И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 2 страница. Суть административно-хозяйственных функций сводится к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом путем установления порядка его

Суть административно-хозяйственных функций сводится к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом путем установления порядка его хранения, реализации и т.п. Подобными функциями наделены, в частности, начальники АХЧ, главные (старшие) бухгалтеры, заведующие складами, другие начальники хозяйственных и финансовых отделов и служб.

Один и тот же субъект должностного преступления может иметь как один признак должностного лица, так и несколько. Привлекая лицо к уголовной ответственности за такое преступление, суд должен указать тот (те) признак (признаки), который (которые) был (были) использован (использованы) при совершении данного деяния.

Постоянное или временное осуществление должностных функций возможно, если лицо занимает соответствующую должность в государственных или муниципальных органах или учреждениях.

Специальные полномочия - это осуществление разовых либо срочных поручений должностного характера без занятия должности. Основанием для таких полномочий должны быть правовые акты (законы, приказы, доверенности и т.п.)

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" "исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой".

Особую категорию специальных субъектов должностных преступлений составляют лица, указанные в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК РФ.

Это, во-первых, лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" к таковым относятся: во-первых, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министры, руководители федеральных ведомств, председатели палат Федерального Собрания РФ, его депутаты, судьи, т.е. лица, занимающие государственные должности высшей категории "А" (о них говорится в примечании 2 к ст. 285 УК РФ), во-вторых, указанные в примечании 3 к ст. 285 УК РФ, к которым относятся руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, которые, в соответствии со ст. 1 названного Федерального закона, также занимают государственные должности категории "А".

Должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", являются государственными должностями категории "Б". Их перечень, классифицированный по группам, дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации, утвержденном Президентом РФ. К Реестру прилагается перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим соответствующие должности. Сводный перечень государственных должностей РФ утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 (в ред. от 1 декабря 2008 г.)

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, составляют еще одну разновидность специальных субъектов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления, которые тоже могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение отдельных должностных преступлений в случаях, специально указанных в законе (ст. ст. 288, 292 и 292.1 УК РФ).

Следует особо подчеркнуть, что судебно-следственная практика не признает субъектами должностных преступлений рядовых работников, фактически осуществляющих разовые административно-хозяйственные функции в государственных органах и органах местного самоуправления по устному указанию или просьбе надлежащего должностного лица, которые не были им юридически оформлены в установленном порядке.

В соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ к числу должностных лиц теперь не относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных предприятиях. Данная категория лиц, в соответствии с примечанием к ст. 201 УК РФ, за злоупотребления по службе несет уголовную ответственность по статьям гл. 23 УК РФ ("Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях"). Это нововведение обусловлено тем, что в условиях рынка система экономических отношений строится на горизонтальных связях. Все участники рыночных отношений, независимо от формы собственности, на которой базируется их деятельность, равноправны. Указанные отношения лишены властно-распорядительного и публичного характера. Взаимоотношения между собственником и руководителем предприятия регулируются заключаемым контрактом. Обязательным же признаком контракта как разновидности правового договора является равенство сторон, исключающее наличие у них властных полномочий по отношению друг к другу.

Не являются субъектами должностных преступлений лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в различных общественных объединениях, партиях, движениях, коммерческих структурах, независимо от их форм и видов. Уголовная ответственность для этой категории лиц предусмотрена статьями гл. 23 УК РФ "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях".

Анализ изложенных выше признаков позволяет выделить следующие характерные особенности преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

1. Наличие единого видового объекта рассматриваемых посягательств.

2. Специальный субъект данных преступлений, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 291 и 291.1 УК РФ.

3. Осуществление посягательств путем использования имеющихся у виновного должностных полномочий.

Исходя из этого, следует дать следующее понятие преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: это предусмотренные гл. 30 УК РФ умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения, регулирующие нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершаемые должностными лицами, государственными служащими или служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числу должностных лиц, при исполнении служебных полномочий или в связи с занимаемым ими служебным положением либо в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, иными лицами, причиняющими или способными причинить существенный вред охраняемым законом интересам общества или государства, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо законным интересам граждан или организаций.

§ 2. Классификация преступлений против

государственной власти, интересов государственной службы

и службы в органах местного самоуправления

В УК РСФСР 1960 г. большинство преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, были включены в гл. VII ("Должностные преступления") и именовались в отечественной теории уголовного права должностными преступлениями. Но едва ли правомерно сохранять указанное название для исследуемой группы преступлений, как это делают некоторые авторы <1>, когда их система и количество в действующем УК России существенно изменились.

--------------------------------

<1> См., например: Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М., 2001. С. 558 - 559.

Преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ, совершаются в сфере государственной службы (федеральный и региональный уровни государственной власти) и службы в органах местного самоуправления (местный уровень государственной власти) и посягают, как правильно отмечает Б.В. Здравомыслов <1>, "на функционирование и престиж органов государственной службы и на деятельность (интересы службы) органов местного самоуправления". Субъектами этих преступлений являются не только должностные лица (ст. ст. 285, 285.1, 285.2, 286, 287, 289, 290 и 293), но и иные государственные служащие и служащие органов местного самоуправления (ст. ст. 288, 292 и 292.1). Иными словами, рассматриваемую группу преступлений с полным основанием следовало бы именовать служебными преступлениями в сфере публичной (государственной) власти. Однако преступления, предусмотренные ст. ст. 291 и 291.1, не входят в группу служебных или, тем более, должностных (служебных) преступлений, так как субъектом их преступлений может быть любое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Это иные преступления в сфере государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершаемые лицами, не являющимися служащими указанных органов, но содействующие совершению должностного преступления.

--------------------------------

<1> См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. М., 1996. С. 385.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления нередко относят к коррупционным преступлениям, что нашло определенное подтверждение в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ о противодействии коррупции при установлении и законодательном закреплении юридически значимого понятия коррупции.

Согласно ч. 1 ст. 1 указанного Закона коррупция есть некая совокупность деяний, которые, судя по их названию, рассматриваются законодателем в качестве преступлений, предусмотренных, в частности, ст. ст. 285, 290 УК РФ, и иных деяний, которые определяются как "использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц". К коррупционным деяниям отнесены "незаконное предоставление... выгоды указанному лицу другими физическими лицами" (например, дача взятки) и все указанные деяния, совершенные "от имени или в интересах юридического лица".

Энциклопедический словарь определяет коррупцию как преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения <1>.

--------------------------------

<1> Советский энциклопедический словарь. М., 1982. С. 642.

В Толковом словаре русского языка, Российской юридической энциклопедии, Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, в трудах многих отечественных ученых-юристов понятие коррупции ассоциируется с совокупностью деяний (преступлений, правонарушений) государственных служащих (должностных лиц), заключающихся в корыстном использовании своей власти (служебных прав и властных полномочий, занимаемого положения, возможностей, статуса) для получения выгоды в личных целях, в интересах третьих лиц или групп.

Анализ соответствующих международных и национальных нормативных правовых актов и позиции ученых по данному вопросу позволяет определить коррупцию как "преходящее, исторически изменчивое, противоречащее этическим нормам взаимоотношений власти и общества и установленному порядку несения службы негативное социально-правовое явление, выражающееся в совокупности (системе) умышленных правонарушений (преступлений), совершаемых публичными служащими (вариант: "государственными и муниципальными служащими") или служащими частного сектора (вариант: "служащими коммерческих и иных организаций") с незаконным использованием своего служебного (должностного) положения, связанных с ним возможностей и авторитета власти вопреки интересам общества и государства в целях извлечения материальной выгоды в виде имущества, прав на имущество или услуг имущественного характера в интересах себя самого, другого физического или юридического лица либо группы лиц" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сидоров Б.В., Киршин В.Г. Коррупция и противодействие коррупции: законодательное определение, критический анализ и вопросы совершенствования антикоррупционного законодательства / Под общ. ред. Б.В. Сидорова. Казань, 2009. С. 25.

На основе более четкого определения коррупции, основных ее признаков в структуре преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, можно выделить следующие подструктуры (группы) деяний:

1. Подсистема (собственно) коррупционных преступлений.

Эту группу должны составить различные виды незаконного использования физическим лицом своего должностного (служебного) положения в целях извлечения имущественных выгод для себя или других лиц либо в интересах юридического лица. Полагаем, в число таких преступлений следует включить лишь деяния, обладающие всеми основными признаками коррупции: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2), внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3), превышение должностных полномочий (ст. 286), если все эти деяния совершены в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц; незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289); получение взятки (ст. 290); служебный подлог (ст. 292); незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1), при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.

2. Подсистема преступлений, создающих условия для совершения коррупционных преступлений.

Это: дача взятки (ст. 291), означающая умышленное содействие совершению коррупционного преступления (получению взятки); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1); а также нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2), внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3), превышение должностных полномочий (ст. 286), неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) и незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1), если все эти преступления совершены не в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц. Указанные преступления облегчают, помогают, подталкивают или создают иные условия для совершении коррупционных преступлений.

Данную группу можно определить как иные, некоррупционные преступления против интересов государственной службы или службы в органах местного самоуправления, содействующие совершению коррупционных преступлений либо служащие основанием для их совершения или прикрытием последних.

Эту группу можно подразделить на подгруппы, т.е. на преступления:

а) содействующие коррупционным преступлениям и совершаемые лицами, не являющимися специальными субъектами преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ (состав дачи взятки - ст. 291 и посредничества во взяточничестве - ст. 291.1);

б) служащие основанием или прикрытием коррупционных преступлений, совершаемые должностными лицами или иными государственными служащими или служащими органов местного самоуправления (все иные преступления данной группы).

3. Иные должностные преступления некоррупционного характера, причиняющие или создающие опасность причинения крупного ущерба, тяжких последствий или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

К таковым можно отнести преступления, предусмотренные ст. ст. 286.1, 287 ("Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации") и ст. 293 ("Халатность").

§ 3. Конкретные виды преступлений против

государственной власти, интересов государственной службы

и службы в органах местного самоуправления

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). В ст. 285 злоупотребление должностными полномочиями определяется как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

В 1997 г. было зарегистрировано 2848 злоупотреблений должностными полномочиями, в 1998 г. - 3157, в 1999 г. - 4176, в 2000 г. - 4797, в 2001 г. - 4133, в 2002 г. - 3818, в 2003 г. - 4400, в 2004 г. - 5033, в 2006 г. - 6634, в 2007 г. - 5852, в 2008 г. - 6055 преступлений, совершенных на территории Российской Федерации <1>. Из приведенных данных уголовной статистики прослеживается некоторая тенденция к возрастанию числа рассматриваемых преступлений. К сожалению, официальная статистика не дает четкого представления относительно фактической распространенности этого вида коррупционной преступности, обладающей высокой степенью латентности <2>.

--------------------------------

<1> См.: Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С. 386.; Закономерности преступности, стратегия и закон. М., 2001. С. 542; Преступность в России начала XIX века и реагирование на нее. М., 2004. С. 105.

<2> См.: Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. С. 272, 276; Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М., С. 269.

Общественная опасность данного деяния состоит главным образом в том, что в результате его совершения нарушаются общественные интересы, дестабилизируется законная деятельность аппарата государственной власти, власти органов местного самоуправления. Особое значение правильная уголовно-правовая оценка злоупотребления должностными полномочиями приобрела после ратификации Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. и Конвенции ООН против коррупции 2003 г. Федеральным Собранием РФ. Как отмечалось, злоупотребление должностными (служебными) полномочиями лежит в основе законодательного определения коррупции (ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции").

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, являются общественные отношения, регулирующие отдельные сферы деятельности аппарата государственной власти, его правильную работу, работу его звеньев, отдельных учреждений и органов федеральной, региональной и местной власти.

В качестве дополнительного, или факультативного, объекта данного деяния выступают права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

Как говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", "лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства".

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями характеризуется тремя обязательными признаками: 1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступление в результате этого общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; 3) наличие причинной связи между использованием служебного положения и указанными вредными последствиями.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы понимается реализация им юридических и фактических возможностей, совершаемая вопреки целям, задачам и интересам законной служебной деятельности, т.е. совершение таких действий, которые хотя и находятся в пределах его служебных полномочий, но в конкретном случае реализуются незаконно, либо умышленное несовершение действий, которые должностное лицо обязано было совершить в силу своего служебного положения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 115.

Полномочие означает "предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел" <1>. Налицо ситуация, когда злоупотребление правом становится способом совершения преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ.

--------------------------------

<1> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 554.

Сторонники более широкого понимания "служебного полномочия" полагают, что этот термин включает в себя не только действия, совершаемые в рамках компетенции служащего (должностного лица), но и использование возможностей, вытекающих из авторитета и связей с другими служащими (должностными лицами) <1>.

--------------------------------

<1> Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 1975. С. 63 - 64.

Однако использование полномочий буквально имеет место тогда, когда решения и действия должностного лица осуществляются в рамках его служебной компетенции, совершаются в момент исполнения им своих функций от имени конкретного государственного органа или органа местного самоуправления. Лишь в таких случаях последние несут ответственность за действия своих должностных лиц. Иными словами, использование служебных полномочий есть исполнение непосредственно предоставленных должностному лицу в силу его служебного положения и рода служебной деятельности прав и обязанностей. Использование же возможностей, вытекающих из авторитета и связей с другими служащими (должностными лицами), может именоваться, конечно, в случаях, когда эти возможности направлены во зло правоохраняемым интересам, злоупотреблением служебным положением <1> или злоупотреблением влиянием <2>.

--------------------------------

<1> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 555.

<2> Там же. С. 86.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы Пленум Верховного Суда РФ понимает "совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями... Как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения. Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей..." (п. 15 Постановления от 16 октября 2009 г. N 19).

Статья 12 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. предусматривает отдельный вид коррупционного преступления, именуемого "использование служебного положения" (в другом переводе Конвенции - "злоупотреблением влиянием").

В УК Швейцарии предусматривается ответственность за злоупотребление служебным положением (ст. 312), в УК Эстонской Республики - за злоупотребление служебным положением (ст. 161) и злоупотребление властью (ст. 161.1), в УК Франции - за злоупотребление властью (отдел II) в форме действия (ст. 432.4) и бездействия (ст. 432.5), в УК Республики Беларусь - за злоупотребление властью (ч. 1 ст. 424) и т.п.

Очевидно, что злоупотребления должностным (служебным) положением или властью представляют не меньшую общественную опасность, чем злоупотребление должностными (служебными) полномочиями. Именно поэтому в УК РФ использование служебного положения в целях совершения общественно опасного деяния признается конструктивным признаком состава преступления (например, ст. ст. 149, 169, 170) либо отягчающим (ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 2 ст. 178, ч. 2 ст. 205.1, п. "в" ч. 2 ст. 215.2, п. "в" ч. 2 ст. 229, п. "а" ч. 2 ст. 241, п. "б" ч. 2 ст. 282, ч. 3 ст. 282.1) или особо отягчающим (например, ч. 3 ст. 139, п. "б" ч. 3 ст. 141, ч. 3 ст. 175, п. "б" ч. 3 ст. 188, п. "в" ч. 3 ст. 226) ответственность обстоятельством.

Использование государственной власти и примыкающей к ней (дополняющей ее снизу) местной власти (органов местного самоуправления) для получения выгод в личных целях ("злоупотребление властью") включает использование в тех же целях не только официальных прав (способностей) в рамках своей служебной компетенции ("злоупотребление полномочиями"), но и фактических возможностей, авторитета власти и связей, основанных на служебном положении или влиянии должностного лица ("злоупотребление служебным положением или влиянием"). Полагаем, именно термин "злоупотребление властью" следовало бы использовать при определении названия и законодательной формулировки преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 285 УК РФ обязательным признаком злоупотребления должностными полномочиями является "существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства". По делам данной категории "судам подлежит наряду с другими обстоятельствами дела выяснить и указывать в приговоре, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены..." (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу К. указала на то, что недопустимо ограничиваться общими формулировками, а следует устанавливать, "в чем конкретно выразился ущерб, причиненный гражданам или организациям, и кому он причинен".

Содержание термина "существенное нарушение" законодателем не раскрывается, что следует признать существенным недостатком ст. 285 (и ст. 201) УК РФ. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 16 октября 2009 г. N 19 рекомендует признавать таковым "нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, право на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.)". При этом рекомендуется учитывать "степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п." (абз. 2 п. 18).

"Нарушение законных интересов граждан или организаций" в контексте ст. 285 УК РФ, по мнению Пленума Верховного Суда РФ, имеет место в таких, например, случаях, когда создаются препятствия в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).

Наши рекомендации