Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании
1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
2. Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Под предпринимательской деятельностью гражданина понимается такая деятельность, осуществляемая непосредственно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке.
В качестве индивидуальных предпринимателей могут выступать в равной мере, как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей только при условии их легального временного или постоянного проживании на территории РФ.
Физические лица, обладающие гражданской дееспособностью в полном объеме вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без чьего-либо согласия. Несовершеннолетние лица от 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспособностью, могут зарегистрироваться в качестве предпринимателей при наличии нотариально заверенного согласия законных представителей на осуществление предпринимательской деятельности.
Правовой статус индивидуального предпринимателя определяется исходя из того, что наряду с коммерческими организациями он является полноправным участником хозяйственного оборота. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, осуществляет предпринимательскую деятельность, выступая под своим именем.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правовые нормы, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Индивидуальные предприниматели вправе заключать любые предпринимательские договоры, за исключением тех договоров, в отношении которых изъятия предусмотрены непосредственно законом. Лица, занимающиеся индивидуальным предпринимательством, могут быть участниками полных товариществ, а также заключать договоры о совместной деятельности (простого товарищества).
Дела с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, наряду с иными экономическими спорами и делами, связанными с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами округов (п. 2 ст. 27 АПК РФ).
По своим обязательствам индивидуальные предприниматели отвечают всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Это означает, что взыскание по долгам индивидуального предпринимателя может быть наложено и на его личное имущество, и на долю в общем имуществе, не принимающие участия в хозяйственном обороте. Перечень имущества, на которое по обязательствам гражданина, в том числе и индивидуального предпринимателя, не может быть обращено взыскание, содержится в ст. 446 ГПК РФ.
Гражданин-предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность своим трудом. Но деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться с применением наемного труда. Особенности регулирования труда граждан, работающих у работодателей - физических лиц, установлены отдельной гл. 48 Трудового кодекса РФ.
Выделяют четыре типа органов управления юридических лиц:
· Собрание учредителей (акционеров);
· Совет директоров (наблюдательный орган);
· Исполнительный орган ЮЛ;
· Контрольно-ревизионный орган ЮЛ.
Собрание учредителей – всегда высший орган управления и, как правило, единственный, обладающий исключительной компетенцией:
· Решение о создании организации, о её ликвидации, реорганизации;
· Принятие учредительных документов;
· Решение о размере уставного капитала, изменении имущественного комплекса;
· Ведение финансовой отчетности, распределение дивидендов;
· Формирование контрольно-ревизионного органа, наблюдательного совета;
· Принятие решений о сделках размером более 50% активов организации.
К предмету ведения собрания может относиться:
· Назначение руководителя исполнительного органа;
· Решения по зависимым сделкам (когда уполномоченное лицо имеет экономическую заинтересованность);
· Решения о приобретении долей акций и принятие участия в сделках, создании дочерних компаний, решения по сделкам выше 20% активов в отсутствии исполнительного органа;
· Делегирование представительских функций иным исполнительным органам по умолчанию;
· Осуществление неограниченных полномочий учредителей.
Совет директоров – второй по значимости орган управления в организациях. В совет директоров необязательно должны входить учредители, кроме установленных законом случаев (например, гос. служащие).
Предмет ведения совета директоров:
· Контроль за деятельностью исполнительного органа ЮЛ;
· Определение стратегии действий ЮЛ;
· Участие в юридических сделках от 20 до 50% от размеров активов;
· Решения по зависимым сделкам;
· Проверка финансовой отчетности
Исполнительный орган – распространенный орган управления ЮЛ, основанный на принципах единоначалия и коллегиальности (что дает право называть его коллегиальным органом).
Функции исполнительного органа:
· Отношения с иными лицами;
· Подписание договоров и выдача доверенности на их подписание;
· Выступление в суде;
· Заключение трудовых соглашений от имени ЮЛ;
· Привлечение к дисциплинарной ответственности;
· Назначение руководителей филиалов и решения об их образовании;
· Осуществление сделок размером до 20% активов ЮЛ.
Контрольно-ревизионный орган ЮЛ создается для проведения внутреннего аудита (контроль за пределами ЮЛ, предоставление финансовой отчетности не менее раза в год), а также для вопросов реорганизации и ликвидации ЮЛ.