Понятие и функции предпринимательства
Принципы
Принципы предпринимательского права.Принципы — это выра- женные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризую- щие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности. Прин- ципы как основные нормативные положения определяют собой структуру и существенные черты предпринимательского права, его общие положения. Сущность принципов права как юридических явлений раскрывается не толь- ко через их содержание, но и через структуру. Наиболее традиционными являются следующие принципы предпринимательского права.
1. Принцип законности является межотраслевым принципом, т.е. су- ществует не только в рамках системы принципов предпринимательского права, но и является принципом всех отраслей российского права. Принцип законности означает, что все действия субъектов права должны основы- ваться на требованиях закона, не противоречить им. При нарушении требо- ваний законности любое лицо, считающее, что его права, свободы и закон- ные интересы были нарушены или подвергаются угрозе нарушения, вправе обратиться за защитой в суд. В рамках предпринимательского права закон- ность воплощается в том, что при осуществлении предпринимательской дея- тельности ее субъекты должны строго соблюдать законы, не допускать на- рушения их требований.
2.Принципсвободыпредпринимательскойдеятельности.Конституция закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется свобода экономи- ческой деятельности, каждый имеет право на свободное использование сво- их способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещен- ной законом экономической деятельности. Свобода предпринимательской деятельности предполагает, что предприниматель самостоятельно принима- ет решение о том, заниматься ли ему собственной предпринимательской деятельностью, сам выбирает организационно-правовую форму такой дея- тельности, решая, будет ли он работать индивидуально или совместно с дру- гими лицами.
3.Принципединстваэкономическогопространства.Конституциязакреп- ляет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Единство экономического пространства предполагает, в частности:
— единую нормативную правовую базу осуществления предпринима- тельской деятельности с верховенством федеральных законов в системе источников регулирования предпринимательской деятельности;
— единые на всей территории страны требования к предпринимателям, в том числе и на этапе их регистрации в качестве таковых;
— отсутствие законодательных ограничений свободы выбора контр- агента в зависимости от региона его регистрации;
— наличие единой денежной единицы и централизованной денежной эмиссии;
— установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общих принципов налогообложения и сборов исключительно федеральным законом;
— единство и повсеместность судебной защиты прав и свобод в сфере предпринимательства.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
4.Принципмногообразияформсобственности,юридическогоравенст- ва форм собственности иравной их защиты. Собственное имущество пред- принимателя является не только необходимой предпосылкой осуществления предпринимательской деятельности, но и гарантией реальной ответствен- ности предпринимателя в случаях необходимости возмещения вреда, причи- ненного им при осуществлении предпринимательской деятельности. В соот- ветствии с Конституцией в Российской Федерации признаются и защищают-
ся равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Каждый предприниматель вправе иметь имущество в собст- венности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Принудительное отчуждение имущества не- зависимо от права, на котором оно принадлежит владельцу, собственнику, в том числе используемого для осуществления предпринимательской дея- тельности, для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Собственник может быть лишен своего имущества только по решению суда, причем такое реше- ние может быть обжаловано собственником имущества в суд.
5.Принципподдержанияконкуренцииинедопущениядеятельности,на- правленнойнамонополизациюинедобросовестнуюконкуренцию.ВРоссий- ской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Государство гаранти- рует поддержку конкуренции. Целью ограничения монополистической дея- тельности является создание условий, при которых предприниматель не смо- жет использовать для увеличения прибыли методы, которые могут негативно сказаться на состоянии рынка, качестве товаров и услуг, исказить экономи- чески обоснованные факторы формирования цены, несовместимые со свобо- дой осуществления предпринимательской деятельности иными субъектами.
6.Принципгосударственноговоздействиянаосуществлениепредприни- мательскойдеятельности.Цельюгосударственноговоздействиянаэкономи- ческие процессы является обеспечение публичного интереса, защита прав
и свобод всех членов общества. Именно с этой точки зрения и должно осу- ществляться государственное регулирование экономики. Причем такое регу- лирование в правовом демократическом государстве должно осуществлять- ся преимущественно экономическими методами, а не административными, неэффективность которых подтверждается историческим опытом. Клас- сификация принципов предпринимательского права на виды возможна и в зависимости от того, в одной или нескольких отраслях права действуют соответствующие принципы. С этой точки зрения принципы предпринима- тельского права можно разделить на межотраслевые (действующие в не- скольких отраслях права, например принцип законности) и специфические принципы предпринимательского права, характерные для регулирования именно предпринимательской деятельности (например, принцип единого экономического пространства).
Источники
Источник предпринимательского права - это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.
Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:
1) нормативный правовой акт;
2) обычай делового оборота;
3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи - Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.
Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. К ним относятся:
1. Конституция РФ, которая:
а) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
- в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8);
- в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8);
- земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9);
- каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34);
- не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34);
б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:
- равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8);
- гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46);
- возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы;
в) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 - 73).
2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушенияхи др.
3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:
а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ред. от 23.12.2010 г.;
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от 29.12.2010 г.;
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в ред. от 28.09.2010 г.;
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ред. от 28.12.2010 г.;
б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:
- Закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ред. от 29.11.2010 г.;
- Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» в ред. от 27.07.2010 г.;
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в ред. от 04.10.2010 г.;
в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в ред. от 28.12.2010 г.;
- Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в ред. от 28.12.2010 г.;
- Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» в ред. от 19.07.2009 г.;
- Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в ред. от 02.07.2010 г. и др.;
г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. от 08.05.2010 г.;
- Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ред. от 28.12.2010 г.;
- Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» в ред. от 27.07.2010 г.;
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» в ред. от 28.09.2010 г. и т.д.
4. Подзаконные акты:
а) указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 22.06.2010 г.);
б) постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» в ред. от 26.01.2010 г.);
в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.);
5. Нормативные правовые акты субъектов РФ - издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.
6. Муниципальные правовые акты - принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.
7. Обычаи делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (Понятие обычая делового оборота определено в ст. 5 ГК РФ).
Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. ст. 309, 311, 314, 315, 474 и др.).
Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, т.е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего, т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.
Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе). Деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом, либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.
8. Одним из видов источников российского предпринимательского права являются такжеобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие:
- Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;
- Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
- Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;
- Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
- Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.
Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.
Юридическое лицо – это организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде (ГК РФ, статья 46).
Ответственность.
юридическую ответственность и как применение или возложение мер государственно-принудительного характера, также —сами меры государственного принуждения или реакцию государства на нарушение правовых норм, то есть на совершение правонарушения.
В науке общепризнанно, что «ответственность - есть разновидность юридических последствий, наступающих при наличии определенных фактов, что это форма воздействия норм права на общественные отношения»[14].
Сущность юридической ответственности не сводится к государственному принуждению, а проявляется в процессе его осуществления и возникает после установления факта правонарушения, который является основанием ее возникновения.
Задачей юридической ответственности является не только кара правонарушителей, но также удержание их от совершения новыхправонарушений и стимулирование правомерного поведения людей. Этим юридическая ответственность, наряду с иными социально-правовыми институтами, призвана вносить свой вклад в дело формирования социально активной личности - одного из важнейших элементов гражданского общества и условий существования правового государства. Подобная роль юридической ответственности в значительной степени обеспечивается принципом ее индивидуализации, который позволяет избирательно, а следовательно - более эффективно использовать имеющиеся в распоряжении государства средства и методы убеждения и принуждения.
В юридической литературе авторы, в целом, едины в определении целей юридической ответственности.
Цель юридической ответственности - это идеально предполагаемая, гарантируемая и обеспечиваемая государством модель будущего развития общественных отношений, к достижению которой при помощи установления и применения норм юридической ответственности стремятся субъекты правотворческой и правореализаторской деятельности[20].
Общими целями юридической ответственности являются:
1) создание упорядоченного состояния общественных отношений, их урегулированности;
2) превенция правонарушений, обеспечение правомерного поведения граждан, снижение уровня правонарушаемости;
3) воспитание активной гражданской позиции, формирование уважительного отношения к закону и вытеснение из сознания граждан правового нигилизма;
4) наказание правонарушителей;
5) восстановление общественных отношений.
………………..
Наряду с повышенной гражданской ответственностью, предприниматель может выступать субъектом любого другого из видов ответственности: уголовной, административной.
Рассмотрим виды ответственности предпринимателей.
Первый из них – гражданская ответственность.
Гражданско-правовая ответственность возникает в силу закона с момента совершения правонарушения. Для нее, также как и для юридической ответственности вообще, характерно государственное принуждение. Формой реализации ответственности является обязанность лица, совершившего противоправные действия, возместить причиненный вред.
Гражданско-правовую ответственность можно определить как обязанность лица, совершившего правонарушение, нести предусмотренные нормами гражданского права неблагоприятные последствия, выражающиеся в лишениях права имущественного или личного характера либо исполнения дополнительной гражданско-правовой обязанности[1].
Гражданская ответственность - система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения.
Система мер гражданской ответственности слагается из мер двух типов - возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкций. Отношения по претерпеванию правонарушителями мер гражданской ответственности являются обязательственными и, естественно, рассматриваются в рамках институтов обязательственного права. В теоретической же и учебной литературе институт гражданской ответственности обычно рассматривается обособленно, поскольку он знакомит с общими предпосылками, необходимыми для дальнейшего изучения институтов договорных, деликтных и кондикционных обязательств. По признаку основания применения тех или иных мер гражданской ответственности выделяют ответственность договорную и внедоговорную, понимая под последней ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение.
В теории и в практике гражданского законодательства ответственность подразделяется на следующие подвиды:
- прямые убытки, понесенные кредитором (п. 2 ст. 15 ГК РФ в совокупности со ст. 393 ГК РФ), то есть реальный ущерб;
- неполученный доход в виде упущенной выгоды, который также является убытками (п. 2 ст. 15 ГК РФ и ст. 393 ГК РФ), ранее именуемыми в гражданском праве как косвенные убытки;
- уплата процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ);
- уплата неустойки (штрафов, пени);
- договорная ответственность сторон, не противоречащая закону и иным законодательным актам.
В гражданском праве, особенно в деликтных обязательствах, законодатель зачастую делает оговорку: «если иное не предусмотрено законом». В этом случае действует так называемая специальная деликтная ответственность. Например, при причинении вреда источником повышенной опасности (транспортное средство, пароход, самолет, атомная или электрическая энергия и т.д.), его владелец несет ответственность независимо от своей вины, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1079 ГК РФ).
Как мы уже подчеркнули, предприниматель несет повышенную ответственность в отличие от иных граждан, поскольку по действующему законодательству, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от наличия вины.
Второй вид ответственности – административная.
Административная ответственность выполняет большую профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы граждан, собственность, общественный порядок, порядок управления и другие административно-правовые отношения.
Особенность административной ответственности состоит в том, что исключительно широк правовой аспект регулируемых общественных отношений. Административное принуждение и административная ответственность предназначены для защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка т общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений[2].
К характерным особенностям административной ответственности можно отнести следующее:
- административная ответственность налагается за административные правонарушения;
- административная ответственность всегда представляет собой следствие противоправного действия (бездействия) юридического или физического лица;
- административная ответственность по преимуществу наступает вследствие правонарушений в сфере общегосударственных, а не частно-правовых интересов.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
Юридический состав административного правонарушения представляет собой совокупность четырех элементов: объект противоправного посягательства; субъект деликта; содержание деликта (объективная сторона), психоэмоциональный статус участников (субъективная сторона).
Отсутствие любого из них исключает как наличие состава в целом, так и соответственно, применение мер государственного принуждения.
Объект административного правонарушения представляет собой подлежащие юридической защите общественно-правовые отношения.
Применительно к сфере предпринимательства — это правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 14); административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (глава 15); административные правонарушения в области таможенного дела (глава 16) и др. Административные правонарушения глав 14-16 КоАП РФ посягают на общественные отношения в области предпринимательской деятельности, порядка ведения финансовой деятельности, налогового и таможенного учета.
Данные объекты по своей правовой характеристике являются родовыми объектами административных правонарушений, которые составляют неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Общим же профилактическим объектом является предупреждение административных правонарушений.
В особенной части раздела II при формулировании родовых объектов указаны два правовых критерия – отрасль и объект посягательства.
Различают также видовой объект – специфическая юридическая группа общественных отношений, являющаяся разновидностью родового объекта. В КоАП видовой объект достаточно полно и объемно регулирует административную ответственность: транспорт, дорожное движение, финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг, таможенные дела.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется системой законодательных норм и правил, регулируемых административно-правовыми средствами и юридически значимыми признаками, важным внешним проявлением которых является деяние.
Объективная сторона правонарушения - это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и др. обстоятельства. Объективная сторона правонарушения может характеризоваться и такими признаками, как повторность, систематичность, злостность.
Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение, применительно к рассматриваемой теме – предприниматель.
Обязательным элементом состава административного правонарушения выступает вина – виновность в действиях (бездействиях) предпринимателя. При этом вина может выражаться и в ненадлежащем контроле предпринимателем за выполнением работником обязанности по выполнению требований действующего законодательства.
Приведем пример из практики:
«Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие заявителя - предпринимателя без образования юридического лица Андреева В.А., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, при участии от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №13 по Ростовской области, рассмотрев кассационную жалобу предпринимателя Андреева В.А. на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области от 03.09.03 по делу №А53-6842/03-С5-4, установил следующее.
Предприниматель без образования юридического лица Андреев В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции МНС России №13 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) от 20.05.03 №00000052 о привлечении заявителя к административной ответственности в виде 3 000 рублей штрафа, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за неприменение контрольно-кассовой машины.
Решением суда от 27.06.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.03, в удовлетворении заявления отказано по мотиву наличия у налогового органа законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился предприниматель Андреев В.А. с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции от 03.09.03, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления налогового органа. Податель кассационной жалобы считает, что он привлечен к ответственности в нарушение статьи 1.5 Кодекса при отсутствии его вины в совершении правонарушения. Все условия для применения продавцом контрольно-кассовой машины им были созданы. Обязанность продавца по использованию контрольно-кассовой машины вытекает из условий трудового договора и должностной инструкции, в случае нарушения которой, продавец подлежит привлечению к административной ответственности.
Налоговая инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании просил постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного акта и заслушав представителей, участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Андреев В.А. зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица (свидетельство от 22.01.98 ПД №114).
Налоговой инспекцией 20.05.03 на основании поручения №122 проведена проверка магазина "Фламинго", принадлежащего заявителю, по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. По результатам проверки составлены акт проверки от 20.05.03 №452 и протокол от 20.05.03 №00000061, в которых зафиксировано административное правонарушение. Правонарушение выразилось в том, что, продавец магазина Тарасенко Т.В. при продаже одной пачки сигарет "R1 minima" не выдала кассовый чек покупателю. По итогам проверки принято постановление от 26.05.03 №00000052 о привлечении предпринимателя Андреева В.А. к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 тысяч рублей на основании статьи 14.5 Кодекса.
Данной статьей Кодекса установлена обязанность применения контрольно-кассовых машин при продаже товаров в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Факт совершения правонарушения подтверждается актом и протоколом от 20.05.03 и заявителем по существу не оспорен. В своих объяснениях продавец пояснила, что чек не был выбит из-за того, что в момент продажи сигарет она меняла кассовую ленту, в связи с чем касса находилась в нерабочем состоянии. Таким образом, материалами дела подтверждается, что контрольно-кассовая машина не была применена при продаже товара.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 августа 1999 года №10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" продавцом в договоре розничной купли-продажи является субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или предприниматель), а его работник в данном случае вступает в правоотношения с покупателем от имени продавца и стороной в сделке не является. Поэтому такую публично - правовую ответственность, как административная ответственность за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с физическими лицами, государство вправе возложить именно на предпринимателя, что не препятствует последнему в установленном законом порядке предъявлять требования о возмещении ущерба, нанесенного ему по вине работника.
Привлечение налоговым органом к ответственности лица, виновного в невыдаче чека, не может служить основанием для освобождения заявителя от ответственности за установленный надлежащим образом факт правонарушения, поскольку в действиях предпринимателя в данном случае усматривается вина в ненадлежащем контроле за выполнением работником обязанности по применению контрольно-кассовой машины.
Таким образом, суд апелляционной инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил: постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области от 03.09.03 по делу №А53-6842/03-С5-4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия»[3].
Правовое положение обществ.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам и несущими риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. 87 ГК РФ).
Правовое положение ООО установлено ГК РФ, а также Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Участниками ООО могут быть любые граждане и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных органов. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения могут участвовать в ООО с согласия собственника их имущества. В обществе не может быть более 50 участников. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшается до установленного законом предела.
Уставный капитал ООО состоит из вкладов учредителей и не может быть менее 100 минимальных размеров оплаты труда на день его регистрации. Уставный капитал ООО должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества.
Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов ООО окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. Высшим органом управления в ООО является общее собрание его участников. Текущее руководство обществом осуществляет подотчетный общему собранию учредителей исполнительный орган (коллегиальный или единоличный).
Учредительными документами ООО являются учредительный договор и устав, а если общество учреждается одним лицом - только устав.
Объем прав, принадлежащих конкретному участнику общества (количество голосов на общем собрании, размер дивидендов и ликвидационной квоты), определяется размером его доли в уставном капитале.
Участник общества, грубо нарушающий свои обязанности или затрудняющий своими действиями деятельность общества, может быть исключен из него, но только в судебном порядке. Вопрос об этом имеют право поставить участники общества, доли которых в уставном капитале составляют не менее 10%.
Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли участника (ее части), выбывающего из общества, пропорционально размерам своих долей, если уставом общества или соглашением его участников не предусмотрен иной порядок осуществления этого права.
При выходе участника из ООО общество обязано выплатить ему действительную стоимость его до