Формы организации медиапредприятий
По специализации:
· Предприятия-медиапроизводители (производят продукт и распространяют его по разным каналам):
ü Информационные агентства (национальные, сетевые, специализированные)
ü Издательские дома (производят печатную продукцию: газетное и журнальное издательство)
ü Телекомпании
ü Радиостанции
ü Интернет-компании
· Предприятия-медиараспространители
ü Дистрибуторы прессы (оптовые, розничные, киосковые сети)
ü Дистрибуторы видеопродукции
По масштабу и уровню деятельности (3 группы: работают на макро-, мезо-, микроуровнях):
· Крупный бизнес – диверсифицированные медиа-холдинги, объединяющие в себе разные медиа-активы: ТВ, радио, прессу, интернет-проекты.
· Предприятия, специализирующиеся на выпуске однородных медиапродуктов (например: телекомпании, радиокомпании, издательские дома и интернет-компании).
· Организации, выпускающие одно СМИ (организации-представители малого бизнеса. Самый многочисленный класс).
По функциональным ролям:
* организация-учредитель СМИ (ЗАО «ЭЖ Медиа»)
* организация-издатель СМИ (ЗАО «Издательский дом «Экономическая газета»)
По коммерческим целям:
* коммерческая организация СМИ (ОАО «НТВ-плюс»)
* некоммерческая организация – автономная некоммерческая организация: АНО (АНО «Газета «Правда»)
* объединение юридических лиц (Гильдия издателей периодической печати ГИПП)
По участию государства:
* организация СМИ со 100% участием органов государственной власти – Федеральные государственные унитарные предприятия СМИ
* организация СМИ со 100% участием муниципальных органов – Муниципальные унитарные предприятия СМИ
* Организация СИМ с частичным участием государства
* Организация СИМ без участия государства
По уровню финансовой самостоятельности:
*управляющая медиакомпания
* организация в составе медиахолдинга
По участию иностранного капитала:
* Организация СМИ без участия иностранного капитала
* Организация СМИ с участием иностранного капитала
* Иностранная организация СМИ
По используемым видам каналов:
* Организации, использующие одну медиаплатформу (издательские дома, радиостанции, телекомпании, интернет-редакция)
* Организации, использующие несколько медиаплатформ (мультимедийная организация)
По охвату аудитории:
* организация СМИ, работающая на мировом информационном поле
*Общенациональные организации СМИ
* региональные организации СМИ
* Местные организации СИМ
По полноте производственного цикла:
* организация СМИ полного цикла
* организация СМИ частичного производственного цикла – редакционно-издательская часть
По языку продукта масс-медиа:
* Организация СМИ, использующая 1 язык
* Организация СМИ, производящая многоязычные продукты
По принципу образования:
* организации СМИ образованные на базе действующей структуры
* вновь образованная организация СМИ
По отношению к бренду:
* организация-владелец бренда СМИ
* организация-основатель собственного бренда
По доступности распространяемой информации:
* организация СМИ, производящая информацию для всех
* организация корпоративных СМИ
По тематике распространяемой информации:
* организация СМИ информации для всех
* организация специализированных СМИ
По участию в создании контента:
* организация, производящая собственный продукт
* сетевая организация СМИ-франчайзи
По количеству медиаактивов:
* организация СМИ с моноактивом
* организация СМИ с несколькими медиаактивами
* организация СМИ с большим числом медиаактивов
По наличию филиалов и представительств:
* организация СМИ без филиалов и представительств
* организация СМИ с филиалами и представительствами в одной стране
* организация СМИ филиалами и представительствами в нескольких странах
По принадлежности к органам власти:
* организация СМИ администрации президента РФ
* организация СМИ правительства РФ
* организация СМИ субъекта РФ
* организация СМИ органа местной власти и местного самоуправления
По организационно-правовой форме:
* коммерческие организации (индивидуальное частное предприятие СМИ, хозяйственные товарищества, ОАО, ЗАО, ООО, ОДО, государственные и муниципальные предприятия...)
*некоммерческие организации (фонды, учреждения, гильдии)
* объединения юридических лиц (ассоциации, союзы, некоммерческое партнерство)
Общественный феномен СМИ
Аудитория доверяет СМИ. СМИ пользуется у аудитории авторитетом и является властью над умами людей. СМИ развивалось с развитием общества и культуры. Скорость обмена информацией увеличивалась, и формировалась система СМИ от простых форм ( адресные и новостные бюро, газеты) к современным. У общества огромная потребность в информации. СМИ необходимо удовлетворить эту потребность, потому они и играют особую роль в жизни общества. При этом проявляются свойства СМИ: массовость, тиражируемость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов. СМИ информирует общество о деятельности власти, информирует власть о реакции общества на действия власти. Все это делает СМИ важнейшим социальным институтом.
Региональные СМИ
Московская общероссийская газетная и журнальная продукция малодоступна для жителей регионов, где ее нишу занимают местные издания. Происходит регионализация СМИ. Активно развивается пресса таких крупных регионов, как Санкт-Петербург, Приморье, Ростов-на-Дону и Ростовская область, Екатеринбург и Урал. Местные газеты в большинстве случаев распадаются на две категории: газеты для области, рассчитанные на областной или республиканский центр и на города и поселки, находящиеся в пределах этой области. И они часто очень серьезно отличаются друг от друга, во-первых, аудиторией и, во-вторых, методами своей работы. Городская газета имеет преимущества для поддержания контактов с аудиторией: постоянного читателя проще приобрести в рамках города, чем области. В ряде регионов существует противостояние мэров региональных столиц и губернаторов, которое проявляется на уровне газет. В данном случае структуризация прессы идет по пути создания двух административных уровней: с одной стороны, газеты с участием губернатора, поддержкой губернаторской власти, с другой – газеты с участием городской мэрии. Это способствует поддержанию плюрализма в региональной прессе, отражает иногда внутренние противоречия административного характера, а иногда и разные интересы населения городского и сельского. Структура местной прессы сильно различается в зависимости от масштаба городов данного региона и уровня сельского населения. Местное радио по-прежнему использует проводное вещание, хотя сейчас частные радиостанции развиваются все более активно. Телевидение делится на две категории – частное, имеющее больше возможностей с точки зрения капиталовложений, и государственное, подчиняющееся местной власти. Региональное телевидение, по сравнению с телевидением московским, российским, имеет преимущество в плане поддержания контактов с аудиторией, но проигрывает с точки зрения размещения рекламы и возможностей развития собственной продукции. В условиях регионализации мы видим как бы два типа СМИ. Если в Москве при всем влиянии государства на СМИ эти различия не так заметны, то в рамках региональной, местной прессы деление ее на независимую, коммерческую, частную и государственную рождает существенные отличительные признаки. Сегодня важнейшие моменты развития региональной прессы связаны также с особыми местными проблемами, которые отличаются в зависимости от района, географической ситуации. В приграничных регионах, где активно развиваются двусторонние связи, много внимания уделяется международным проблемам. В результате региональные газеты становятся более разнообразными. Если же говорить о влиянии прессы на население, то, бесспорно, основными носителями информации в регионах являются СМИ местного уровня: местное телевидение, местные газеты, местное радио. Местная пресса, как правило, замыкается в локальных проблемах, меньше внимания уделяя общероссийским и тем более международным. В этом отношении она уступает общероссийским СМИ.