Экон среда функционирования туризма. Понятие, ее субъекты.

Экон среда функционирования туризма. Понятие, ее субъекты.

Туризм – крупная межотраслевая система, элементы которой находиться в тесной взаимосвязи др с другом. Свое функционирование осуществляет в экономической среде. Эконом среда – включает все силы и организации, с которыми сталкиваются предприятия, осуществляющие виды деятельности связанные с туризмом. Поэтому система туризма должна не только знать свою среду обитания, но и уметь реагировать на происходящие в этой среде изменения. Экономическая среда включает след составляющие: природно-геогр, полит, эконом, соц, правовые, технолог, междунар, гос. Между этим элементами нельзя проводить четких границ, каждый оказывает прямое или косвенное воздействие на систему туризма, всех их объединяют такие свойства: взаимосвязанность элементов, сложность, подвижность, неопределенность.

Методы гос рег тур де-сти. Эконом стимулирование в системе гос-рег.

Основные принципы гос регулирования в тур деятельности являются: создание благоприятных условий для развития туризма, поддержка приоритетных направлений, формирование представления о б РБ как о стране интересной и благоприятной для туризма, защита прав туристов, поддержка туроператоров и турагентов. Гос регулирование подразумевает: создание льготных условий для развития туризмом детей и молодежи, поддержка отечественного тур продукта и его продвижение, помощь туроператором и турагентам для участия в межднар тур программах, лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, установление правил въезда и выезда, пребывания на территории страны с учетом интересов туристов. Тур политика осуществляется на национальном и междунар уровнях. В РБ носителем нац тур политики является Министерство спорта и туризма, оно реализует политику в отношении туризма, и содействуют его дальнейшему развитию. Средства реализации тур политики: эконом(гос субсидии, налоговые, валютные и таможенные льготы); правовые (законы, норматив акты).

Методика анализа фин устойчивости. Ликвидность и платежеспособность.

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Характеризуется обеспеченностью фин ресурсами необходимыми для функционирования, а также эффективностью их использования. На начальном этапе можно проводить горизонтальный и вертикальный анализ. Вертикальный отображает структуру обобщающих показателей в виде относительных величин, а горизонтальный отображает изменения по статьям доходов и расходов в бухгалтерских доках. Важным критерием оценки фин положения явл – ликвидность – способность тур предприятия выполнять свои обязательства по задолженности в момент наступления срока платежа. Платежеспособность – возможность тур предприятия расплачиваться по своим обязательствам. Признаки: отсутствие кредиторской задолженности и наличие средст на счете. Но предприятие явл платежеспособным даже когда свободных ден средств у него недостаточно или вовсе нет, но оно способно их быстро реализовать свои активы и расплатится с кредиторами. Здесь уже проявляется ликвидность предприятия.

Тур продукт и тур услуга.

Товар – это продукт труда, предназначенный для удовлетворения потребностей потребителя, и производится для обмена или продажи. Тур продукт, как и любой товар, обладает 2мя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Тур продукт – это комплекс услуг, которые в совокупности могут удовлетворить потребности клиента. Тур продукт относится к экономической категории, т.к. он включает услуги материального (размещение, питание) и нематериального (экскурсия) характера. Тур продукт может содержать различное количество компонентов, особенно сейчас, когда увеличивается конкуренция между предприятиями. В 1990 году была принята директива согласно которой тур продукт должен содержать как минимум два компонента. Включенные в турпакет услуги являются составляющими элементами тур продукта, а оплаченные отдельно являются тур услугами. Особенности тур продукта: нематериален, невозможно хранить, нельзя получить в собственность, производство одновременно с потреблением.

Форма ЗП и порядок выплаты.

ЗП – совокупность вознаграждений в денежной или натуральной форме, полученных работником за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в раб время. На тур предприятии имеет место сдельная и повременная форма ЗП. Сдельная – предусматривает начисления ЗП по заранее установленным расценкам за каждую единицу выполненной работы. Повременная – при которой ЗП начисляется по установленной тарифной сетке или окладу за фактически отработанное время. Важным стимулом материальной заинтересованности работников явл премия, это допол выплата поощрительного характера за опред результаты в труде.

Индустрия туризма.

Тур индустрия – совокупность производственных и непроиз видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц. Закон РБ определяет тур индустрию как совокупность гостиниц и иных объектов предназначенных для размещения туристов, питания, объектов развлекательного, познавательного, оздоровительного характера. Определение границ тур индустрии и типов предприятий входящих в ее состав- важная задача для системы туризма, так как удовлетворение потребностей клиентов требует от тур предприятий налаженной и скоординированной работы всех организации и объектов.

Системы и формы расчетов.

В сфере туризма финансовые операции по обслуживанию платежей и расчетов происходят: в наличной и безналичной форме.Безналичный расчет- средством платежа выступают ценные бумаги, имеющие денежный эквивалент, либо денежные документы, подтверждающие движение денег. Расчеты платежным поручение – документ содержащий поручение обслуживающему банку о перечислении опред суммы с его счета на счет получателя. Расчеты платежным требованием – документ, содержащий требование получателя средств к плательщику об уплате опред суммы через банк. Расчеты чеками – чеки используют в расчетах между юр лицами, а также между физ и юр лицами, включая ИП. Чек – письменное поручение владельца счета составленное для банка, о том что банк должен произвести перечисление денежной суммы указанной в чеке. Расчеты векселем – ценная бумага, в кот содержится обязательство векселедержателя уплатить опред денежную сумму векселедателю. Расчеты посредством карточек, в наст время в мире в обращении наход около 3млрд платежных карточек. Банковская пласт карточка – платежное средство проведения безнал платежей за товары. Получение нал денег и иных опреации, предусмотренных закно-вом РБ.Наличная – средством платежа выступают наличные деньги либо их заменители. Однако сфера применения наличных денег весьма ограничена. На западе наличное обращение имеет небольшое место, около 5-10%.

Фонды обращения.

Для работы туристского предприятия огромное значение имеет наличие оптимального количества оборотных средств. Последние представляют собой совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного производства и реализации туристского продукта (услуги).

Фонды обращения – средства туристского предприятия, внесенные им авансом партнеру за его услугу, являющуюся составляющей туристского пакета; средства, вложенные в туристский продукт (услугу), реализованный потребителю, но не оплаченный, а также средства в расчетах и денежные средства в банке и кассе туристского предприятия.

Оборотные производственные фонды и фонды обращения находятся в постоянном движении, обеспечивая бесперебойный кругооборот средств.

Особенности состава и структуру оборотных средств системы туризма обусловлены ее специфическими свойствами: организацией производственного процесса, структурой затрат на производство туристского продукта, местонахождением партнеров, наличием потребителей, условиями реализации.

Экономический анализ.

Эконом анализ хоз д-сти предприятия – это комплексное изучение его работы с целью объективной оценки достигнутых результатов, повышения эффективности хоз-ния, обеспечение конкурентоспособности, повышение качества обслуживания. Анализ д-сти охватывает все стороны предприятия, и определяет условия, в которых функционирует само предприятие. Виды анализа: по признаку времени (предварительный, последующий, оперативный, итоговый); по периодичности проведения (периодичный, разовый); по субъектам (внутренний, внешний); по содержанию программ (комплексный, тематический). Эконом анализ тур предприятия может рассматриваться двояко: с позиции имущественного положения и с позиции финансового положения. Эти два аспекта взаимосвязаны, т.к нерациональное использование имущества может привести к ухудшению финансового положения.

Банкротство.

Под банкротством понимается неспособность предприятия финансировать текущую деятельность и погашать срочные обяз-ва. Это имущественное разорение предприятия, установленная судом неспособность должника рассчитаться по своим долговым об-вам. Признаки банкротства: приостановление текущих платежей, повышение дебиторской задолженности в активах предприятия, задержка с предоставлением отчетности. Причины банкротства: ошибочное опред стратегии развития, низкий уровень квалификации управленческого и исполнительного состава, отсутствие или слабость маркетинга, низкое качество обслуживания туристов, форс-мажорные обстоятельства. Для предупреждения банкротства предпринимаются специальные системы расчетов. По результатам расчетов принимается решение: 1)признание баланса предприятия неудовлетворительным, предприятие – неплатежеспособным, 2)о возможности предприятия восстановить свою платежеспособность, 3)о возможности утраты своей платежеспособности. Реорганизация предприятия осущест в след формах: слияние (каждое прекращает свою д-сть и образуется новое), присоединение(одно к другому, новое юр лицо не образуется, все права и обязанности переходят к одному предприятию), выделение(разделение) – разделение одного несостоятельного на несколько, преобразование прдприятия в др орган-правов форму. При этом оно становится правопреемником прав и обязательств обанкротившегося предприятия. Ликвидация(добровольная и принудительная).

40.Планирование. Бизнес –план.

С помощью планирования опред направление и содерж деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Планирование позволяет: предвидеть перспективу развития предприятия на будущее; более рационально планировать все ресурсы предприятия; избежать риска банкротства; расширять рынки и его сегменты. Принципы планирования: непрерывность (обеспечивается сочетанием долгосрочных и краткоср планов); оптимальность (разработка альтернативного решения); стабильность(необходим для стабильного развития предприятия); выделение приоритетов (на каждом предприятии, связано с разработкой новых тур продуктов); научность планов. Методы планирования: балансовый, нормативный, расчетно-аналитический, экономико-математического моделирования, экспертный. Бизнес-план представляет собой развернутую и поэтапную экономическую программу хозяйствования на предприятии, в нем формируется стратегия, направления на выпуск конкурентоспособного товара, финансовая устойчивость предприятия. Примерная модель бизнес-плана должна включать след разделы: Резюме, 1.туристский бизнес, 2.исследованиеи анализ, 3.план маркетинга, 4.план производства, 5.организацию, управление, кадры, 6.юр план, 7.оценка рисков и страхование, 8.финансовый план, 9.стратегию финансирования.

43.Планирование. Внутрифирменное планирование.

С помощью планирования определяют направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников.

Планирование можно классифицировать по различным признакам.

Планирование делиться:

· по степени охвата различают частное планирование и общее

· по предмету планирования выделяют: целевое, планирование средств, программное планирование, планирование действий

· по временному признаку выделяют долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.

Все виды планов должны быть скоординированы и непротиворечивы. Различие планов состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется.

Планирование это исходная база, основа формирования экономической стратегии предприятия.

Ценовая политика.

Эффективная ценовая политика – ключ к успеху в современном туристском бизнесе. Под ценовой политикой следует понимать определение уровня цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от целей и задач, решаемых туристским предприятием в краткосрочном плане и в перспективе с учетом специфики и особенностей этого вида деятельности.

Туристские предприятия должны четко определить и проводить собственную ценовую политику с учетом ряда характерных для туризма особенностей.

· цена на туристский продукт является договорной, свободной;

· туристский продукт и услуги реализуются по розничным ценам;

· сезонные колебания спроса на туристский продукт и услуги предполагают сезонную дифференциацию цен и тарифов;

· высокая эластичность цен в различных сегментах туристского рынка;

· цены должны быть дифференцированы;

· розничная цена зависит от вида тура – группового или индивидуального;

· туристский продукт и услуги реализуются как на внутреннем, так и на международном рынке;

45.Эконом сущность прибыли.Прибыль отдельного предприятия состоит из двух компонентов:

1.дохода от обычной деятельности предприятия, представляющего собой разницу между выручкой от продаж и необходимыми производственными и иными затратами.

2.дохода, получаемого компанией от определенных видов ее активов, приносящих прибыль (ценные бумаги), а также активов, чья стоимость может изменяться в ходе отчетного периода.

Прибыль как экономич. категория отражает доход ТП от реализации туристского продукта или услуги, созданных в производительной деятельности путем соединения факторов производства. Она имеет количественное и качественное выражение. В первом случае прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации и издержками производства туристского предприятия. Во втором – характеризует эффективность его деятельности.

Балансовая прибыль является объектом распределения на конкретном туристском предприятии. Механизм распределения базируется на следующих основных принципах:

· полученная прибыль распределяется между государством и предприятием

· прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов, ставки которых устанавливаются законодательством

· размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должен стимулировать его хозяйственную деятельность

· прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, оставшаяся часть – на потребление.

47.Сущность и значение экономического анализа.Эконом анализ хоз д-сти предприятия – это комплексное изучение его работы с целью объективной оценки достигнутых результатов, повышения эффективности хоз-ния, обеспечение конкурентоспособности, повышение качества обслуживания. Анализ д-сти охватывает все стороны предприятия, и определяет условия, в которых функционирует само предприятие.

Методика экономического анализа – совокупность специальных приемов, способов, правил, применяемых для обработки экономической инфо. Методы экономического анализа включают экспертную оценку, сравнение, построение систем показателей и аналитических таблиц, балансовый, группировок, графический, индексный, линейного программирования. Основными источниками информации для анализа являются: бух баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к балансу, пояснительная записка.

Экон сущность дохода.

В результате реализации продукции образуется доход предприятия. Он представляет собой денежные средства, поступающие в распоряжение субъекта хозяйствования.

Денежные доходы предприятий складываются из выручки от реализации продуктов (услуг), операционных доходов, внереализационных доходов.

Операционными являются доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности организации. Это доходы, поступившие: за участие в уставных фондах других организаций; за предоставление другим предприятиям и организациям (за плату) временно свободных денежных средств; по ценным бумагам; в результате осуществления совместных проектов; от продажи основных средств и других активов; в виде процентов за использование обслуживающим банком средств, находящихся на счете организации.

Внереализационныедоходы включают в себя: безвозмездно полученные денежные средства и другие доходы, поступившие в собственность предприятия от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией туристского продукта; суммы дооценки активов; курсовые разницы; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской, дебиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; штрафы, пени, неустойки.

Под выручкой от реализации понимается сумма денежных средств либо иное имущество в денежном выражении, полученные либо подлежащие получению в результате реализации товаров по ценам, тарифам в соответствии с договором за данный период времени.

Баланс как объект анализа. Содержание, взаимосвязь статей.

В конце каждого месяца и года все предприятия составляют бухгалтерский баланс. Он является способом группировки в денежной оценке хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам образования на определенную дату. После того, как по счетам определены обороты и сальдо, составляется баланс, в котором записываются остатки каждой группы средств по составу и источникам образования. Схематически он представляет собой двустороннюю таблицу, левая часть которой называется активом и служит для отражения средств по их составу и размещению: основные средства, МБП, готовая продукция и т.д. Правая часть баланса называется пассивом и служит для отражения этих же самых средств, но по источникам их образования: уставный фонд, резервный фонд, кредиты банков, прибыль и т.д. Пассив отвечает на вопрос «откуда?» появились средства, а актив - «куда?» эти средства вложены. Так как в балансе записываются одни и те же средства, толь ко по двум группировкам — по составу и размещению, источникам образования и назначению, то актив по общей сумме всегда дол жен быть равен пассиву баланса. Средства в балансе записываются по отдельным статьям и группируются в разделы. После каждой статьи баланса указывается номер (код) синтетического счета. Для заполнения баланса берется сальдо по синтетическим счетам и составляется баланс сначала в рублях (для себя). Для налоговой инспекции, райфинотдела, фонда социальной защиты населения (специальная отчетность) в выписке из баланса для банка суммы округляются до тысячи рублей. На предприятии необходимо оставлять в качестве отчета оба баланса, т.е. в рублях и в тысячах рублей. Составляется бухгалтерский баланс нарастающим итогом за каждый месяц. Сдаются балансы к установленному сроку по итогам работы предприятия за год. Баланс используется для анализа хозяйственной деятельности, т.е. для анализа обеспеченности основными и оборотными средствами, наличия средств по источникам образования, состояния дебиторской и кредиторской задолженности, конечного финансового результата хозяйственной деятельности (прибыль или убыток). Бухгалтерский баланс — это метод отражения средств по их составу и по источникам образования в измерителе на определенную дату.

Статистика туризма.

Чтобы измерение туризма было достоверным, необходимо пользоваться статистическими данными, которые должны быть сопоставимыми (во времени и пространстве) и последовательными (совместимыми с принятыми на международном уровне макроэкономическими системами отчетности).

Подобная информация должна охватывать нижеследующие аспекты:

1.анализ спроса, обусловленного различными формами туризма, классифицирующегося в соответствии с характеристиками посетителей или целями визита, а также в соответствии с требуемыми продуктами и услугами;

2.воздействие туристского предложения на основные макроэкономические переменные рассматриваемой страны;

3.виды занятости и профессий в туризме, способы капиталообразования и нефинансовых инвестиций;

4.импорт и экспорт в туристской отрасли, их воздействие на платежный баланс;

5.влияние на доходы государства, формирование личных доходов или прибыли туристских предприятий;

Статистика туризма ведется, в том числе в целях оценки вклада международного туризма в экономику страны. За основу берутся: платежный баланс; основные тенденции и направления развития международного туризма; исходные данные, на которых базируются планирование и проведение маркетинговых исследований; сведения о продвижении туристского продукта и т. д.

Согласно рекомендациям ВТО, статистика международного туризма осуществляется по двум важным разделам:

· статистика туристских потоков; статистика туристских доходов и расходов.

Экон среда функционирования туризма. Понятие, ее субъекты.

Туризм – крупная межотраслевая система, элементы которой находиться в тесной взаимосвязи др с другом. Свое функционирование осуществляет в экономической среде. Эконом среда – включает все силы и организации, с которыми сталкиваются предприятия, осуществляющие виды деятельности связанные с туризмом. Поэтому система туризма должна не только знать свою среду обитания, но и уметь реагировать на происходящие в этой среде изменения. Экономическая среда включает след составляющие: природно-геогр, полит, эконом, соц, правовые, технолог, междунар, гос. Между этим элементами нельзя проводить четких границ, каждый оказывает прямое или косвенное воздействие на систему туризма, всех их объединяют такие свойства: взаимосвязанность элементов, сложность, подвижность, неопределенность.

Наши рекомендации