным опытом между странами — членами СЭВ. В Международном научно-исследова­тельском институте проблем управления (МНИИПУ, Москва) было подготовлено несколько описаний опыта хозяйственной деятельности ряда передовых предприятий стран СЭВ, в том числе руково­дства научно-техническим развитием и созданием конкурентоспо­собной продукции, а также управления инновациями.

Первое официальное произношение этого выражения «консультант по управлению» состоялось 19 августа 1982 года в подвале газеты «Правда», где публиковались самые важные, основополагающие статьи.

В СССР был накоплен значительный опыт по управленческому консультированию. В этом направлении плодотворно работали спе­циализированные центры в Таллине, Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске и других городах. В 80-х гг. советские и болгарские специалисты проводили совместные разработки по практическому экспериментированию и внедрению методов диагностического анали­за и управленческого консультирования. Накопленное за последние три десятилетия понимание процессов развития профессиональной консультационной деятельности представляет большую теоретическую и практическую ценность. Эти годы оцениваются А.Е. Лузиным и Я.А. Лейманом как период непрерывного развития управленческого консультирования в стране.

В 80-х гг. начали возрождаться службы научной организации труда (НОТ), изначально нацеленные на решение вопросов повы­шения эффективности труда и управления (и фактически ликвиди­рованные в наше время). По содержанию работ они наиболее близ­ки к службе внутренних консультантов (СВК), имеющейся в США.

В 1991 году секция по социологии организаций выделилась из Советской социологической ассо­циации в самостоятельную Ассоциацию консультантов по управлению и организацион­ному развитию (АКУОР). В 1992 году возникла первая школа консультантов по управле­нию в структуре Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федера­ции, которая стала на регулярной основе два раза в год выпускать два с небольшим десят­ка специалистов с дипломом государственной академии. Из всех этих источников посте­пенно сформировалось такое направление, которое стало вбирать в себя все новые и но­вые направления, например, организационное консультирование. В эту область стали вхо­дить экономисты и юристы. По некоторым оценкам сейчас в России примерно 10 тысяч человек тех, кто себя называет консультантами по управлению.

Управленческое консультирование — это творческая профессия, где можно изо­бретать все новые и новые методы, получать все новые знания.

В этом смысле она сильно отличается от аудита, например, или от консультирова­ния по техническим, финансовым, правовым вопросам. Изначально многие компании по­зиционировали себя на рынке только как аудиторские компании, но, выстраивая опреде­ленные отношения со своими клиентами, обнаруживали значительное расширение спек­тра их потребностей: многие предприятия стали обращаться не только за аудиторской по­мощью, но и за решением различных бизнес-вопросов. Поэтому в аудиторских компаниях стали создаваться подразделения по управленческому консультированию. Но все равно большее предпочтение компании отдают аудиторским услугам - это более стабильный рынок. То есть на нем есть определенное число участников, число клиентов. Консульти­рование - напротив, быстро растущий рынок. Сегодня, по некоторым оценкам, по тем­пам роста только рынок Интернет-технологий, телекоммуникаций опережает консульти­рование. Проанализируем спрос на консультирование только по двум шкалам — доступ­ности и желаемости консультационных услуг. Доступность была максимальной, у фирм были деньги, они были готовы платить. Желаемость присутствовала в меньшей степени, т.е. не было четкого понимания того, зачем это нужно. И это объяснялось, прежде всего, самой природой рынка. Были огромные прибыли, огромная рентабельность. Теперь си­туация изменилась - в настоящее время выживают только наиболее эффективные компа­нии. И для того чтобы попасть в число наиболее эффективных компаний, только своих сил не всегда достаточно. Нужно привлекать профессионалов-управленцев, т.к., в конеч­ном счете, это более выгодно и экономически более целесообразно. Излишняя самонаде­янность в этих вопросах и вера в собственную непогрешимость подчас обходится клиенту намного дороже.

В России к консультантам компании обращаются уже тогда, когда ситуация стано­вится безвыходной, а, например, в Америке - наоборот, в начале возникновения про­блем: гораздо проще и намного эффективней сделать что-то еще до начала проблемы, что ее предотвратит еще до того, как она возникнет, чем бороться с возникшей болезнью. В России же упор делается на развитие «скорой помощи», на развитие хирургии в консуль­тировании. Редки случаи, когда компания прекрасно развивается и вызывает консультан­та, и еще реже случаи, когда успешная компания обращается к консультанту за тем, чтобы получить рекомендации о том, как еще больше увеличить достигнутый успех.

Также существует проблема взаимодействия формирующихся российских тради­ций в консультировании и влияния западной корпоративной культуры на российский ры­нок. Консультанты, ориентированные на экспансию западных управленческих ценностей, стремятся действовать по принципу «не надо изобретать велосипед — уже все на Западе разработано, нам осталось только это освоить». Эту модель можно назвать экстенсивной. Консультанты, имеющие собственные разработки, свой богатый опыт, который интерес­нее и продуктивнее западных постулатов, корректируют западные ценности в соответст­вии с собственными представлениями. Здесь просматривается интенсифицированная мо­дель переосмысления западных ценностей. Но так как практика российского бизнеса от­личается от практики западного бизнеса, то представляется, что на пересечении этих двух моделей будут возникать уникальные модели консультирования.

Неразвитость УК как вида деятельности в нашей стране не позво­ляет в настоящее время проводить расчеты по «консультантовооруженности», однако было бы корректней подсчитывать этот показатель через отношение числа консультантов к числу руководителей и специалистов, поскольку последние представляют собой главный объект консультирования.

Тема 2. Управленческое консультирование как профессиональная поддержка бизнеса.– 2 часа.

Причины обращения к консультанту. Факторы, определяющие степень необходимости привлечения консультантов. Типы консультационных организаций. Классификация консультантов по специализации.

Наши рекомендации