Принципы социального партнерства
Закрепление в статье 24 ТК РФ принципов социального партнерства как основополагающих положений, определяющих характер и общую направленность правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении социального диалога, - важный шаг в развитии законодательного регулирования системы социального партнерства.
Законодатель в полной мере учел мировую практику и опыт Международной организации труда, конвенции и рекомендации которой предполагают наличие в национальном законодательстве норм, регламентирующих право на создание объединений как работниками, так и работодателями, право на ведение коллективных переговоров, право сторон самостоятельно определять предмет переговоров, а также норм, обеспечивающих гарантии реализации представителями работников своих прав.
Прежде всего это нормы: Конвенции №87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948), предусматривающей возможность создания союзов и ассоциаций для представительства и защиты своих интересов как работниками, так и работодателями; Конвенции №144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм», предполагающие трехстороннее сотрудничество между представителями правительства, предпринимателей и трудящихся; Рекомендации №129 «О связях на предприятии» (1967) и др[3] .
Приведенные в статье 24 ТК РФ принципы соответствуют целям и задачам социального партнерства, способствуют его реализации, характеризуют самих социальных партнеров.
Основными принципами социального партнерства являются:
· равноправие сторон;
· уважение и учет интересов сторон;
· заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
· содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
· соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
· полномочность представителей сторон;
· свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
· добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
· реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
· обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
· контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
· ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Рассмотрим наиболее важные из данных принципов подробнее.
Равноправие сторон является первым из них. Это связано с тем, что только стороны переговоров, обладающие равными правами и одинаковым юридическим инструментарием, способны обеспечить реальное согласование взаимоприемлемых условий сотрудничества. Обеим сторонам трудового договора и социального партнерства ТК РФ гарантирует равные права по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и иных органов социального партнерства.
В трудовом праве в целом и в рассматриваемом институте в частности реализация, законодательное воплощение данного принципа имеет свою специфику, которая выражается в том, что законодатель предусмотрел для работников и их представителей дополнительные гарантии и возможности. То есть обеспечение равенства прав достигается в трудовом праве путем их "выравнивания" с помощью либо предоставления бо́льших прав работникам, либо возложения бо́льших обязанностей на работодателей.
В рассматриваемой области установлены, в частности, обязанность работодателя создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (ст. 32 ТК РФ), запрещение уклоняться от ведения коллективных переговоров, обязанность предоставлять необходимую информацию, дополнительные гарантии для работников, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39 ТК РФ).
Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе в качестве принципа социального партнерства является необходимым условием его развития, поскольку, как указывалось выше, достижение взаимоустраивающих договоренностей между сторонами, имеющими подчас противоположные интересы, весьма сложный процесс. Государственные органы в связи с этим призваны помогать сторонам начать такой диалог, выступить в нем в роли посредников и своего рода медиаторов. В некоторых случаях государство устанавливает ответственность за нарушения, допущенные сторонами в сфере социального партнерства. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в качестве третьей, равноправной стороны при заключении соглашений, являющихся, наряду с законодательными актами, важными регуляторами социально-трудовых отношений.
Следующий принцип – принцип законности– является традиционным и входит в перечень принципов практически любого правового института. Его содержание в рамках социального партнерства заключается в том, что стороны обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов при реализации всех форм социального партнерства.
Достаточно нетипичным в этом ряду выглядит принцип полномочности представителей сторон. Несомненно, что необходимые полномочия у лиц, принимающих те или иные решения или акты, должны иметься, однако в качестве принципа данное обстоятельство, как правило, не выделяется. В институте же социального партнерства данный вопрос имеет принципиальное значение в связи с возможной множественностью представителей сторон, особенно в части представителей работников. Трудовой кодекс РФ подробно регламентирует виды представителей сторон, порядок их избрания и наделения полномочиями (гл. 4).
Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, в общем виде закрепляющий возможность наступления санкций за невыполнение коллективного договора или соглашения, конкретизирован в законодательстве весьма специфически. За данные действия (бездействие) установлена административная ответственность, однако в диспозициях ст. 5.28–5.34 КоАП РФ в качестве субъектов ответственности предусмотрены только работодатели и лица, их представляющие.