Место СМИ в информационной системе России
Термин информационная система (ИС) используется в широком и в узком смысле.
В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать людей информацией; совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС.
Типологическая палитра СМИ России основательно изменилась за последние десятилетия. Это объясняется влиянием двух факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью находилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы.
Получила развитие горизонтальная структура, соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций). Ставшие независимыми издания, ранее входившие в структуру центральной прессы, такие, как «Труд», «Комсомольская правда», «Известия», распространяются по всей территории России, но тиражами, во много раз меньшими, чем в начале 90-х гг. Получившие независимость газеты недолго оставались в руках журналистских коллективов и скоро в большинстве своем стали добычей банков и корпораций. На смену партийной прессе пришли коммерческие издания, принадлежащие различного рода холдингам, банкам, корпорациям, а это привело к появлению новых типов и видов изданий.Создается и функционирует государственная информационная система в области средств массовой информации, которая осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным и в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок функционирования государственной информационной системы в области СМИ, ее структура и условия предоставления содержащейся в ней информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Эта информация в обязательном порядке должна включать в себя:
1) сведения из реестра зарегистрированных средств массовой информации;
2) сведения из реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание;
3) сведения о законодательстве Российской Федерации о средствах массовой информации;
4) иные установленные Правительством Российской Федерации сведения в области средств массовой информации.
В российский информационной системе СМИ как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:
ü сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;
ü располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;
ü иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;
ü структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телерадио, которые могут способствовать выполнению этих функций;
СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.
Целостность системы СМИ. Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы СМИ:
ü удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества;
ü обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта;
ü объективно и полно отражают условия жизни общества;
ü собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития;
ü привлекают к производству информации все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества;
ü используют для массового информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии;
ü обеспечивают реализацию многообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества.
В современных условиях целостность системы СМИ подвергается серьезным испытаниям. Происходят значительные разрывы в информационном пространстве, нарушаются информационные связи между членами общества, различными категориями населения, между обществом и личностью, государством и его гражданами, регионами и центром и т. п.