ЗАДАЧА 8 Метод наибольших и наименьших затрат
Задача 1
На пред реш вопрос покуп дет или произв ее самост. З-ты на приобр сост 82грн,а на пр-во на пред 76грн. Потребн в дет сост 1600шт,пост з-ты на пр-во дет 7,2грн. опред выгодно ли приобр дет или произв?
Решение
Показатель | покупать | производить | Вид з-т |
З-ты на приобретен | 82*1600= | - | р |
З-ты на пр-во | - | 76*1600= | Р |
Постоянные на пр-во | 7,2*1600= | 7,2*1600= | нр |
Сумма з-т |
В-д: целесообразным будет производить детали, т.к. з-ы составят 121600грн.
Задача 2
На предприятии решается вопрос, покупать деталь или производить самостоятельно. Затраты на закупку составляют 32 грн., а на производство на предприятии – 86 грн. Объем потребности в детали составляет 1600 шт. Постоянные затраты на производство детали составляют 7,2 грн.
Определите, выгоднее покупать деталь, или производить самостоятельно.
РЕШЕНИЕ
Показатель | Закупать | Производить | Вид затрат |
1. Закупка | 32*1600 = 51200 | - | НР |
2. Производство | - | 86*1600 = 137600 | НР |
3. Постоянные затраты | - | 7,2*1600 = 11520 | |
4. Суммарные затраты | НР |
Следовательно, изделие выгоднее закупать и в таком случае экономия составит 149120 – 51200 = 97920 грн.
Задача 3
В ресторане затраты на продукты и напитки в среднем на одного посетителя составляют 15 грн. Постоянные затраты – 1000 грн. в неделю.
Определить, какая будет себестоимость одной порции, если в неделю придет 1 посетитель, 10, 50, 100, 200, 400.
Отобразить изменение себестоимости графически.
РЕШЕНИЕ
Доход / затраты | 1 чел. | |||||
Постоянные | ||||||
Переменные | ||||||
Общие | ||||||
Затраты на 1 порцию | 17,5 |
Затраты на 1 порцию = Общие затраты / Количество человек
Задача 4
Годовой объем реализации предприятия составил 50000 шт. изделий по цене 20 грн. При этом годовые торговые затраты включают:
затраты на рекламу – 10 тыс. грн.
з\п работникам по сбыту – 80 тыс. грн.
суточные расходы – 50 тыс. грн.
Руководство рассматривает вопрос о создании в следующем году нового рынка сбыта в соседнем регионе. Предусматривается увеличение затрат на рекламу на 30% и ввести в штат дополнительного продавца с окладом 1250 грн. в месяц. Ожидается также повышение суточных затрат на 10% в год. Плата за аренду торгового помещения на новом рынке составит 10 тыс. грн. Объем годового планового задания по реализации продукции на новом рынке – 10000 шт. Переменные затраты на единицу продукции – 5 грн.
РЕШЕНИЕ
Показатель | Старый рынок | Старый + Новый рынок | ||
Доход | Затраты | Доход | Затраты | |
1. Выручка от реализации | 1000000, т.е. 50000*20 | 1200000, т.е. 1000000+200000 | ||
2. Реклама | ||||
3. Зарплата | 95000, т.е. 1250*12мес.+80000 | |||
4. Суточные затраты | ||||
5. Аренда | - | |||
6. Переменные затраты | 250000, т.е. 50000*5 | 300000, т.е. 250000 + 50000 | ||
S | ||||
Доход |
Т.е. создание нового рынка сбыта является целесообразным. Выход пред-я на новый регион сбыта будет экономически выгодным.
Задача 5
Предприятие закупило материал на сумму 300 грн., но оказалось, что ни продать, ни использовать его в будущем нельзя. От покупателя поступил заказ на изделие, в котором этот материал может быть использован и за которое он готов заплатить не больше 750 грн. Дополнительные затраты на обработку изделия составят 600 грн.
Целесообразно ли предприятию принимать заказ по цене 750 грн.?
РЕШЕНИЕ
Доход / Затраты | Заказ принят | Заказ не принят | Затраты |
1. Материал | НР | ||
2. Дополнительные затраты | Р | ||
3. Доход | Р |
Если заказ принимается, то прибыль составит:
750 – 600 – 300 = - 150 грн.
Если заказ не принимается, то прибыль составит:
0 – 600 = - 600 грн.
Следовательно, целесообразнее принять заказ, т.к. убыток будет меньше.
Задача 6
Фирма, занимающаяся обучением менеджеров, решила провести однодневный семинар. Она израсходовала 1500 грн. на печать 5000 брошюр и рассылку их потенциальным клиентам. Для проведения семинара арендуется конференц-зал за 250 грн. в день. Питание и напитки будут стоить 12 грн. на человека. Штраф за отказ от аренды – 25% арендной платы. Лектор за чтение лекций требует 400 грн., но если семинар не состоится, оплата ему не полагается. Раздаточный материал стоит 3 грн. на человека. За неделю до начала семинара записалось 4 человека желающих.
Нужно ли отменять семинар? При каком числе участников фирма покроет все убытки?
РЕШЕНИЕ
Показатель | Проводить | Не проводить | Вид затрат |
1. Печать брошюр | НР | ||
2. Аренда зала | Р | ||
3. Отказ от аренды | 250*0,25=62,5 | Р | |
4. Питание и напитки | 12*4 = 48 | Р | |
5. Оплата лектору | Р | ||
6. Раздаточный материал | 3*4 = 12 | Р | |
7. Доход | Р |
Если фирма примет решение проводить семинар, ее прибыль составит:
800 – (250+48+400+12) = 90 грн.
Если фирма примет решение не проводить семинар, ее прибыль составит:
0 – 62,5 = -62,5 грн.
Следовательно, целесообразным будет решение о проведении семинара.
Определяем безубыточное количество участников:
1500+250+400+12*Х+3*Х = 200*Х
185Х = 2150
Х = 12 человек.
ЗАДАЧА 7 Графический метод
Рассмотрим механизм дифференциации затрат, используя для этой цели данные управления механизации. Допустим, что необходимо распределить общепроизводственные затраты на постоянную и переменную части.
Месяц | Объем предоставленных услуг, тыс. маш.-час | Общепроизводственные затраты, тыс. грн. |
Январь | 26,0 | 538,3 |
Февраль | 25,7 | 533,0 |
Март | 30,8 | 583,9 |
Апрель | 25,4 | 486,5 |
Май | 27,8 | 545,0 |
Июнь | 28,4 | 530,6 |
Июль | 28,7 | 535,9 |
Август | 27,7 | 548,2 |
Сентябрь | 32,8 | 568,2 |
Октябрь | 34,3 | 584,4 |
Ноябрь | 51,2 | 646,5 |
Декабрь | 39,6 | 608,0 |
Сумма | 378,4 | 6708,7 |
В среднем в месяц | 31,5 - Х | 559,1 - У |
Общепроизводственные затраты можно представить в виде линейного уравнения первой степени:
у = а + вх, где
у – зависимая переменная (общепроизводственные затраты);
а – константа (постоянные общепроизводственные затраты);
в – ставка переменных общепроизводственных затрат;
х – независимая переменная (количество машино-часов).
Нанесем на график точки, характеризующие затраты производства (прямая). Граф. метод базируется на использовании корреляционного анализа, но без определения коэффициентов корреляции. Точка пересечения этой прямой с осью координат, на которой отражены затраты, будет характеризовать уровень постоянных затрат.
Определяем ставку переменных общепроизводственных затрат в расчете на среднемесячный объем: в = (у – а) / х = (559,1 - 350) / 31,5 = 6,64
Вследствие распределения общепроизводственных затрат на постоянные и переменные графическим методом у-е будет иметь вид: у = 350 + 6,64х
РЕШЕНИЕ
1.
База распр. (затраты на материалы) | А | В | С | S |
1. Материалы на весь объем (1800*84,5) | ||||
2. Ставка распределения Сумма затрат из условия (148000) / 664470 | 0,22 | 0,22 | 0,22 | 0,22 |
3. Накладные расходы на единицу (Ставка * Мат. на ед.) | 18,59 | 22,51 | 31,42 | 72,52 |
4. Производственная с/с (Накл.расх. на ед.+Материалы на ед.+З/п на ед.) | 127,89 | 214,21 | 212,43 | 554,52 |
2.
База распр. (затраты на з/п) | А | В | С | S |
1. Затраты на з/п на год. программу | ||||
2. Ставка распределения Сумма затрат из условия 148000 / 249940 | 0,59 | 0,59 | 0,59 | |
3. Накладные расходы на единицу (Ставка * з/п) | 14,69 | 52,75 | 22,54 | 89,98 |
4. Производственная с/с (Накл.расх. на ед.+Материалы на ед.+З/п на ед.) | 123,99 | 244,45 | 203,54 | 571,98 |
3.
База распр. (затраты на з/п) | А | В | С | S |
1. Затраты прямые на год. Программу (Мат. на весь V+З/п на весь V) | ||||
2. Ставка распределения Сумма затрат из условия 148000 / 249940 | 0,16 | 0,16 | 0,16 | |
3. Накладные расходы на единицу (Ставка * (з/п +материалы на ед.) | 17,49 | 30,67 | 28,96 | |
4. Производственная с/с (Накл.расх. на ед.+Материалы на ед.+З/п на ед.) | 126,79 | 222,37 | 209,96 |
Вывод: по критерию минимизации затрат наиболее оптимальным является база роста распределения А, так как она с наименьшими затратами.
РЕШЕНИЕ
Показатель | Аренда | Субаренда | Вид затрат |
1. V продаж без НДС | Р | ||
2. Переменные затраты | Р | ||
3. З/п управленческому персоналу | Р | ||
4. Плата за отопление и освещение | Р | ||
5. Коммунальный налог | НР | ||
6. Страховой взнос | НР | ||
7. Затраты на аудит | НР | ||
8. Затраты на аренду | Н | ||
9. Первичный взнос | Н | ||
10. Субаренда | 6600, т.е. (550*12) | Р |
Аренда:
Общие затраты = [2+3+4] = 72000 грн.
Чистая прибыль = 100000 – 72000 = 28000 грн.
Субаренда: Общие затраты = 0 грн.
Чистая прибыль = 6600 –0 = 6600 грн.
Следовательно, выгоднее открывать магазин.
Задача 12 Замена станка
Предприятие рассматривает вариант замены станка. Выпуск продукции и выручка не изменяются – 100000 грн. за год. Для выбора варианта предоставлена такая информация:
Старый станок: первичная стоимость – 120000 грн.; остаточная стоимость – 40000 грн. (износ – 80000 грн.); ликвидационная стоимость – 40000 грн.; остаток срока службы – 4 года с нулевой ликвидационной стоимостью; переменные затраты за год – 80000 грн.
Новый станок:
цена – 60000 грн.; срок службы - 4 года с нулевой остаточной стоимостью; переменные затраты за год – 56000 грн.
Целесообразно ли заменять станок?
РЕШЕНИЕ
Показатель | Старый станок | Новый станок |
Первичная ст-ть | ||
Остаточная ст-ть | ||
Износ | ||
Ликвидационная ст-ть | ||
Срок эксплуатации | 4 года | 4 года |
Переменные затраты | 4*800000 = 320000 | 4*56000 = 224000 |
320000 60000+224000-40000 =324000
Следовательно, целесообразнее будет оставить старый станок.
Задача 13 К – 500
Предприятие производит деталь К – 500 объемом 10000 шт. Удельные затраты на деталь составляют:
основные материалы – 3 грн.
основная з/п – 8 грн.
переменные накладные расходы – 4 грн.
постоянные накладные расходы – 2 грн.
Руководству предприятия предложили купить эту деталь за 16 грн.
В случае снятия детали с производства оборудование будет простаивать.
Менеджер предложил два варианта:
1. Можно производить другую деталь с маржинальным доходом 19000 грн. в год.
2. Можно продать оборудование за 5000 грн.
Что сделает руководство предприятия?
РЕШЕНИЕ
Показатель | Производить К - 500 | Покупать К - 500 | Производить др. деталь | Продать станок |
1. Переменные затраты | ||||
2. Постоянные затраты | ||||
3. Покупка детали | ||||
4. Марж-ная прибыль | ||||
5. Опер-ная прибыль | Х | Х - 20000 | -1000 | -15000 |
6. Выручка | ||||
Общие затраты |
Оптимальный вариант – изготавливать К – 500.
Марж. доход = Выручка – Переменные затраты
Марж. прибыль = Опер. прибыль + Постоянные затраты
Опер. прибыль = Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты
Опер. прибыль = Марж. прибыль - Постоянные затраты
Выручка = Марж. прибыль - Переменные затраты
РЕШЕНИЕ
Показатель | Сдать в аренду | Взять заказ | ||
Доход | Затраты | Доход | Затраты | |
1. Доход | ||||
2. Материалы для заказа | ||||
3. З\п работников | ||||
4.Переменные накладные затраты | ||||
5. Постоянные затраты | ||||
6. Доход / убыток | - 20000 |
Задача 15 Столы и стулья
Мебельный комбинат выпускает два основных вида продукции: столы и стулья. Отчет про прибыли и убытки за месяц:
Показатели | Столы | Стулья | Всего |
Выручка | |||
Прямые затраты | |||
Маржинальная прибыль | |||
Постоянные непрямые затраты | |||
Операционная прибыль |
Какой из вариантов может принять руководство комбината?
1. Прекратить выпуск стульев и выпускать только столы.
2. Уточнить распределение непрямых затрат.
РЕШЕНИЕ
Ставка распределения=Прибыль от реал. / Прямые+Пост.непрямые+Выручка
для столов:100/500 = 0,2
для стульев: 0
1.
Показатели | Столы | Стулья | Всего |
Выручка | |||
Прямые затраты | |||
Маржинальная прибыль | |||
Постоянные непрямые затраты | |||
Операционная прибыль |
Неподходящий вариант, т.к. уменьшается операционная прибыль.
2. Удельный вес выручки:
по столам: 500/300
по столам: 500/200
Постоянные затраты необходимо распределить в соотношении 3:1.
Распределяем 100 (величина прямых затрат) как 3:1, получается 60:40.
Соответственно, прибыль будет не в соотношении 100:0, а 90:10.
Поэтому руководство может выбрать вариант №2.
Задача 16 Кофе
Предприятие изготовляет и продаёт 3 вида напитка на основе кофе. В связи с низким урожаем в текущем году удалось приобрести 500т кофе.
Определить оптимальную программу производства и сбыта.
Название напитка | Цена продажи, грн/кг | Переменные затраты | Содержание кофе,% | Максимальный V продаж | Приоритет |
Золот. | |||||
Серебр. | |||||
Черн. |
Ограничивающий фактор – сырьё (500т).
Маржинальная прибыль = Выручка – перемен.затр.
Марж.пр.1=50-22=28
Марж.приб.2=40-20=20
Марж.приб.3=30-18=12
Прибыль на ограничивающий фактор = Марж.приб./ содерж.ассорт.
1) = 28/0,25=112 2
2) =20/0,2=100 3
3) =12/0,1=120 1
500 – 1400*0,1=360т.
360 – 25%
Х – 100%
Х = 360000/25 = 1440т.
Вывод: мы должны продавать 1400т. Напитка «золот.», и 1440т. «серебр.» напитка, а напиток «Черн.» не изготовлять вообще.
Задача 17 Кофеварки
2 предприятия А и Б продают кофеварки. Предприятие А продаёт множество видов электробытовых приборов, Б – только кофеварки.
Показатель | А | Б |
Полная с/с | ||
Прибыль | ||
Цена реализации |
Если цена является решающим фактором, то предприятие Б захватит весь рынок кофеварок. Предприятие А рассмотрела свои затраты и выявила след: постоянные затраты на ед. – 5грн., переменные затраты на ед. – 5грн., полная с/с – 10грн.
Какую цену на кофеварку должно установить предприятие А, чтобы максимизировать прибыль и убрать с рынка предприятие Б?
Решение.
Согласно критериям принятия решения при определении нижней границы цены продукции с видом соглашения «Традиционный ассортимент» цена продукции = переменные затраты+плановая маржинальная прибыль = 5 +2 = 7грн. Так как предприятие занимается продажей множества видов электробытовых приборов, то постоянные затраты перераспределяем на другую технику.
Задача 19 Объём реализации
Предприятие планирует получить в следующем году 5000грн. прибыли. Переменные затраты на единицу – 25грн., цена продажи – 45грн. постоянные затраты на предприятии составляют 10000грн за год.
1) каким должен быть объём реализации, чтобы получить запланированную величину прибыли?
2) Изменится ли объём реализации, если постоянные затраты вырастут на 10%?
Решение.
1) V= ____(Спост + Прибыль до налогообложения)___
Маржинальная прибыль на единицу изделия
V = (10000+5000)/(45-25)=750шт.
2) Новые постоянные затраты = 10000*1,1=11000грн.
Vнов=(11000+5000)/(45-25)=800шт.
При увеличении постоянных затрат на 10%, объём реализации продукции увеличится на 50шт. (800-750).
Задача 20 План на след.год
Директор предприятия решил повысить з/п основным работникам в плановом году на 20%. Он предложил экономисту обосновать план на следующий год. Отчет за предыдущий год такой:
Годовой объём выпуска изделий – 10000шт.
Цена за единицу – 40грн.
Затраты на единицу:
основные материалы – 15грн;
основная з/п – 6грн;
общепроизводственные переменные затраты – 3 грн.
Годовые постоянные затраты – 45000грн.
Определить:
1) на сколько грн. необходимо увеличить цену реализации, чтобы покрыть увеличение з/п на 20% и сохранить уровень маржинальной прибыли в размере 40%.2) сколько изделий необходимо продать, чтобы получить операционную прибыль, как в отчетном периоде, при условии сохранения цены на уровне 40грн и увеличении з/п на 20%.Решение.
1) Выручка = 10000*40=400000грн.
Маржинальная прибыль = 400000 – (15+6+3)*10000 = 1600000.
Квыр = 160000/400000 = 0,4.
Необходимо найти новую цену:
х – 15 – 6*1,2 – 3 = 0,4х
х = 42грн. – это новая цена.
2) Прибыль операционная в отчетном периоде = Выручка – Общие затраты = 40*10000 – 24*10000 – 45000 =115000грн.
V= ____(Спост + Прибыль до налогообложения)___
Маржинальная прибыль на единицу изделия
V = (45000+115000)/(40 – 15 – 3 – 6*1,2) = 10811шт.
Необходимо продать 10811 изделий.
Решение.
1) Точка безубыточности в натуральном выражении = Спост/ Ц – Сперем = 15000/10-5=3000шт.
Точка безубыточности в стоимостном выражении = 3000*10=30000грн.
2) V= ____(Спост + Прибыль до налогообложения)___
Маржинальная прибыль на единицу изделия
100%-25%=75%; 0,75*х=6000
Х=8000
V= (15000+8000)/(10-5)=4600шт.
3) 10х – 15000 – 5х = х*0,1*10
4х=15000
х=3750шт.
Задача 22 АВС(оформление заказа)
Используя метод учета АВС, распределить затраты на оформление поставок материалов на единицу изделия, с учетом следующих условий:
Количество изделий, что изготовляются за месяц: «А» - 200шт. (бронза), «В» - 300шт.(сталь).
За месяц на поставку бронзы оформлено 50 заказов, на сталь – 30.
Все затраты на оформление на месяц – 2800грн.
Решение.
Стоимость одного заказа = 2800/80=35грн.
Затраты на заказы:
А= 35*50=1750грн;
В= 35*30=1050грн.
Затраты на оформление поставки материалов на единицу:
А= 1750/200=8,75грн;
В= 1050/300=3,5грн.
Стоимость заказа:
А=35+8,75=43,75грн.;
В=35+3,5=38,5грн.
Задача 23 Деталь К-500
Предприятие изготовляет деталь К-500 объёмом 10000шт. Удельные затраты на деталь составляют:
Основные материалы – 3грн. Основная з/п – 8грн.
Переменные накладные затраты – 4грн.
Постоянные накладные затраты – 2грн.
Руководству предприятия поступило предложение купить эту деталь за 16грн.В случае снятия детали с производства оборудование будет простаивать.
Менеджер предлагает два варианта использования освобожденного оборудования:
1) можно производить другую деталь с маржинальным доходом 1900грн. за год.
2) Можно продать оборудование за 5000грн.
Что сделает руководство предприятия?
Решение.
Показатель | Изготовление К-500 | Покупка К-500 | Другая деталь | Продажа оборудования |
Переменные затраты | 15*10000=150000 | |||
Постоянные затраты | 2*10000= 20000 | 2*10000=20000 | ||
Покупка детали | 16*10000=160000 | |||
Маржинальная прибыль | ||||
Операционная прибыль | х | х - 20000 | -1000 | -15000 |
Выручка | ||||
Общие затраты |
Операционная прибыль = Выручка – Переменные затр. – постоянные затр. = маржинальная прибыль – постоянные затраты.
Прибыль маржинальная = Прибыль операционная + Постоянные затраты = выручка – переменные затраты.
Вывод: выгоднее всего изготовлять деталь К-500.
Решение.
Доходы/затраты | Заказ принят | Заказ не принят | Затраты | ||
доходы | Затраты | доходы | Затраты | ||
Материалы корпуса | Нерелев | ||||
Моторы | Релеев | ||||
Переменные затраты | Релеев | ||||
Командировка и з/п | Релеев | ||||
Постоянные затраты | Нерелев | ||||
Доход от заказа | Релеев | ||||
Прибыль | -500 |
В-д: выгодным будет произвести последнюю машину
Задача 26 аренда магазина
Предприниматель взял в аренду магазин. Первичный взнос 5000 грн. Кроме этого, за аренду ежегодно будет выплачиваться 5000 грн. Если договор про аренду аннулируется, то право на первичный взнос в сумме 5000 грн. теряется. Предприниматель планирует использовать магазин для продажи одежды и получит такие результаты:
- Объем продаж с НДС – 120 000 грн.
- переменные затраты – 50 000 грн.
- з/п управленского персонала – 12 000 грн.
- плата за отопление и освещение – 10 000 грн.
- коммунальный налог – 2 000 грн.
- страховой взнос – 1 000 грн.
- затраты на аудит – 2 000 грн.
Но предприниматель не решил, осуществлять свои планы или нет, потому что он может сдать дом в субаренду за месячную плату 550 грн.
Какое решение должен принять предприниматель?
Показатель | Аренда | Субаренда |
1.Объем продаж с НДС | 120 000 | |
2.НДС | 20 000 | |
3.Объем без НДС | 100 000 | |
4.Переменные затраты | 50 000 | |
5.З/п | 12 000 | |
6.плата за отопление | 10 000 | |
7.коммунальный налог | 2 000 | |
8.страховой взнос | 1 000 | |
9.затраты на аудит | 2 000 | |
10.затраты на аренду | 5 000 | 5 000 |
11.первичные за аренду | 5 000 | 5 000 |
12.субаренда | 6 600 |
Общие затраты = 50000+12000+10000+2000+1000+2000=
= 77 000 грн.
Чистая прибыль = 100 000-77 000-10 000=13 000 грн.
Общие затраты субаренда = 10 000 грн.
Чистая прибыль = 6 600-10 000=-3400 грн.
Принимаем должен принять решение об открытии магазина с одеждой.
Задача 28 Накладные затраты
Определить величину накладных затрат, что относится на каждое изделие, если за кошторисом их сумма -148 000 грн.
Данные приведены в таблице
Показатель | Изделия | ||
А | В | С | |
Годовая программа производства, шт. | 1 800 | 1 100 | 2 800 |
Материалы на одно изделие, грн. | 84,5 | 102,3 | 142,8 |
Оснавная з/п на единицу изделия, грн. | 24,8 | 89,4 | 38,2 |
Определить базу распределения, обосновать и рассчитать производственную себестоимость изделия.
Показатель | Изделия | ||
А | В | С | |
1.Годовая программа производства, шт. | 1 800 | 1 100 | 2 800 |
2.Материалы на одно изделие, грн. | 84,5 | 102,3 | 142,8 |
3.Оснавная з/п на единицу изделия, грн. | 24,8 | 89,4 | 38,2 |
4. Прямые затраты [1]*([2]+[3]) | 196 740 | 210 870 | 506 800 |
5.Σ Прямыx затраты | 914 410 | ||
6.Удельный вес накладных затрат к переменным | 148 000/914 410 = 0,162 | ||
7.Накладные затраты на изделие [4]*[6] | 31 871,9 | 34 160,94 | 82 101,6 |
8.Удельный вес накладных затрат на изделие[7]:148 000 | 0,22 | 0,23 | 0,55 |
9. с/с на единицу, грн. ([2]+[3])*[6] | 222,76 | 210,32 |
Ответ: производственная с/с изделия составила:
А – 127 грн.
Б – 222,76 грн.
В – 210,32 грн.
Задача 1
На пред реш вопрос покуп дет или произв ее самост. З-ты на приобр сост 82грн,а на пр-во на пред 76грн. Потребн в дет сост 1600шт,пост з-ты на пр-во дет 7,2грн. опред выгодно ли приобр дет или произв?
Решение
Показатель | покупать | производить | Вид з-т |
З-ты на приобретен | 82*1600= | - | р |
З-ты на пр-во | - | 76*1600= | Р |
Постоянные на пр-во | 7,2*1600= | 7,2*1600= | нр |
Сумма з-т |
В-д: целесообразным будет производить детали, т.к. з-ы составят 121600грн.
Задача 2
На предприятии решается вопрос, покупать деталь или производить самостоятельно. Затраты на закупку составляют 32 грн., а на производство на предприятии – 86 грн. Объем потребности в детали составляет 1600 шт. Постоянные затраты на производство детали составляют 7,2 грн.
Определите, выгоднее покупать деталь, или производить самостоятельно.
РЕШЕНИЕ
Показатель | Закупать | Производить | Вид затрат |
1. Закупка | 32*1600 = 51200 | - | НР |
2. Производство | - | 86*1600 = 137600 | НР |
3. Постоянные затраты | - | 7,2*1600 = 11520 | |
4. Суммарные затраты | НР |
Следовательно, изделие выгоднее закупать и в таком случае экономия составит 149120 – 51200 = 97920 грн.
Задача 3
В ресторане затраты на продукты и напитки в среднем на одного посетителя составляют 15 грн. Постоянные затраты – 1000 грн. в неделю.
Определить, какая будет себестоимость одной порции, если в неделю придет 1 посетитель, 10, 50, 100, 200, 400.
Отобразить изменение себестоимости графически.
РЕШЕНИЕ
Доход / затраты | 1 чел. | |||||
Постоянные | ||||||
Переменные | ||||||
Общие | ||||||
Затраты на 1 порцию | 17,5 |
Затраты на 1 порцию = Общие затраты / Количество человек
Задача 4
Годовой объем реализации предприятия составил 50000 шт. изделий по цене 20 грн. При этом годовые торговые затраты включают:
затраты на рекламу – 10 тыс. грн.
з\п работникам по сбыту – 80 тыс. грн.
суточные расходы – 50 тыс. грн.
Руководство рассматривает вопрос о создании в следующем году нового рынка сбыта в соседнем регионе. Предусматривается увеличение затрат на рекламу на 30% и ввести в штат дополнительного продавца с окладом 1250 грн. в месяц. Ожидается также повышение суточных затрат на 10% в год. Плата за аренду торгового помещения на новом рынке составит 10 тыс. грн. Объем годового планового задания по реализации продукции на новом рынке – 10000 шт. Переменные затраты на единицу продукции – 5 грн.
РЕШЕНИЕ
Показатель | Старый рынок | Старый + Новый рынок | ||
Доход | Затраты | Доход | Затраты | |
1. Выручка от реализации | 1000000, т.е. 50000*20 | 1200000, т.е. 1000000+200000 | ||
2. Реклама | ||||
3. Зарплата | 95000, т.е. 1250*12мес.+80000 | |||
4. Суточные затраты | ||||
5. Аренда | - | |||
6. Переменные затраты | 250000, т.е. 50000*5 | 300000, т.е. 250000 + 50000 | ||
S | ||||
Доход |
Т.е. создание нового рынка сбыта является целесообразным. Выход пред-я на новый регион сбыта будет экономически выгодным.
Задача 5
Предприятие закупило материал на сумму 300 грн., но оказалось, что ни продать, ни использовать его в будущем нельзя. От покупателя поступил заказ на изделие, в котором этот материал может быть использован и за которое он готов заплатить не больше 750 грн. Дополнительные затраты на обработку изделия составят 600 грн.
Целесообразно ли предприятию принимать заказ по цене 750 грн.?
РЕШЕНИЕ
Доход / Затраты | Заказ принят | Заказ не принят | Затраты |
1. Материал | НР | ||
2. Дополнительные затраты | Р | ||
3. Доход | Р |
Если заказ принимается, то прибыль составит:
750 – 600 – 300 = - 150 грн.
Если заказ не принимается, то прибыль составит:
0 – 600 = - 600 грн.
Следовательно, целесообразнее принять заказ, т.к. убыток будет меньше.
Задача 6
Фирма, занимающаяся обучением менеджеров, решила провести однодневный семинар. Она израсходовала 1500 грн. на печать 5000 брошюр и рассылку их потенциальным клиентам. Для проведения семинара арендуется конференц-зал за 250 грн. в день. Питание и напитки будут стоить 12 грн. на человека. Штраф за отказ от аренды – 25% арендной платы. Лектор за чтение лекций требует 400 грн., но если семинар не состоится, оплата ему не полагается. Раздаточный материал стоит 3 грн. на человека. За неделю до начала семинара записалось 4 человека желающих.
Нужно ли отменять семинар? При каком числе участников фирма покроет все убытки?
РЕШЕНИЕ
Показатель | Проводить | Не проводить | Вид затрат |
1. Печать брошюр | НР | ||
2. Аренда зала | Р | ||
3. Отказ от аренды | 250*0,25=62,5 | Р | |
4. Питание и напитки | 12*4 = 48 | Р | |
5. Оплата лектору | Р | ||
6. Раздаточный материал | 3*4 = 12 | Р | |
7. Доход | Р |
Если фирма примет решение проводить семинар, ее прибыль составит:
800 – (250+48+400+12) = 90 грн.
Если фирма примет решение не проводить семинар, ее прибыль составит:
0 – 62,5 = -62,5 грн.
Следовательно, целесообразным будет решение о проведении семинара.
Определяем безубыточное количество участников:
1500+250+400+12*Х+3*Х = 200*Х
185Х = 2150
Х = 12 человек.
ЗАДАЧА 7 Графический метод
Рассмотрим механизм дифференциации затрат, используя для этой цели данные управления механизации. Допустим, что необходимо распределить общепроизводственные затраты на постоянную и переменную части.
Месяц | Объем предоставленных услуг, тыс. маш.-час | Общепроизводственные затраты, тыс. грн. |
Январь | 26,0 | 538,3 |
Февраль | 25,7 | 533,0 |
Март | 30,8 | 583,9 |
Апрель | 25,4 | 486,5 |
Май | 27,8 | 545,0 |
Июнь | 28,4 | 530,6 |
Июль | 28,7 | 535,9 |
Август | 27,7 | 548,2 |
Сентябрь | 32,8 | 568,2 |
Октябрь | 34,3 | 584,4 |
Ноябрь | 51,2 | 646,5 |
Декабрь | 39,6 | 608,0 |
Сумма | 378,4 | 6708,7 |
В среднем в месяц | 31,5 - Х | 559,1 - У |
Общепроизводственные затраты можно представить в виде линейного уравнения первой степени:
у = а + вх, где
у – зависимая переменная (общепроизводственные затраты);
а – константа (постоянные общепроизводственные затраты);
в – ставка переменных общепроизводственных затрат;
х – независимая переменная (количество машино-часов).
Нанесем на график точки, характеризующие затраты производства (прямая). Граф. метод базируется на использовании корреляционного анализа, но без определения коэффициентов корреляции. Точка пересечения этой прямой с осью координат, на которой отражены затраты, будет характеризовать уровень постоянных затрат.
Определяем ставку переменных общепроизводственных затрат в расчете на среднемесячный объем: в = (у – а) / х = (559,1 - 350) / 31,5 = 6,64
Вследствие распределения общепроизводственных затрат на постоянные и переменные графическим методом у-е будет иметь вид: у = 350 + 6,64х
ЗАДАЧА 8 Метод наибольших и наименьших затрат
Рассмотрим механизм дифференциации затрат, используя для этой цели данные управления механизации. Допустим, ч<