Суть обязательного претензионного порядка в следующем.
Лицо, права которого нарушены, до обращения в суд обязано в письменной форме предъявить претензию другой стороне-правонарушителю, т. е. предпринять попытку урегулирования разногласий. Сроки предъявления претензии определяются федеральными законами либо договором. Если законом или договором срок для предъявления претензии не установлен, претензия предъявляется в течение срока исковой давности.
В претензии указывается: наименование стороны-заявителя; наименование стороны-адресата; дата и номер претензии; сумма претензии и ее обоснованный расчет, если претензия подлежит денежной оценке; обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующее законодательство; перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств; иные сведения, необходимые для урегулирования спора, например почтовые и платежные реквизиты заявителя претензии, и т. п. Претензия подписывается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем и отправляется другой стороне письмом, по телеграфу, телетайпу или посредством иной связи, обеспечивающей фиксирование отправления, либо вручается под расписку.
Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и ответить на нее в срок, предусмотренный федеральным законом или договором. Например, претензии к перевозчику подлежат рассмотрению в 30-дневный срок. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок (п. 2 ст. 797 ГК РФ). В предложении о расторжении (изменении) договора может быть указан срок для ответа на претензию, а если такой срок в претензии не указан и не установлен законом либо договором, то срок для ответа составляет 30 дней (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
Сторона, получившая претензию, проверяет законность и обоснованность требования заявителя. Она может затребовать дополнительные документы, провести совместную выверку расчетов, экспертизу (например, товароведческую) или другие действия, обеспечивающие урегулирование спора в претензионном порядке. Сторона, получившая претензию, обязана сообщить заявителю в письменной форме о результатах рассмотрения
претензии: об удовлетворении требования полностью или частично либо об отказе в удовлетворении. В ответе на претензию указывается: наименование ответчика и наименование заявителя претензии, дата и номер ответа, дата и номер претензии; при полном или частичном удовлетворении претензии — признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке; при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии — мотивы отказа со ссылкой на законодательство и доказательства, обосновывающие отказ; перечень прилагаемых к ответу на претензию документов и других доказательств.
В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения ответа на претензию в срок заявитель претензии вправе предъявить иск в арбитражный суд.
В случаях, когда претензионный порядок не является обязательным, т. е. не предусмотрен федеральными законами и договором, предприниматели вправе подать исковое заявление непосредственно в суд, минуя стадию досудебного урегулирования разногласий.
58. Рассмотрение споров Международным коммерческим арбитражем при торгово-промышленной Палате РФ
Международный коммерческий арбитраж создается согласно Закону РФ «О Международном коммерческом арбитраже» для разрешения споров, возникающих в сфере международной торговли. Постоянно действующими арбитражными организациями в России являются Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК). Оба арбитража состоят при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ и представляют собой общественные (а не государственные) арбитражные организации.
Для рассмотрения спора в порядке арбитража в Арбитражном суде (или в МАК) необходимо, во-первых, чтобы он относился к тем категориям споров, рассмотрение которых входит в компетенцию этого арбитража, и, во-вторых, чтобы имелось соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение данного арбитража.
Международный коммерческий арбитражный суд осуществляет свою деятельность на основе о Закона О Международном коммерческом арбитраже» и в соответствии с регламентом, утвержденным Торгово-промышленной палатой, которая устанавливает ставки арбитражных сборов, размер гонораров арбитров и других расходов.
В Международный коммерческий арбитражный суд по соглашению сторон передаются споры:
- из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей;
- предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории России, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.
Гражданско-правовые споры включают, в частности, отношения по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товаров, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, инвестициям, совместному предпринимательству и другим формам предпринимательской кооперации.
Международный коммерческий арбитражный суд принимает к своему рассмотрению и споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров РФ.
Решения Международного коммерческого арбитражного суда исполняются сторонами в определенные судом сроки. Не исполненные в срок решения приводятся в исполнение в соответствии с законами и международными договорами.