Культура потребления. Социальные технологии потребления. Культура индивидуального потребления
Процесс потребления представляет собой специфическое взаимодействие индивида и общества, связанное с производством, распространением и использованием материальных и духовных благ. Понятие «культура потребления» характеризует этот процесс с точки зрения его качества, степени развития и той или иной связи его с достигнутым обществом уровнем технико-технологического, материального и духовного развития, а также меры овладения индивидами этими достижениями.
Культура потребления – это характеристика процесса потребления с точки зрения его качества, уровня развития. Изучение культуры потребления предполагает выделение 3-х основных проблем: 1. культуры производства, которая находит конечное выражение в культуре сервиса; 2. социальные технологии потребления; 3. культуры индивидуального потребления.
Предметная сторона сервиса:
· технологическая, т.е. качество товаров и услуг. зависит от уровня развития техники и технологии, культуры производства;
· экономическая – эффективное использование всех ресурсов (сырьевых, энергетических, и т.д.) в сочетании с высокой производительности труда;
· эстетическая – уровень использования эстетических ценностей работниками сервиса в процессе деятельности по обслуживанию клиентов.
Технологический, экономический и эстетический аспекты культуры сервиса характеризуют преимущественно вещественную, предметную сторону. Деятельную, человеческую сторону культуры сервиса характеризуют такие аспекты, как психологический и этический.
Деятельно-человеческая природа культуры сервиса:
· психологическая – уровень развития психологических умений и навыков работников сферы сервиса для наиболее эффективного обслуживания клиентов.
· этическая, т.е. степень следования персоналом в своей деятельности этическим нормам и правилам поведения.
Социальные технологии потребления
Социально-технологическая сторона культуры потребления – технико-технологическая, организационно-технологическая и те стороны, которые организуют деятельность потребителей товаров и услуг, их взаимодействие с предприятиями сервиса.
Простые односоставные процессы потребления не требуют специальных социальных технологий. В то время, как в многоактном процессе потребления без них не обойтись (купля-продажа недвижимости). О наличии, тем более о высокой культуре потребления можно говорить лишь тогда, когда социальная технология разработана, основана на разумных принципах, служит интересам потребителя (а не предприятия сервиса или бюрократов-чиновников) и доведена до сведения потребителя. Социальная технология процесса потребления должна удовлетворять определенным условиям:
1. должна соответствовать интересам обеих сторон: и продавца, и покупателя (продавец (поставщик услуг) стремится не к обману, а к максимальной прозрачности отношений с покупателем (потребителем услуг). В соответствии с этим он заинтересован в информировании покупателя (потребителя), разъяснении ему всего процесса осуществления социальной технологии, его этапов, процедур, форм, методов и т.д.).
2. В отношениях между поставщиком товаров и потребителем главенствующая роль должна принадлежать потребителю, поскольку именно он определяет характер товара (услуги), его свойства и качества.
3. Социальная технология потребления самых сложных услуг должна быть максимально простой.
4. Каждый вид услуги требует свой специфической социальной технологии.
Индивидуальное потребление
Культура потребления зависит и от культуры потребления, которой обладает индивид. Она обусловлена уровнем воспитания, образования, широтой потребностей, интересов, умениями и навыками в различных видах деятельности и т.д.
Культура потребления складывается из:
- знаний о товарах и услугах: культура индивида тем выше, чем шире и полнее его знания (При этом культура индивида будет тем выше, чем глубже, полнее и всестороннее его знания о товарах и услугах);
- умения их использовать на практике, всесторонне, с учетом всех их свойств и возможностей (Использование любого товара или услуги может быть как поверхностным, односторонним, так и глубоким, всесторонним, учитывающим все его свойства, возможности).
В зависимости от типов и видов потребления можно дифференцировать разные типы и виды культур. К типам индивидуального потребления относятся материальное и духовное потребление. К видам материального потребления относятся физиологическое, физическое, техническое, бытовое и др., а к видам духовного потребления – литературное, музыкальное, театральное и др.