Мотивация: теория Маслоу и теория Альдерфера.
Процесс мотивации объясняется прежде всего содержательными теориями мотивации. К ним относятся и теории Маслоу и Альдерфера. Эти теории очень похожи, так как выделяют потребности, как мотивирующий фактор в деятельности человека. Маслоу выделяет 5 потребностей: физиологические, безопасность и защищенность, принадлежность и причастность, признание и самоутверждение, самовыражение. Первые два вида потребностей - первичные, остальные - вторичные. (можно привести пример потребности каждого уровня).Человек, по Маслоу, в процессе мотивации следует от одной потребности к другой, от физиологических к самовыражению, удовлетворяя их постепенно, в процессе всей своей жизни. То есть вторичные потребности могут стать мотивами только после удовлетворения первичных. Также, чем выше уровень потребности, тем для меньшего числа людей он является мотивом. Альдерфер выделил всего три потребности: потребность существовать, потребность общаться с другими и потребность роста. Альдерфер, в отличии от Маслоу, утверждал, что движение по лестнице потребностей может идти не только вверх, но и вниз, если не удается удовлетворить потребность на протяжении долгого периода времени.
68. Стратегический и оперативный контроллинг. Цели, задачи, содержание.
Контроллинг –функционально обоснованное направление экономической работы, свзяанного с реализацией финансово-экономической функции менеджмента, обеспечивающей принятие оперативных и стратегических решений.
ЭТАПЫ К.:установление цели, текущий сбор и обработку информации, контроль, подготовку рекомендаций
Контроллер –специалист, реализующий на предприятии функции и задачи контроллинга
Основная цель –ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием
Задачи:
Планирование
· Координация различных планов,
· Разработка консолидированного плана,
· Разработка методики планирования,
· Разработка графика составления планов,
· Информационное обеспечение,
· Проверка планов
Организационные –
учет и контроль затрат результатов по подразделениям
ВИДЫ КОНТРОЛЛИНГА
Стратегический и Оперативный контроллинг
Стратегический К – обеспечение выживаемости фирмы, соответствие стратегическим целям
Цель– обеспечение выживаемости организации и отслеживание движения предприятия к намеченной стратегической цели. Проведение антикризисной политики
Главные задачи стратег контроллинга :
• Участие в установлении качественных и количественных целей организации
• Ответственность за стратегическое планирование
• Разработка альтернативных стратегий
• Определение критических внешних и внутренних условий
• Определение узких и поиск слабых мест
• Определение основных подконтрольных показателей
• Сравнение плановых и фактических показателей
• Анализ экономической эффективности
Оперативныйконтроллинг – обеспечение прибыльности фирмы, соответствием текущим целям и задачам.
Цель– обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия
Задачи:
· Определение узких и слабых мест для тактического управления
· Определение подконтрольных показателей в соответствии с текущими целями
· Сравнение плановых и фактических показателей результативности и затрат
· Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов
· Мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений
· Руководство при планировании и разработке бюджета фирмы
Основные подконтрольные показатели: рентабельность капитала, степень ликвидности, производительность
Основные инструменты контроллинга. Их значение и характеристика.
Инструменты стратегическогоконтроллинга:
1. «Собственное производство — поставки со стороны». Это задача по расчету того, как лучше поступить: закупать комплектующие на стороне или наладить их собственное производство.
Анализ конкуренции.
Логистика.
4. «Портфельный анализ». Анализ того, производство каких продуктов расширять, а каких сокращать.
5. Анализ потенциала. Сравнения себя с лидером отрасли.
6. «Стратегические разрывы».Сравнение реальных и стратегических показателей.
7. Разработка «сценариев».
8. Сбалансированная система показателей (ССП). ССП - это механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании на их достижение.
9. Показатели оборачиваемости.
10.Бенчмаркинг. Сравнение всех показателей с аналогичными на рынке.
11.Стоимостной анализ. Сравнение стоимости товара и его функциональной полезности.
Показатели рентабельности.
Инструменты оперативногоконтроллинга.
1. «ABC-анализ». Метод основан на разделении покупных материалов, поставщиков и задач рабочего дня на три группы и последующий их анализ по Паретто. Небольшая часть товаров дает большую часть прибыли и наоборот.
2. Анализ объема заказов. Метод практически аналогичен «АВС-анализу», но отличается тем, что исследованию подвергаются покупатели и заказчики.
3. Метод расчета сумм покрытия. Метод, при котором из рыночной цены вычитаются различные виды издержек и получаются различные суммы прибыли.