Факторы, негативно влияющие на деятельность аптек

1. Ниже, чем в торговле темпы роста продаж, что связано с особенностями формирования спроса на лекарственные средства, при которых потребитель не имеет полного права суверенитета при выборе необходимого лекарства.

2. Замедленная оборачиваемость товарных запасов в виду того, что аптеки вынуждены формировать запас лекарственных средств, входящих в обязательный ассортиментный минимум и в перечень необходимых и жизненно важных ЛС. При этом не все лекарственные средства пользуются высоким спросом.

3. Социальный статус аптеки, гарантирующий достаточный и доступный по ценам уровень лекарственной помощи (цены на лекарства регулируются и контролируются государством).

4. Ограниченный доступ к финансовым ресурсам, что предопределено особенностями фармацевтического рынка и реализуется через невысокую оборачиваемость собственного и заемного капитала. Кроме того, банки охотнее кредитуют крупные предприятия с большим уставным капиталом.

5. Высокий уровень расходов на содержание, эксплуатацию и охрану помещений аптеки.

6. Значительное число отчетных документов, что определяется спецификой деятельности и социальной значимостью аптеки на рынке фармацевтических услуг. В составлении отчетных документов непосредственное участие принимает руководитель.

Названные особенности, безусловно, оказывают влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности аптечной организации.

Лекарственные средства входят в число благ, потребляемых строго индивидуально, однако, результаты этого потребления имеют значение для общества в целом. Поэтому руководители аптек должны постоянно помнить о социальнойроли фармацевтической деятельности: обеспечение доступной, гарантированной, качественной лекарственной помощью всех слоев населения, бесплатный и льготный отпуск лекарств, изготовление лекарственных средств по индивидуальным рецептам, внутриаптечной заготовки, несмотря на то, что эти факторы снижают экономическую эффективность деятельности аптечных предприятий.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «экономическая теория».

2. Что является движущим стимулом развития экономики, причиной ее структурной перестройки.

3. Перечислите виды экономических ресурсов.

4. Что такое «потребность? Расположите их по степени значимости согласно Маслоу.

К какому уровню потребности относится потребность в лекарственных средствах?

5. Перечислите типы предприятий по организационно-правовой форме. Дайте определение « унитарное предприятие».

6. Акционерное общество, виды, преимущества и недостатки.

7. Особенность экономики аптечных предприятий.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (Выберите правильный ответ)

1. ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ ЯВЛЯЮТСЯ

1) показатели развития отраслей национального хозяйства

2) общие законы развития экономической цивилизации

3) изменение экономических потребностей индивидов и общества

4) все вышеперечисленное

2. СОВОКУПНОСТЬ ОТРАСЛЕЙ, ЗАНЯТЫХ ПРОИЗВОДСТВОМ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ И ОБМЕНОМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ,

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК

1) реализация 2) конкуренция

3) фармацевтическое производство 4) фармацевтическая экономика

3. ПРОБЛЕМЫ ЧТО, КАК И ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ ИМЕЮТ ОТНОШЕНИЕ

1) только к обществам с централизованным планированием

2) только к рыночной экономике

3) только к развивающимся странам

4) к любому обществу

4. ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГРАНИЧЕННЫХ РЕСУРСОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК

1) реализация

2) предмет исследования фармацевтической экономики

3) фармацевтический маркетинг

4) фармацевтическая экономика

5. ИЗЫСКАНИЕ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ, ЭКОНОМИЧНЫХ, РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ, ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫХ СПОСОБОВ И ПРИЕМОВ ОКАЗАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ - ЭТО

1) фармацевтический маркетинг

2) фармацевтическая помощь

3) фармацевтическая логистика

4) цель управления и экономики фармации как науки

6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ и ЛПУ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ И ИЗДЕЛИЯМИ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ - ЭТО

1) основная задача аптечной организации

2) фармацевтическая логистика

3) цель управления и экономики фармации как науки

4) фармацевтическая помощь

7. В КАНАЛАХ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ АПТЕКА ПРЕДСТАВЛЯЕТ

1) производителя

2) оптовое звено

3) розничное звено

4) мелкооптовое звено

8. ТОВАР «ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ПРЕПАРАТ» ИМЕЕТ ОСОБЕННОСТИ

1) спрос на ЛП регулируется патологией человека

2) наличие потребительской стоимости

3) на большинство ЛП спрос эластичен

4) эластичность спроса по цене никогда не зависит от характера заболевания или способа оплаты

9. К ОСОБЕННОСТЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕК, КАК ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА, ОТНОСИТСЯ

1) численность работников менее 100 человек

2) численность работников от 101 до 150 человек

3) розничная продажа лекарственных средств

4) отпуск лекарственных средств бесплатно

10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ СОСТАВЛЯЮТ

1) предприятия малого бизнеса

2) унитарные муниципальные предприятия

3) акционерные общества

4) товарищества

Наши рекомендации