Потребительство и потребление. Смысл богатства человека: быть или иметь. Разумные потребности и их критерии.
Если индивид долгое время удовлетворял свои потребности (и прежде всего материальные) не в полной мере из-за отсутствия возможностей (нехватки предметов или недостаточности денежных средств), то с появлением возможностей он удовлетворяет свои не удовлетворяемые ранее потребности чрезмерно. И потребление переходит в свою противоположность – потребительство.
Массовое производство и потребление принесли существенное улучшение жизни подавляющего большинства населения развитых стран мира. Массовое потребление подняло жизнь простого человека (а не только господствующих или избранных групп) на уровень, соответствующий современному технико-технологическому развитию и достойный человеческого существования. Жизнь людей в условиях массового потребления становится комфортной. НО, в условиях массового потребления проявляет себя культ материального потребления, т.е. в жизни человека потребление выходит на первое место. И он начинает жить, чтобы потреблять, а не наоборот – потреблять, чтобы жить. Таким образом, утрачивается главная ценностная ориентация человеческого существования – реализация человеческой сущности, индивидуальности. При этом потребление приобретает престижный характер. * Потребляемым вещам приписывается способность придавать их владельцам социальный вес и др. Потребительство является определенным образом мышления, образом жизни. Для него характерно превращение потребностей низшего уровня и прежде всего материальных в самоцель, в нечто вроде смысла жизни. В основе потребительства лежит стремление индивида самоутвердиться, проявить себя исключительно в сфере потребления, вписаться в ту или иную систему престижного потребления.
Вследствие этого потребительство ведет не к развитию личности, не к выражению ее индивидуальности, самобытности, а к усреднению, нивелированию и соответственно обезличиванию, т.е. к утрате личностью ее индивидуальности.
Потребление – способность внедрению в повседневную жизнь широких слоев населения материальных благ и услуг, которые ранее были символом и принадлежностью привилегированных слоев общества (общество потребления).
Потребительство – человек не потребляет, чтобы жить, а живет, чтобы потреблять. Появился культ материального потребления – является определенным образом мышления, образом жизни. Для него характерно превращение потребностей низшего уровня и, прежде всего, материальных, в самоцель, в нечто вроде смысла жизни.
Другая крайность потребительства – аскетизм. Та или иная ориентация в потреблении (потребительство или аскетизм, или нормальное потребление) зависит не только от технико-технологического, экономического, политического уровней развития общества, всей системы социальных условий жизни индивида, но и от него самого (его образования, воспитания, воли, стремлений, ценностных ориентаций, желаний и т.д.). В конечном счете индивид может по разному относиться к социальным условиям своей жизни и к самому себе. В зависимости от этих отношений каждый индивид определяет, выстраивает свой жизненный путь и оказывает влияние на свою судьбу.
Воздействие на потребности с целью управления ими закономерно ставит вопрос о том, какие потребности следует воспитывать, вырабатывать у человека?
Для решения проблемы разумных потребностей основополагающее значение имеет то, что в жизнедеятельности человека берется в качестве главного, первичного, определяющего фактора. Как было показано выше , исходным принципом в современном понимании человека следует брать материальные потребности и интересы индивида. Принцип первичности материальных потребностей и интересов индивида выступает не только основной для определения разумных потребностей, но и конкретизируется в них. Актуальность проблемы разумных потребностей и интересов существенно возросла во второй половине ХХ века и для всего человечества в связи с обострением проблемы исчерпаемости природных ресурсов и их распределения, с ростом народонаселения и нехваткой продовольствия, с возникновением глобального экологического кризиса и др.
1) наличие разумных потребностей надо признать не в эфемерном будущем, а в реально существующем обществе, в реальной жизнедеятельности индивидов.
2) Всеобщая и постоянная ориентация индивидов на разумные потребности и интересы порождает общеисторическую тенденцию развития человечества – переход от менее разумных к более разумным потребностям, от разумности низших порядков к разумности все более высоких порядков.
3) потребности перехода от принципа коллективизма к принципу индивидуализма. Индивидуализм представляет собой преодоление противоположных крайностей коллективизма и эгоизма. Он ставит во главу угла потребность и интересы индивида.
4) потребности и интересы самореализации индивида являются подлинно и единственно разумными потребностями и интересами. И напротив, неразумными являются те потребности и интересы, которые не связаны с самореализацией индивида.
Разумные потребности – это потребности, которые главным образом служат самореализации индивида, развитию его задатков, способностей, талантов. Критерии:
· Принцип коммунистической идеологии (в советское время – пр. коллективизм)
· Принцип индивидуализма (прир-ся к принципу эгоизма и эгоцентризма. Крайний случай – авторитарность (авторитарный режим) – подчинение единственному)
· Принцип индивидуализма с другой стороны – В развитых странах подкреплено законодательно и идет на развитие каждой личности.
· Ориентация индивида при удовлетворении своих потребностей и интересов на раскрытие, развитие и реализацию своей индивидуальности (самореализация).
Смысл богатства. Быть или иметь?