Заслуженный деятель науки РФ, д. э. н., профессор А.К. СЕМЕНОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие | ||
Раздел 1 | Методология разработки управленческого решения | |
Глава 1. | Процесс управления и управленческие решения | |
1.1. | Значение, сущность и функции решений | |
1.2. | Интеллектуальная деятельность при разработке решений | |
1.3 | Информационное обеспечение решений и информационная безопасность | |
1.4. | Сочетание формального и неформального аспектов в разработке решений | |
Глава 2. | Типология управленческих решений | |
2.1. | Классификация решений | |
2.2. | Типология решений | |
2.3. | Проблемы и их решение | |
2.4. | Графическое изображение проблемной ситуации | |
Глава 3. | Условия и факторы качества управленческих решений | |
3.1. | Свойства качественных решений | |
3.2. | Условия и факторы качества решений | |
3.3. | Организационно-психологические предпосылки качества решений | |
Раздел II | Технология разработки управленческих решений | |
Глава 4. | Технологии и модели процесса разработки управленческих решений | |
4.1. | Технология разработки решений | |
4.2 | Моделирование процесса разработки решения | |
4.3. | Разновидности математических моделей и их использование | |
4.4. | Использование технических средств в процессе моделирования | |
Глава 5. | Организация процесса разработки управленческого решения | |
5.1. | Методология процесса разработки решений | |
5.2. | Организация разработки решений | |
5.3. | Демократизация разработки решений | |
5.4. | Организация и эффективность использования экспертных оценок | |
Глава 6. | Целевая ориентация управленческих решений | |
6.1. | Взаимосвязь целей и решений | |
6.2. | Альтернативы достижения целей и выбор решения | |
6.3. | Стратегические и тактические решения, их особенности и взаимосвязь | |
Глава 7. | Анализ альтернатив управленческих решений | |
7.1. | Выявление управляемых факторов и определение альтернатив | |
7.2. | Сравнение альтернатив и выбор решения | |
7.3. | Анализ альтернатив при разработке групповых решений | |
Глава 8. | Топологические методы в технологии разработки управленческих решений | |
8.1. | Характеристика сетевых моделей | |
8.2. | Технология построения сетевых моделей | |
8.3. | Расчет параметров сетевого графика | |
Раздел III | Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска | |
Глава 9. | Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив | |
9.1. | Воздействие факторов внешней среды на функционирование предприятия | |
9.2. | Элементы внутренней среды предприятия | |
9.3. | Классификация ситуаций и проблем | |
9.4. | Прогнозирование состояния внешней среды | |
Глава 10. | Условия неопределенности и риска при разработке решений | |
10.1. | Источники и виды неопределенности | |
10.2. | Риск и его разновидности | |
10.3. | Анализ и оценка последствий риска | |
10.4. | Меры по снижению возможного риска | |
10.5. | Психология поведения руководителей в ситуациях риска | |
Глава 11. | Приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска | |
11.1. | Разработка решений при неопределенности ситуации | |
11.2. | Оценка степени риска | |
11.3. | Теория полезности и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска | |
11.4. | Применение механизма интуиции для разработки решений |
Раздел IV. | Организация и контроль исполнения управленческих решений, система ответственности | |
Глава 12. | Организация и контроль выполнения управленческих решений | |
12.1. | Организация выполнения принятых решений | |
12.2. | Значение, функции и виды контроля | |
12.3. | Методы контроля и механизм его осуществления | |
12.4. | Социально-психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений | |
Глава 13. | Оценка эффективности управленческих решений | |
13.1. | Решения как инструмент изменений в функционировании и развитии предприятий | |
13.2. | Особенности оценки эффективности решений | |
13.3. | Методологические подходы к оценке эффективности решений | |
13.4. | Примеры расчета эффективности коммерческих решений | |
Глава 14. | Управленческие решения и ответственность | |
14.1. | Сущность и виды ответственности | |
14.2. | Регламентное управление и разделение ответственности | |
14.3. | Нравственная ответственность руководителя | |
От автора | ||
Литература |
Предисловие
Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Современная практика подготовки и исполнения решений изобилует многочисленными погрешностями на всех уровнях управления экономикой. Причины такого положения разнообразны, как многообразна хозяйственная жизнь, складывающаяся из множества простых и сложных ситуаций, требующих решения.
Определяющее место в составе причин неэффективных решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения. Происходит это отчасти из-за недостатка публикаций, в комплексе и детально освещающих все этапы и процедуры разработки решений - важнейшего творческого акта процесса управления.
В отечественной специальной литературе по управлению управленческие решения, как правило, излагаются в виде отдельной главы, весьма агрегированно. Имеются работы, раскрывающие данную тему либо применительно к отдельной управленческой функции (например, маркетингу), либо уделяющие внимание конкретным методам разработки решений (эвристическим, экономическо-математическим, экспертным, сетевому и др.).
Особого внимания заслуживает кибернетический подход к разработке решений, известный как теория принятия решений. Он основан на глобальном использовании математического аппарата и вычислительной техники. Реализуется данный подход в управлении так называемыми большими системами, при выполнении научных исследований поискового характера. Его применение в повседневной хозяйственной практике остается пока весьма ограниченным. Сложившееся положение объясняется, с дной стороны, отсутствием необходимости выполнения сложнейших расчетов по нахождению оптимальных решений, с другой - недостатком конкретных знаний у лиц, разрабатывающих и принимающих решения. Это касается выполнения многовариантных расчетов, выбора альтернатив, использования специальных приемов при определении способа действий в условиях неопределенности, риска и др.
С учетом изложенного данное пособие отличает цельность рассмотрения проблемы разработки и повышения эффективности управленческих решений. В четырех разделах работы изложены методология и технология разработки решений, в том числе в ситуациях неопределенного влияния внешних факторов и рискованных. Рассматривается возможность использования научных методов (исследования операций, системного анализа) применительно к особенностям деятельности предприятий. Выделена глава, излагающая характеристику и методику построения сетевых моделей. Достаточно подробно освещаются вопросы организации и контроля исполнения, подходы к оценке эффективности решений и ответственность за их последствия.
При подготовке пособия реализован комплексный подход, что проявляется в освещении организационного, экономического, математического, психологического, нравственно-этического, правового аспектов разработки управленческих решений.
Содержание пособия предполагает наличие у читателей базовых знаний по управлению. Однако характер и стиль изложения делает его доступным для усвоения всеми лицами, проявившими интерес к данной области деятельности.
Весьма полезно учебное пособие для подготовки менеджеров, как управляющих, так и специалистов. Оно вооружает их теоретическими знаниями разработки решений в различных хозяйственных ситуациях, нацеливая на получение положительного результата.
Структура и содержание учебного пособия в значительной степени приближены к базовой программе курса "Разработка управленческого решения".
Глава 2
Классификация решений
Процесс управления отличается динамичностью. Изменения внешней и внутренней среды порождают необходимость принятия разнообразных управленческих решений. Основными факторами, оказывающими влияние на организацию и функционирование системы, являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим выделяют две группы задач, требующих решения: функциональные и ситуационные. Функциональные - обусловлены разделением труда в организации, полномочиями отдельных работников, и носят в основном стандартный характер. Ситуационные - появляются в результате нарушений взаимодействия подсистем и элементов в организации либо под влиянием вышеуказанных факторов.
Быстрота реакции на внезапные изменения ситуации (условий функционирования) характеризует адаптивные свойства организации, предел ее управленческих возможностей. Если ситуация меняется быстрее, чем время ответной реакции предприятия, то оно переходит в ранг неуправляемого.
Существует точка зрения, что структура предприятия должна (с учетом обеспечения адаптивности) формироваться исходя, во-первых, из традиционно функциональной специализации управленческих работ, во-вторых, из необходимости иметь подразделения проблемно-ориентированные. Данные ситуационные подразделения могут функционировать временно и при необходимости упраздняться.
В специальной литературе авторы выделяют самые разные признаки решений. В частности, многообразие управленческих решений и особенности их разработки раскрывает классификация, приведенная на рис.5.
По источнику возникновения решения делят на инициативные, по предписанию, по предложению "снизу". В психологическом аспекте наибольшую трудность представляет ситуация разработки решения по предписанию, так как систематическое "навязывание" решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей.
По юридическому оформлению решения могут быть в виде плана, приказа, распоряжения, инструкции; по способу фиксации они делятся на устные и письменные. Классифицируя управленческие решения по признаку юридического оформления, стоит помнить о разнице между приказом и распоряжением.
Приказ - наиболее категоричная форма решения, обязывающая подчиненных точно выполнить решение в установленные сроки. Основанием для приказа являются постановления или распоряжения правительства, решения вышестоящих органов управления,руководителей.
Распоряжение - это разновидность приказа, направленная на решение частных вопросов, исходящая не только от руководителей, но и от других лиц в пределах их компетенции.
По субъекту, принимающему решения, выделяются решения:
индивидуальные, коллективные и коллегиальные. Первые принимаются лично руководителями, вторые - коллективами предприятий и организаций, третьи - коллегиальными органами (советами, правлением и т.д.).
По степени уникальности решения делятся на рутинные и новаторские. Новаторское решение отличается спецификой в построении процесса принятия решений и в содержании отдельных его этапов.
По методам разработки различают количественные решения, включающие методы математического программирования, статистические методы; а также эвристические решения, осно- ванные на использовании логики, интуиции, бпыта, знаний ЛПР. Использование методов математического программирования позволяет по заранее заданным параметрам находить оптимальное решение.
По степени неопределенности, зависящей от количества информации, имеющейся в распоряжении ЛПР, решения подразделяют на детерминированные - принимаемые в условиях определенности, при наличии полной информации; вероятностные - принимаемые в условиях вероятностной определенности (риска); неопределенные - решения, принимаемые в условиях неопределенности, т.е. при отсутствии необходимой информации по проблеме.
Управленческие решения можно классифицировать и с позиции количества рассматриваемых целей - как одноцелевые и многоцелевые.
По степени регламентации, то есть насколько жестко установлены сроки и условия действия подчиненных, различают решения регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие.
Регламентирующие решения полностью направляют деятельность подчиненных, исключая их самостоятельность. От подчиненных в этом случае требуется лишь безусловная исполнительность.
Ориентирующие решения однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении же второстепенных вопросов допускается проявление самостоятельности подчиненных.
Рекомендующие решения контурно обозначают возможности деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы.
По функциональному признаку (содержанию) решения бывают экономические, социальные, технические, политические, организационные.
Экономические решения связаны с повышением эффективности производства, совершенствованием деятельности предприятия.
Социальные решения направлены на улучшение условий труда и отдыха членов коллектива предприятия и др.
Технические решения принимаются для совершенствования технической политики и технологии производства, сокращения применения ручного труда и т.д.
Организационные решения направлены на улучшение организации труда работников, совершенствование нормативов, норм, внедрение НОТ.
Учитывая, что любое управленческое решение строится на предварительном прогнозировании, различаются решения по периодам действия: долговременные (перспективные) и оперативные.
Перспективные решения определяются в общих чертах, они лишь задают направления для реализации определенной цели. В торговле, например, достижение показателя повышения производительности труда, качества обслуживания и др.
Оперативные решения предусматривают меры по реализации прогнозов развития событий (конкретные виды работ, сроки их исполнения и исполнителей).
2.2. Типология решений
Все многообразие управленческих решений в зависимости от характера проблем и методов их разрешения можно условно разделить на типы (рис.6).
Так, с учетом стереотипности ситуаций и используемым методом, выделяются программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. По данным зарубежной практики, около 90% решений принимаются по типичным ситуациям. К таким ситуациям относятся те, что связаны с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др. Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности. Это делается потому, что абсолютного повторения всех нюансов ситуации практически не бывает.
К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (например, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры).
Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку:
рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.
Первый уровень - рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. Важно изучить особенности ситуации, соотнести ее с накопленным опытом, принять ответственность за конкретные действия. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.
Второй уровень - селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.
Третий уровень - адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Имеет значение личная инициатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы.
Четвертый уровень - инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.
Характер проблемы лежит и в основе применения системного анализа как одного из методов обоснования решений. В связи с его использованием выделяются три типа проблем:
- хорошо структуризованные;
- слабо структуризованные;
- неструктуризованные.
Под структуризацией понимается возможность количественного выражения зависимостей между элементами ситуации. Степень формализации проблемы как признак типизации впервые предложена американскими специалистами Г.Саймоном и А.Ньюэллом.
Хорошо структуризованными считаются проблемы, в которых зависимости между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. При решении хорошо струк-туризованных проблем используются количественные методы
анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, методология которых известна как "исследование операций".
Слабо структуризованными являются проблемы, как правило, сложные, отличающиеся, в первую очередь, качественными зависимостями элементов ситуации. Однако слабо структуризованные (или смешанные) проблемы содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых. Это область применения системного анализа. В решении подобных проблем исключается возможность построения моделей, но не всегда. Все зависит от конкретной ситуации и приемлемости сочетания количественных и эвристических методов.
Неструктуризованные (или качественно выраженные) проблемы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Решение проблем неструктуризованных производится с использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллегиального органа субъекта управления. Это наиболее многочисленный класс проблем.
В процессе структуризации проблем необходимо свести к минимуму количество неформализуемых элементов с таким расчетом, чтобы проблема приобрела более определенный характер. Решаемая проблема, независимо от ее типа, должна увязываться с целями управления предприятием, и на этой основе целесообразно формировать процедуру разрешения ситуации.
Проблемы и их решение
Проблема (греч.) буквально означает преграду, трудность, задачу. Как понятие оно выражает объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как процесс перехода от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.
Следует отметить, что единого мнения относительно определения понятия "проблема" в методологии науки нет. В литературе приведено более двадцати определений, в которых в совокупности отмечается ряд общих свойств проблем:
- если это проблема, то ее обязательно следует решать;
- неповторимость ситуации выбора (ситуации абсолютно точно не повторяются);
- наличие трудностей при рассмотрении альтернатив решения проблемы;
- неопределенность последствий принятия решения;
- необходимость учета множества факторов;
- присутствие человеческого фактора (ЛПР или группы лиц, разрабатывающих решение),' а следовательно, субъективных аргументации по поводу выбора решений.
Внутреннюю структуру проблемы составляют такие элементы, как предмет, объект, субъект, связи, цель решения.
Предмет проблемы характеризует возникшее главное противоречие, которое выражается в вопросе: "В чем суть проблемы?"
Объект проблемы отвечает на вопрос: "Где возникла проблема?" (В бригаде, на участке, в цеху, оборудовании, коллективе и т.д.).
Субъект проблемы тот, кто связан с проблемой (социальный, интеллектуальный ее элемент).
Связи проблемы характеризуют как структурные межэлементные связи (ограничения), так и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: "С чем связана проблема?"
Цель решения проблемы выражается в вопросе: "Для чего необходимо решать проблему?"
В описании проблемы должны быть отражены указанные элементы. Например, при большой затоваренности магазина № 2 (директор Иванова М.И.) составляющими проблемы будут:
предмет - излишнее накопление товарных запасов;
объект - магазин 2;
субъект - Иванова М.И., директор;
связи - порча товаров, рост расходов по хранению (внутренние), увеличение издержек обращения организации (внешние);
цель решения проблемы - привести товарные запасы к нормативу, сократить расходы по торговле, увеличить прибыль магазина и организации в целом.
Каждый элемент проблемы может иметь подпроблемы, т.е. проблемы более низкого порядка. Чрезвычайно важно для решения проблемы правильно ее сформулировать. В связи с этим следует отметить, что в проблеме выделяют "имя" и "формулировку". Их нельзя смешивать. Имя, то есть название проблемы, как правило, бывает кратким, символичным.
А.В. Шевырев, глубоко исследуя "проблему проблем", предлагает схему структуры проблемы в контексте технологии ее решения. [5] В несколько интерпретированном виде она выглядит следующим образом:
Решение проблем, как и управление, - это процесс, включающий последовательность взаимосвязанных шагов. Специфические черты проблемы - это ключ к ее решению. Для глубокого изучения и выяснения особенностей проблемы полезно придерживаться определенных способов ее продумывания и последовательности рассуждений.
Способы продумывания проблемы включают:
1. Разделение проблемы на части.
2. Выделение основных и второстепенных характеристик проблемы.
3. Установление причинно-следственных связей по всем возможным вариантам решения проблемы.
4. Прогнозирование и анализ требуемых действий.
5. Разработка рекомендаций к действиям. Последовательность рассуждений содержит следующие этапы:
При продумывании проблемы полезно поставить ряд контрольных вопросов:
1. Возможно ли уменьшить объем проблемы, упростить ее?
2. Что напоминает ситуация (какие ассоциации вызывает)?
3. Имеются ли аналогии в практике хозяйствования?
4. Были ли прецеденты в деятельности предприятия?
5. Возможно ли изменение срока, качества?
6. Что можно заменить, сжать, уплотнить?
7. Чем рискуете? В чем состоит риск?
8. Чем располагаете?
9. Каковы возможные варианты решения проблемы? Проведение научных исследований' в области создания искусственного интеллекта усилило внимание и к исследованию проблем, в частности к моделированию процесса их постановки. Несмотря на то, что работа в этом направлении проводится с шестидесятых годов XX в., серьезных продвижений пока нет. Как отмечают специалисты, "не проанализирована даже логическая структура проблемы как формы мысли". [5] Известный специалист, академик Бехтерева Н., исследуя механизм мыслительной деятельности человека, в качестве рабочей гипотезы допускает возможность участия космоса в этом процессе.
При выборе метода решения проблемы следует предварительно ответить на вопросы:
- требует ли проблема комплексного решения?
- это проблема или возможность?
- как классифицировать проблему?
- это реально существующая или надуманная проблема?
- это финансовая проблема или она связана с отношениями между людьми?
- что произойдет, если не принимаешь никакого решения?
- эта проблема уникальна?
- существует ли последовательность решения проблемы?
Схема последовательности суждений для конкретизации проблемы с этих позиций такова:
Глава 4
V. Справочник знаний.
5.1. Справочник профессиональных терминов;
5.2. Справочник формулировок;
5.3. Справочник о перспективных научных разработках;
5.4. Типовая совокупность вопросов и ответов на них.
УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Определение целей.
При принятии важных решений необходимо четко представлять цели, к достижению которых стремится ЛПР. Для сложных ситуаций разработан и используется метод формирования "дерева целей", позволяющий оценить степень ее достижения. Большое значение имеет определение приоритетности целей и механизмов их осуществления. Все эти вопросы могут быть предметом оценки экспертов.
Экспертный прогноз.
Особую роль при принятии решений играют проблемы, связанные с оценкой развития анализируемых ситуаций, ожидаемых результатов альтернативных вариантов решений. Традиционные методы прогнозирования не всегда могут быть применены. Экспертная информация в подобных ситуациях весьма полезна, так как содержит не только количественные, но и качественные оценки.
Определение рейтингов.
В последнее время они весьма популярны, позволяют определить сравнительную надежность банков, страховых компаний, качество различного вида услуг, сравнительную влиятельность политиков и т. д.
Оценочные системы.
Оценочная система формируется при индивидуальных и коллективных сравнительных оценках объектов экспертизы для определения степени достижения цели. Большое внимание при этом уделяется оценке сравнительной важности критериев.
Взаимосвязь целей и решений
Выбор целевой ориентации предприятия является весьма актуальной задачей, особенно в современной хозяйственной жизни, отличающейся высоким динамизмом.
Постоянные изменения на рынке вызывают необходимость постановки новых целей, а следовательно, их осуществления, что отражается на характере управленческого процесса. В связи с этим выделяются различные типы управленческого процесса, хотя строгого их соблюдения на практике может и не быть.
Тип управленческого процесса | Роль цели | Особенности управленческих решений |
Целевое управление | Определяющая на всех уровнях управления | Специфические решения разового характера |
Программное управление | Ориентирующая | Решения по сложным задачам производства с множеством участников, обеспечение детализации заданий и сроков их выполнения (сетевые графики) |
Ситуационное управление | Постоянство и ясность, неизменность целей | Стандартность решений |
Программно-целевое управление | Основополагающая в целевых программах | Кардинальные,основополагающие решения |
Отметим некоторые особенности целевой ориентации при разработке управленческих решений. Определение целей решения задачи вызывает трудность связанную с тем, что только простые решения, как правило, имеют одну цель. В большинстве решений их бывает несколько, причем возможны противоречия между ними. Наряду с новыми бывают цели, которые следует сохранить. Например, решая проблему увеличения объемов производства или снижения затрат, следует помнить об обеспечении качества продукции. В данном случае цель, которую требуется сохранить, выступает в качестве ограничения. От того, насколькр точно сформулирована цель зависит нередко и выбор пути ее достижения. Это обстоятельство имеет и психологический аспект: чем более корректно поставлена цель, тем увереннее действуют исполнители при ее реализации.
При определении целей следует учитывать весь их спектр. Однако от количества целей в значительной мере зависит сложность решения задачи, количество рассматриваемых альтернатив. Целесообразно сокращать количество целей за счет их упрощения и агрегации. Достичь этого можно следующим образом:
во-первых, выявить наличие подцелей для достижения основной и исключить из перечня целей. Например, при установлении главной цели - получение прибыли, снижение себестоимости продукции является подцель, средством ее достижения;
во-вторых, определить реальность достижения поставленных целей; не отвечающие этому условию цели исключить;
в-третьих, желательно объединить цели, совпадающие по своему содержанию.
Если намечено несколько целей, то выделяется главная, относительно которой осуществляется поиск оптимального решения. При этом устанавливаются ограничения для достижения имеющихся целей. Например, при определении основной цели -повышение качества продукции - должны быть установлены ограничения по другим целям: повышение себестоимости (т. к. невозможен беспредельный ее рост) или трудоемкости выпускаемых изделий.
В зависимости от специфики ситуаций величина ограничений варьируется. Она может
а) достигнуть определенного предела (максимального или минимального),
б) быть равной этому пределу (значению) или быть больше него,
в) быть равной этому значению или быть меньше него,
г) лежать в определенном интервале.
При установлении целей необходимо исходить из общих интересов системы, учитывая возможную противоречивость интересов отдельных подсистем предприятия, выраженную в частных целях. При наличии противоречивости целей такого рода их следует привести к одной шкале измерения и исходить из приоритета более общих целей. Это снимает противоречивость между частными целями и позволяет лучше оценить альтернативные варианты действий. Цель как возможное и реально достижимое состояние объекта управления или отдельных его параметров и решение имеют как сходные признаки, так и отличительные. Но несомненна и причинно-следственная связь между ними (табл.1).
Таблица 1
Взаимосвязь целей и решений
Признаки сходства целей и решений | Признаки различий целей и решений | Признаки взаимосвязи целей и решений |
Направленность на позитивные изменения объекта управления | Постановка цели - первооснова организации предприятия | Цель - начальный этап выработки решения. |
Ориентация на миссию предприятия | Многовариантность решения и однозначность цели | Цель - основа контроля за исполнением решения |
Постановка и принятие на всех уровнях иерархии управления | Эффективность целей -ожидаемая в решениях ~ реальная | Цель без решений бесплодна |
Ресурсное обеспечение | Риск в целях предельно элиминирован | Решения - механизм реализации целей |
Временные пределы реализации | Возможность корректировки стратегий достижения целей выше, чем решений | Цель определяет выбор варианта решения |
Продолжение табл. 1
Признаки сходства целей и решений | Признаки различий целей и решений | Признаки взаимосвязи целей и решений |
Присутствие фактора риска | Финансирование целей ориентировочно, решений -реально | Цели определяют критерии оценки эффективности решений |
Ответственность за выбор целей и реализацию решений | Выбор цели - творческое дело человека; выбор решения - возможен с применением человеко-машинной системы | |
Задействованность лиц в реализации решения и выборе цели бывает кардинально различно |
Таблица 4
Глава 9
Глава 1О
Риск и его разновидности
Риск, связанный с предпринимательством, принято называть хозяйственным или предпринимательским. В отечественной экономике на данном этапе ее развития риск особенно вероятен вследствие неуменьшающейся неопределенности политической ситуации, неустойчивости экономической среды, отсутствия гарантии получения ожидаемого результата, предотвращения потерь.
Существовавшая в административно-командном управлении экономическая система координат предопределяла для предприятия объемы производства, поставок сырья и материалов, товарооборота, уровни цен, прибыль и др. Хозяйственная сфера для проявления инициативы была ограниченной, предприимчивость не востребовалась, рискованность действий не приветствовалась, а порой и преследовалась. Весьма ярко сложившееся состояние отражало расхожее в то время выражение «инициатива наказуема».
Кардинально меняется положение в рыночной экономике. Риск становится ее характерным признаком, так как государственное регулирование ограничивается установлением норм предпринимательской деятельности и налоговой системой. Неизмеримо расширилось рисковое поле, с одной стороны, за счет проявления случайных факторов во взаимоотношениях потребителей с производителями и иными элементами внешней среды. С другой стороны, возможность риска усилилась частной (долевой) собственностью предпринимателя на хозяйственные объекты. Наличие конкурентной среды стимулирует принятие предпринимателями и менеджерами рискованных решений в части внедрения новых технологических процессов и информационных технологий, использования новейшего оборудования, создания новых товаров и др. Это обеспечивает им сохранение и укрепление своей ниши на рынке, увеличение объема продаж, финансовую стабильность. Следовательно, природа риска в рыночной экономике обусловлена следующими факторами:
- ограниченной сферой государственного регулирования хозяйственной деятельности;
- усилением роли случайных факторов во взаимодействии предприятия с внешней средой;
- частной (и ее видами) со