Технологии управления: классические и современные.
Технология управления — это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.
Для обеспечения непрерывности производства и управления должна быть выработана соответствующая технология управления. Чтобы своевременно принимать необходимые решения, фирмы должна одновременно осуществлять эффективное управление производством реализуемых товаров и вырабатывать стратегию на будущее. Функции стратегического менеджмента должны сочетаться с функциями оперативного управления.
Управленческая технология– искусство, способность, система мер и методов для эффективного управленческого воздействия.
В нее входят:
· пути и методы сбора необработанной информации;
· средства эффективного воздействия на персонал;
· определение принципов, закономерностей управления;
· разработка и внедрение систем контроля.
В узком смысле технология – совокупность правил обработки информации. В широком – интегрированный процесс решения конкретного класса задач на основе некоторого обращения. Технологияменеджмента – совокупность правил принятия и реализации решений.
Виды:
1. Технология управления по целям – организация деятельности фирмы с позиции приоритетных направлений. Актуальна для сфер малого и среднего бизнеса, т.к. изменение рыночной конъюнктуры влияет на стратегию деятельности фирмы.
2. по результатам – система мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, опираясь на результаты. Наиболее типична для фирм, подходящих к процедуре банкротства, либо для фирм, начинающих свою деятельность на рынке.
3. по интересам и потребностям – с позиции создания условий каждому члену коллектива реализовать свой творческий потенциал. Типична для фирм, где сотрудники не понимают своей значимости в конечном результате деятельности фирмы. Четкое распределение функций и полномочий между структурными подразделениями фирмы и сотрудниками внутри структурного подразделения. Типична для фирм, функционирующих на рынке информационных услуг.
4. в экстремальных ситуациях – разработка мер и мероприятий обеспечивающих: стабильное функционирование фирмы на рынке; конкурентоспособность производимых товаров и услуг; формирование механизмов позиционирования. Прибегают в случае резкого изменения факторов макросреды, либо конкурентной позиции фирмы.
5. на основе постоянных проверок – система контрольных мер и мероприятий, направленных на изучение и оценку деятельности каждого сотрудника фирмы. Когда: необходимость сокращения штата с целью повышения з/п; систематическое хищение, нарушение трудовой дисциплины; с целью повышения производительности труда и ответственности каждого сотрудника; с целью реструктуризации фирмы.
В настоящее время с большим трудом преодолевается отставание российских предприятий в области классических управленческих технологий. Сейчас только начинают осваиваться технологии управления индустриальной эпохи — технологии управления материальными и финансовыми ресурсами. Например, в области информационных технологий наиболее распространенной задачей является внедрение ERP-систем, которое на Западе стало общепринятым. В то же время в «новой» экономике, которую еще называют «экономикой знаний», фокус интересов достаточно быстро смещается в сторону нематериальных активов или интеллектуального капитала.
32.Технологии управления. В каких случаях применяют управление по результатам, путем проверок и указаний?
Управление по результатам.Этатехнологияосновананаприоритетеконечныхрезультатовнадпланированиемипрогнозированием. Основнойфункцией, реализуемойруководителями, являетсякоординация (корректировка) действийирешенийвзависимостиотполученногорезультата.
Даннаятехнологияхорошореализуетсядлясреднихималыхорганизацийилиподразделений, вкоторых:
• времямеждупринятиемрешенийирезультатомихвыполненияминимально (часы, несколькодней);
• отсутствуютнепреодолимыетрудностивбыстромприобретениитребуемыхресурсовиливозвратеневостребованных;
• профессионализмруководителяорганизацииилируководителяпроектадостаточновысок;
характерпроизводствапреимущественномеханизированный.
Врамкахданнойтехнологиируководитель:
• разрабатываетпереченьиобъемресурсов, необходимыхдляфункционированиясформированногонабораэлементовсистемыуправления;
• разрабатываетиливыбираетвариантпервоначальногорешения;
• контролируетходиспользованияресурсов;
• корректируетходпроцессареализациирешенийисходяизвеличиныотклонениятекущегорезультатаотзапланированного;
• корректируетходиспользованиявыделенныхресурсов.
Основуданнойтехнологиисоставляютбизнес-планиразработкипопринятиюуправленческихрешенийвусловияхвозможныхнеопределенностей. Известно, чтонаиболеенеобходимыефакторыдляразработкиэффективногоуправленческогорешениялибонеизвестны, либоточнонеопределимы. Этифакторыотносятсякакквнешней, такиквнутреннейсредеорганизации. Например, заранеетруднорассчитатьиподобратьперсонал, требуемыематериалыипроизводственнуютехнологию, учестьвлияниенеблагоприятныхфакторовит.д.
Взависимостиотситуациииконечногорезультатаруководительдолженпостояннокорректироватьрасстановкуиобучениекадров, технологиюиорганизациютруда, номенклатуруикачествоприменяемыхматериалов, реализациюпродукциииприбыльностьорганизации. Жизненныйциклпродукциитакжетребуетпостояннойкорректировкирешенийвобластиобъема, качества, номенклатуры, стоимостиирынковсбытанавсехегоэтапах.
Реализацияданнойтехнологиитребуетпроведенияаналитическойработылибосиламисамогоруководителя, либоспомощьюспециалистов, владеющихзнаниямивобластипсихологии, социологии, маркетинга, экономикиивдругихнеобходимыхобластяхдеятельности. Этаработабазируетсянаанализетекущейинформации, проведенииопросов, определениипроблемиподготовкепредложенийпокорректировкетактическихистратегическихрешений, созданииинформационнойбазы.
Даннаятехнологияэффективнадлясамообученияруководителяилиспециалиставобластиуправлениянасобственныхошибкахидостижениях. Онасамаядешеваясредиостальныхтехнологий, таккакнетребуетзатратнаразработкудетальныхплановирасчетасредствнареализациюрешений. Однакоееприменениеможетпривестикобщемуудорожаниюпроизведеннойпродукциииз-занеизбежныхошибок.
Технологияпредусматриваетдваосновныхэтапавреализации:
• разработкановогоиливыбортиповогорешенияиегореализациядополученияпервогорезультата;
• сравнениерезультатаснормативнымипоказателями. Еслиотклонениефактическогорезультатаотнормативныхпоказателейпревышаетдопустимыевеличины, топроводитсякорректировкарешения. Еслиотклонениядопустимы, топоследняяверсиярешениянекорректируетсяициклпродолжается.
Действиетехнологиизавершаетсяподостижениицели, зафиксированнойвтехнологиицелевогоуправления.
Управление путем постоянных проверок и указаний.Технологияосновананаприоритетеконтроляижесткогоуправленияперсоналомнаддругимисредствамииметодамидляформированиявзаимодействиямеждуработниками, участвующимивреализациипоставленнойцели. Контрольижесткоеуправлениеобоснованытем, чтоприэтомчеловеклучшереализуетсвоипотребностивсамовыражении, самопроявлении, стабильностиипорядке. Жесткоеуправлениеничегообщегонеимеетсжестокимиволюнтаристскимуправлением.
Даннаятехнологияэффективнореализуетсявнебольшихорганизациях, вкоторыхавторитетипрофессионализмруководителявнесомнений, вособенностивновыхнаукоемкихорганизациях, учебныхзаведенияхилинапредприятиях, гденадоговорнойосновеработаютконсультанты-менеджеры.
Технологияпредусматриваетлинейнуюструктурууправленияимногоцикловыйпроцессуправления.
Врамкахданнойтехнологиируководитель:
• формируетдетальныйпланработдлякаждогоработникасуказаниемсредств, методовисроковвыполненияэтаповивсегозаданиявцелом;
• проводитнеобходимыйконтрольтекущегопроцессавыполнениязаданиякаждымработником;
• выявляетпроблемы, мешающиесвоевременномуикачественномувыполнениюзадания;
• корректируетдеятельностьработников, отклонившихсяотпланапроведенияработ;
• оказываетнеобходимуюпомощьвсвоевременномвыполнениизадания;
• создаетинформационнуюбазуданныхопрофессионализмеработников, особенностяхихпсихологическогосостояния, приемлемомтемпеработы.
Дляреализацииданнойтехнологиинеобходимоосуществитьследующуюорганизационнуюифункциональнуюподготовку:
1. сформироватьспециальнодлявыполненияконкретнойцелинаборэлементовсистемыуправления;
2. покаждомуэлементунабораэлементовсистемыуправлениясоставитьпереченьиобъемтребуемыхресурсов (материальных, технологических, финансовыхидр.);
длякаждогоработникаилигруппыработниковсоставитьподробныйпланвыполнениязаданийсуказаниемдатыиобъемаееважнейшихэтапов.