Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры
Указанные меры применяются для защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации. Порядок их введения определен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Введению защитных, антидемпинговых, компенсационных мер предшествует расследование, которое проводится в соответствии с положениями статей 25-35 указанного Закона, а также Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 274, которым утверждено Положение о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер. Расследование проводится в целях установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики.
Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. Специальная пошлина взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства или потребления в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.
Специальная защитная мера применяется к товару, импортируемому на таможенную территорию Российской Федерации независимо от страны происхождения этого товара, за исключением товара, происходящего из развивающейся страны, пользующейся национальной системой преференций Российской Федерации, если доля импорта данного товара из такой страны не превышает три процента общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, при условии, что суммарная доля импорта данного товара из развивающихся стран, на долю каждой из которых приходится не более чем три процента общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, не превышает девять процентов общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации.
Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Антидемпинговая пошлина взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.
Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером. Компенсационная пошлина взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства, (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. Порядок расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств устанавливается Правительством Российской Федерации.
Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров
Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров представляет собой временную меру, которая вводится в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. Наблюдение осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании заявлений (требование иных документов не допускается). Отсутствие разрешения является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.
Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью
Законодательством РФ предусмотрена возможность введения особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.
Такие меры могут вводиться:
- Президентом РФ, если это необходимо для участия Российской Федерации в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН;
- Правительством РФ в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса РФ;
- Правительством РФ в качестве ответных меры (например, если иностранное государство не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации).
Порядок разрешения споров определяется рядом нормативных правовых актов, к которым относятся: Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».
Споры между участниками внешнеэкономической деятельности разрешаются в государственных арбитражных судах, специальных арбитражных органах и арбитражах, создаваемых самими сторонами для разрешения конкретного спора. Специальными арбитражными органами в Российской Федерации являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате России.
Субъектам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, предоставлено право выбора арбитражного органа и государства, где будет рассматриваться спор. Порядок разрешения спора фиксируется либо в договоре (в виде арбитражной оговорки),' либо в специальном соглашении. В арбитражной оговорке или арбитражном соглашении можно указать арбитражный орган любого государства.
Если данный вопрос не урегулирован сторонами и между ними возник спор по поводу разрешения спора, они могут заключить соглашение об арбитражном разбирательстве, именуемое третейской записью или компромиссом.
Арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным в России. Для принудительного исполнения решения в компетентный суд представляется письменное ходатайство.