Сущность статистического изучения малого бизнеса в стране
С 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (статья 4) к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого, не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек включительно.
Средняя численность работников малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени.
3) предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для субъектов малого предпринимательства не превышают пороговые значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556.
Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием по средней численности работников или по выручке от реализации товаров (работ, услуг).
Типизация организаций проводится на основании данных государственной регистрации, статистической и бухгалтерской отчетности. В случае отсутствия необходимой информации типизация отдельных предприятий носит условный характер.
В статистическом исследовании малого бизнеса используется особая терминология. Пояснения к основным понятиям приведены ниже.
Число малых предприятий –число действующих на конец отчетного года юридических лиц – субъектов малого предпринимательства, средняя численность работников которых до ста человек включительно, выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС должна составлять не более 400 млн. рублей.
Число микропредприятий –число действующих на конец отчетного года юридических лиц – субъектов малого предпринимательства, средняя численность работников которых до 15 человек включительно, выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС должна составлять не более 60 млн. рублей.
Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности и включает работников, работавших по трудовому договору и выполнявших постоянную, временную или сезонную работу один день и более.
Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.
При ликвидации организации сведения предоставляются в течение всего срока проведения ликвидации.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников за год рассчитывается на основании сведений, полученных от предприятий, делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников, и на 12 месяцев.
В оборот предприятий включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей).
Объем отгруженных товаров собственного производства представляет собой стоимость тех товаров, которые произведены хозяйствующим субъектом и фактически в отчетном периоде отгружены или отпущены им в порядке продажи, а также прямого обмена на сторону, независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет.
Данные по этому показателю представляют совокупность предприятий с соответствующим основным видом деятельности и отражают коммерческую деятельность предприятия.
Инвестиции в основной капитал - представляют собой совокупность затрат, направленных на воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение, а также реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, формирование основного стада, насаждение и выращивание многолетних культур и т.д.).
Оборот предприятий и инвестиции в основной капитал приводятся в фактически действующих ценах.
Дебиторская задолженность - задолженность перед объектом исследования по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги и прочая дебиторская задолженность, определяемая в соответствии с нормами бухгалтерского учета и отчетности.
Кредиторская задолженность - задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги и прочая кредиторская задолженность, определяемая в соответствии с нормами бухгалтерского учета и отчетности.
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) рассчитывается как соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг с учетом коммерческих и управленческих расходов.
Рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций.
Рентабельность обязательств –соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и обязательств организаций.
Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение фактической стоимости, находящихся в наличии у организаций оборотных активов, к наиболее срочным обязательствам организаций в виде краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности.
Коэффициент автономии характеризует долю собственных средств в общей величине источников средств организаций и определяет степень независимости от кредиторов.
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) - конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций. Представляет собой сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Данные по сальдированному финансовому результату (прибыль минус убыток) приводятся в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет.
Прибыльное предприятие -предприятие, получившее положительный сальдированный финансовый результат за отчетный год.
Убыточное предприятие - предприятие, получившее отрицательный сальдированный финансовый результат за отчетный год.
Оборот розничной торговли -выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физического лица без открытия счета, посредством платежных карт.
Оборот розничной торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.
Оборот общественного питания -выручка от продажи собственной кулинарной продукции и покупных товаров без кулинарной обработки населению для потребления, главным образом, на месте, а также организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания различных контингентов населения.
Оборот общественного питания приводится в фактических продажных ценах, включающих наценку общественного питания, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.
Оборот оптовой торговли –выручка от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).
Оборот оптовой торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы и аналогичные обязательные платежи.
Лизинговая деятельность – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.
Финансовый лизинг – совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.
Договор финансового лизинга – договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
Общая стоимость договоров финансового лизинга представляет собой общую сумму всех инвестиционных затрат лизингодателя, связанных с приобретением и использованием предмета финансового лизинга, независимо от оплаты.
Выборочное наблюдение за деловой активностью малых предприятий
проводится Росстатом ежеквартально, начиная с 1999 г.
В 2009 г. в ежеквартальных опросах участвовали более 2000 малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
Основная цель обследования - получение данных, характеризующих общую экономическую ситуацию, складывающуюся на малых предприятиях, а также прогнозных оценок их развития.
Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы, или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.
Инновационные товары, работы, услуги включают товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трех лет разного рода технологическим изменениям.
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Индивидуальный предприниматель- гражданин (физическое лицо), занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, с момента его государственной регистрации в соответствии со ст. 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1995 г.
Наиболее привлекательной сферой деятельности для предпринимателей являются розничная торговля и общественное питание. Выборочные обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговлепроводятся во всех субъектах Российской Федерации. При осуществлении выборочных наблюдений используется метод расслоенной случайной выборки с последующим распространением полученных данных на генеральную совокупность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле.
Специфические показатели исследования состояния малого бизнеса в стране (ТРАСТ Индекс МСБ)
В начале 2007 года Национальный банк «ТРАСТ» запустил уникальный для России проект — регулярное исследование настроений в среде малых и средних предпринимателей, получившее название «ТРАСТ Индекс МСБ» (МСБ — Малый и Средний Бизнес). Это исследование позволяет определить индекс самочувствия малого и среднего бизнеса России, который отражает как текущие настроения частных предпринимателей, так и их ожидания по развитию МСБ на ближайшее будущее. Благодаря тому, что исследование проводится регулярно, можно отследить, как меняется отношение предпринимателей к происходящему в стране и в сфере их деятельности.
Экономически развитые страны уже более 50 лет регулярно измеряют самочувствие малого и среднего бизнеса, поскольку это важнейший индикатор состояния экономики в целом. Однако в России подобные исследования только начали проводиться, а «ТРАСТ Индекс МСБ» проводится с использованием уникальной методологии, разработанной социологическим центром ROMIR Monitoring на основе подхода Мичиганского университета (это наиболее авторитетный и самый распространенный в мире подход, используемый для формирования индексов МСБ.) В разработке Индекса приняли участие «теоретики» и «практики», работающие в сферах, так или иначе сопряженных с развитием малого и среднего бизнеса в России. Это представители государственных, общественных, научных организаций, профессиональных объединений, международных организаций и самих банковских структур.
Каждые 2 месяца 1000 предпринимателей из всех регионов России отвечают на пять вопросов: два из них по теме текущего состояния бизнеса и сектора МСБ, остальные посвящены ожиданиям предпринимателей в таких областях как инвестиции, взаимоотношения с органами власти и перспективы кредитования. В результате сами предприниматели, государство и финансовые институты получают достоверную информацию о ситуации в этом важнейшем для экономики страны секторе. Проект «ТРАСТ Индекс МСБ» осуществляется по инициативе и на средства Национального банка «ТРАСТ». Данные исследования находятся в открытом доступе для всех желающих.
Расчет индекса проводится по следующей формуле: , где:
wi–весовые коэффициенты, отражающие степень влияния соответствующего показателя на общее состояние малого и среднего бизнеса;
Pi –доля положительных ответов;
Ni–доля отрицательных ответов.
Сумма весовых коэффициентов равна единице: wi=1.
Весовые коэффициенты приведены в таблице 1.
Таблица 1
Весовые коэффициенты для расчета ТРАСТ Индекса МСБ
Группа показателей | Показатель | Весовой коэффициент |
Индекс текущего состояния | Изменение объема рынка | 0,2 |
Развитие бизнеса | 0,2 | |
Индекс ожиданий | Изменение объема инвестиций | 0,3 |
Изменение взаимодействий с властью | 0,1 | |
Планы по кредитованию | 0,2 |