Управление инновационными проектами.

ИП-это комплекс работ по созданию и реализации инноваций от исслед-я до практич использ-я рез-тов. Цель – создание и освоение новых технологий и (или) видов прод-ции и услуг,а также разработка новых решений производственного,соц-эк и организационного хар-ра. Проекты могут выполняться самост-но или быть частью гос-ных,отраслевых,региональных и международных научно-технических программ. Иннов-й проекткомплект документов,определяющих систему научнообоснованных целей и мероприятий по решению проблемы,организацию инновационных процессов в прострвнстве и во времени. Научная обосн-сть мероприятий достигается сблюдением научных подходов к менеджменту,применением современных методов. КЛАССИФИКАЦИЯ:1.Продуктовая,связ.с разраб-кой и внедр-ем новой или модернизацией выпускаемой пр-ции;2.Процессные,обусл-ны новшествами в осущ-нии производственного процесса (разраб-ки новой техники,технологий,способов и методов орг-ции производства и упр-ния)3.Рыночные,основаны на дифференциации деят-сти предпр-я на рынке (н-р: внедрение новых способов продвиж-я товара)4.Социальные,связанные с новшествами в соц.сфере (новая система соц защиты р-ков,новые эл-ты соц-ной инфрастр-ры)5.Экономические,связ-ные с нововвед-ями в эк-ой сфере(новый эк-ский мех-м,новые эл-ты эк-ского инструментария)6.Экологические,связ-ные с нововвед-ями в экологич сфере (новые спос утилизации отходов и т.д.)

По уровню утверждения финансирования и реализации ИП может подразделяться на:1.Межгосударственные; 2.Государственные; 3.Региональные;4.Отраслевые;5.Отдельного предприятия.Принцип-осн-е Исх-е положение теории,правила поведения объекта упр-ния в какой-л. деят-сти или правила поведения личности. I гр. Принципы оценки конкурентоспособности:1)прим-ние колич. методов оценки; 2) показ-ли должны быть одного уровня иерархии; 3) исп-ние системного и комплексного подходов в форм-нии показ-лей; 4) прим-ние показ-лей в ретроспективе;II гр. Принципы упр-ния эк-кой страны:1)воспроиз-ва сис-мы жизнеобеспечения эк-ки страны путем сохранения экосис-мы, прим-ние ресурсосберегающ. технологий; 2)правовой регламентации на всех уровнях упр-ния;3)соц. ориентации развития эк-ки страны;4)научной обоснованности систем упр-ния;5)ориентация эк-ки на инновац. путь развития;6)ранжирования объектов упр-ния по степени их важности;7)единства теории и практики упр-ния;8)сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта;и др.III гр. Принципы рационализации структур:1)правовая обоснованность сис-мы упр-ния объектом;2)форм-ние миссии орг-ции,в кот. четко опред-на философия,предназначение и цели стр-ры;3)ориентация на достижение конкурентосп-сти объекта упр-ния;4)изучение мех-зма дествия закона конкуренции на конкр. рынке и в силу конкуренции на нем;5)структуризация цели орг-ции как min.для 3-ех уровней иерархии;6)повыш-е уровня автоматизации на основе инф-ных технологий;7)обеспечение оптим. колич. определенности стр-ры орг-ции;8)обеспечение адаптивности орг. стр-ры упр-ния(ОСУ) к внешн. среде путем построения гибких,легко переналаживаемых стр-р на основе проведения мониторинга внешн. среды;9)ориентация стр-ры на проблемы;10)сокращение числа связей в сис-ме до оптим. уровня;и др.IV гр. Принципы рационализации процессов:1)соверш-ние сис-мы упр-ния процессами;2)ориентация на повыш-екач-ва;3)инновац. хар-р развития;4)подбор команды профессионалов, max-но исп-щих синергетический эффект;5)автоматизация упр-ческих процессов по их ф-ям;6)стимулирование достижения заплан-го рез-та; и др.V гр. Принципы работы рук-ля,как субъекта упр-ния:1)вып-е квалиф-ных требований;2)рац. сочетание методов упр-ния; 3)построение сис-мы мен-та орг-ции;4)обеспечение приоритетов стратег. вопросов перед тактич-ми;5)прим-ние разл. научных подходов;6)построение и изучение псих. портрета личности подчиненного;7)уважение личности;8)стимулирование труда; 9)единоначалие;10)научная орг-ция труда(НОТ);11)корпорат.дух; 12)обеспечение норм. псих. климата в коллективе;и др.Порядок разработки (ип).Руков-во разраб-ой и реализ. ип осущ. рук-ль проекта (проект-менеджер)и научно-технический совет(НТС). В состав НТС входят ведущие спец-ты по тематическим направлениям проекта, несущие ответ-ть за выбор научно-технич. реш-ий, степень их реализ., полноту,и комплек-ть мероприятий необход. для достиж. целей и экпертизу получ.рез-ов. Рук-ль проекта-юрид. лицо, кот-му заказчик (Министерство,пред-е и др.) делегир.полномочия по рук-ву работами проекта:планир-е, контролю, координац. работ всех участников. Команда проекта-специф.орг.струк-ра возглав.рук-ем проекта и создаваем. на период осущ-я проекта с целью своеврем. достиж-я плановых показат-ей. Раз-ка ИП заверш. подготов. проект.док-ии, состав кот. опред. спецификой ИП. ИП любого ур-ня должен сод-ть след.разделы:1.сод-е и актуальность проблем исслед. 2.резюме рук-ля 3.дерево целей проекта. 4.сист.мероп-ий по реализ.дерева целей проекта. 5.комплексное обоснование проекта. 6.хар-ка НТС получ.по данному проекту.7.экспертное закл.проекта. 8.мех-м реализ





ПРОДОЛЖЕНІЕ 37

. проекта и система мотивации. Сдать проект-значит установить соот-е рещ-й принят.заказ-ом при раз-ке концеп-ии проекта получ. при его реал-ии рез-ом. Если рез-ом проекта явл. готовый объек, от необ-мо провести эксплуатир. испытания, кот.вкл. 1.проведение сравнений тех-ко-экон-их парам-ов раз-ки с запланир. показ-ми 2.опред-е причин откланений 3.раз-ка мероприятий по их устранению 4.организ.работ по устранению недоделок. Если в рез-те приёмочных испыт-й будет получ. продукц. отвеч-ая треб-ям проекта, то формир. протокол комиссии по приёмке готовых объектов. Рез-ты испыт.явл. основ-ем для передачи ответ-ти от организ-ии исполнителя к заказ-ку. Закрытие договора осущ-ся в след.этапы:1.проверка фин.отчётности. 2.паспортизация3. выявление невыполненных обяз-в 4. завершение невыполненных обяз-в.Экспертиза инновац. проектов.Экспертиза инновац. проектов – процедура комплексной проверки и контроля:А)качество системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и др. документов входящ. в состав проекта.Б) профессионализм руководителя проекта и его командыВ) научно-технич. и производственного потенциала конкурентоспособности проекта и организации.Г) достоверности выполнен. расчетов, степень риска и эффективности проекта.Д) качество механизма разраб. и реализ. Проекта, возможности достижения поставленной цели.Объем и глубина проверки при экспертизе опред. ген. заказчиком в зависимости от вида. Экспертиза проводится на основании след. принципов:

1) Наличие независимой группы исследователей , выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы.2.При расчете добавленной стоимости в деятельность в области исследований рассматривается как производственная.3.Проведение предварительных прогнозир-щих и планир-х расходов на среднесрочную экспертизу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля.4.Методы контроля должны быть увязаны с перспективами развития руководства.5.Эксперты имеют право требовать любую информ , касающ. разработке проекта.Управление реализацией проекта предполагает циклическое взаимод-вие:1)контроля результата выполнения проекта; 2)координация отклонения в проектных работах(ПР).Процедуру контроля иннов-го проекта принято осущ-ть по 3 направлениям:-контроль времени выполнения ПР -контроль стоимости выпол-я ПР -контроль качества выпо-ия ПР. Для контроля времени ПР исп-ся оптимизац-й сетевой график выполнения, оценочные таблицы сроков вып-ния работ и строящийся на их основе график Ганта. Он служит для иллюстрации соотнош-я между запланир-ми и фактич-ми сроками вып-ния работ.Контроль стоимости проекта осущ-ся с помощью спец-х пок-лей:1.сметная стоимость работ(ССР)-начисленная накопленным итогом сметная стоимость работ, заплан-ых к конкрет. моменту времени.2.сметная стоимость выполненных работ(ССВР)- исчисляемая накопленным итогом сметная стоимость работ, реально завершённых к конкрет. моменту времени.3.фактическая стоимость выполненных работ(ФСВР)-исчисляемая накопленным итогом фактическая стоимость работ, реально завершённых к конкрет. моменту времени.На основании данных пок-лей рассчит-ся контрольные цифры спец-ых, абсолют-х и относит-ых пок-лей. Абсолют-е пок-ли позволяют принимать текущее решение о выполнении бюджета проекта.Основные абсолютные показатели:1) отклонение по расписанию Ор =ССВР – ССР; (–)- отклонение по времени.2) отклонение по стоимости Ос= ССВР – ФСВР;(– )- отклонение от сметы.Относительные показатели:1) выполнение плана на фиксиров-ю дату: Пд=ССВР/ССРЭтот показатель отражает: ск-ко руб. фактически выполненной на конкрет. момент работы прих-ся на 1 руб изначально запланированной к выполнению на данный момент, т.е как в стоим-м выражении выполняется первонач. план хода работы.2)эф-ть стоим-ти , выпол-й на конкрет дату работы: Эд=ССВР/ФСВРВеличина этого пок-ля хар-ет, какую часть плановой ст-ти факт-ки выполненной к конкрет моменту работ покрывает 1 руб затрат фактически понесённых на выполнение этих работ. Контроль качествавыполнения ПР производится на основе сопоставления получаемых промежуточных рез-тов с требованиями к проектной документации. Координация выявляемых отклонений может осущ-ся с помощью 3стратегий: 1.манипулирование рес-сами;2.манипулирование временем;3.манипулировае продуктом.

Наши рекомендации