Оценка качества прибыли торгового предприятия
Качество прибыли – понятие, характеризующее качество самой предпринимательской деятельности, приносящей стабильные доходы (прибыль) не за счет рыночной конъюнктуры, а на основе рациональной комбинации ресурсов и их полного использования, систематических инновациях технологии, организации и менеджмента, высокой социальной ответственности и позитивного имиджа бизнеса.
Поскольку источники рациональности и инноваций неисчерпаемы, то имеет смысл говорить и о неограниченности роста качества прибыли. В связи с этим оценка качества прибыли должна рассматриваться как средство, помогающее проанализировать общую эффективность деятельности предприятия.
Базовым условием качества прибыли торгового предприятия выступает ежегодный стабильный рост оборота в физическом и стоимостном измерениях.
Причем под стабильностью оборота (выручки) понимается динамика его темпов роста не ниже соответствующих годовых коэффициентов инфляции. В противном случае будет иметь место снижение физического объема оборота со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
На исследуемом предприятии в результате ежегодной инфляции объем выручки в динамике должен был возрасти на 174,6%, фактически же увеличился только на 103,7%. Следовательно, снижение темпа роста оборота составило за сравнимый период более чем в 1,7 раза (174,6 - 103,7) – см. табл.4.3.9. Прирост же объема выручки обычно влечет за собой при прочих равных условиях прежде всего к дополнительному увеличению валового дохода, а следовательно, к операционной прибыли и рентабельности продаж товаров.
Чем больше стабильность в доходах, тем выше качество полученной прибыли. Стабильность свойственна прежде всего доходам от основной деятельности по сравнению с другими источниками его формирования.
Первым шагом для выявления стабильности (или нестабильности) в доходах естественно будет вычисление показателя средней прибыли за ряд лет в динамике. Для измерения вероятности расхождения полученных данных с реальными рассчитывает среднеквадратическое отклонение по следующей формуле:
,
где – среднеквадратичное отклонение;
хi – значение показателя за i-тый период времени;
– среднеарифметическое значение показателя;
n – число наблюдаемых периодов (лет).
Далее рассчитывается коэффициент вариации, то есть среднеквадратическое отклонение по отношению к среднему значению показателя:
,
где - коэффициент вариации.
Для оценки тенденции стабильности прибыльности предприятия лучше рассматривать прибыль от реализации товаров за продолжительный период (например, за шесть лет), см. табл. 4.4.1.
Таблица 4.4.1
Фактические данные
исследуемого предприятия по операционной прибыли за шесть лет
Годы | xi – рентабельность продаж, % | ||
ххх1 | 13,70 | 2,50 | 6,25 |
ххх2 | 9,44 | -1,76 | 3,10 |
ххх3 | 8,47 | -2,73 | 7,45 |
ххх4 | 8,90 | -2,30 | 5,29 |
ххх5 | 16,11 | 4,91 | 24,11 |
ххх6 | 10,60 | -0,60 | 0,36 |
Итого | 11,20 | - | 46,56 |
Среднеквадратическое отклонение:
Коэффициент вариации:
Чрезмерно высокое значение среднеквадратического отклонения (3,05%) от средней величины рентабельности (11,2%), то есть на 27,2%, характеризует большую нестабильность и формирования доходов от реализации товаров, что значительно снижает качество прибыли исследуемого предприятия.
С точки зрения оценки качества прибыли интерес также представляет такой расчетный показатель, как время товарного обращения в днях оборота. Как уже отмечалось, время товарного обращения в днях оборота замедлилось с 43 дней в ХХХ 1 году до 150 дней в ХХХ 6 году, то есть на 107 дней.
Обычно на практике замедление товарооборачиваемости приводит к следующим негативным последствиям: во-первых, к «замораживанию» оборотных средств, занятых в товарных запасах; во-вторых, к снижению операционной прибыли. И то и другое имеет место на исследуемом предприятии (см. табл. 1.3.13).
На качество прибыли порой значительное влияние оказывает структура оборота. Торговые предприятия с относительно стабильным спросом на свои товары минимально подвержены влиянию экономического цикла, поэтому структуру оборота важно рассматривать с позиции планирования риска сбыта. В то же время у предприятия, структура оборота которого находится в тесной взаимосвязи от фазы экономического цикла, имеет место более значительное колебание доходов. Для того чтобы стабилизировать доходы, необходимо включать в ассортимент товары, пользующиеся спросом и в период спада, и в период подъема деловой активности, продовольственные товары, непродовольственные товары повседневного спроса, что значительно повысит качество прибыли.
Известно из практики, что не все товарные группы вносят равномерный вклад в формирование операционной прибыли.
Предприятия, учитывая возможность увеличения суммы прибыли вследствие ускорения реализации товаров, снижают долю прибыли в цене товара, то есть их уценяют и организуют сезонные распродажи. Для оценки качества прибыли с учетом применяемого порядка ценообразования целесообразно, использовать следующие соотношения, исчисленные по товарным группам:
;
.
Первый показатель определяет по каждому виду товаров долю оборота по сниженным ценам, второй показатель - рентабельность продаж определенной группы при снижении цены; высокое качество первого показателя и низкий уровень второго показателя относительно общей рентабельности продаж предприятия свидетельствуют о недостатках маркетинговых исследований и ценовой политики, что значительно снижает качество прибыли.
В современных условиях при отсутствии дефицита товаров гибкость ассортиментной политики проявляется в расширении ассортимента внутри каждой товарной группы (различие по странам происхождения товара, по заводам-изготовителям, по виду упаковки и, т. д.), что определяет высокое качество
прибыли.
Как известно, на качество прибыли от реализации товаров значительное влияние оказывают издержки обращения, их структура. Более высокий коммерческий риск имеют предприятия с высоким уровнем постоянных издержек, поскольку постоянные издержки трудно поддаются оперативному управлению при быстро меняющейся экономической ситуации (например, при резком падении доходов предприятию быстро сократить постоянные издержки невозможно). Тенденцию стабильности прибыльности характеризует высокий уровень переменных затрат по отношению к полным издержкам, потому что они более управляемы по сравнению с постоянными. Для оценки качества прибыли можно рекомендовать управленческому персоналу в качестве вспомогательных показателей использовать следующие соотношения:
;
;
.
Анализ влияния структуры издержек обращения на качество прибыли следует проводить на основе динамики этих показателей (сумма, уровень в проценте к обороту, удельный вес в проценте к итогу всех издержек).
Повышение качества прибыли происходит при снижении доли постоянных издержек, о чем будет свидетельствовать уменьшение первых двух показателей или увеличение третьего.
Подход к издержкам обращения с точки зрения качества прибыли предполагает не только определение их структуры, но и определение соотношения темпов роста затратного характера по реализации товаров и полученного экономического эффекта (объема оборота). По оценке многих отечественных экономистов, менеджеров, финансистов, темп роста полученного эффекта должен как минимум на 1,5 – 2 пункта опережать сравнимый показатель по использованию затрат на предприятии, связанных с актами купли-продажи товаров. На исследуемом предприятии при росте объема оборота в динамике за последние шесть лет на 3,7% сумма издержек обращения возросла почти в 3,1 раза (307,3%). О каком качестве операционной прибыли в этой связи может идти речь?!
Не менее важное влияние на качество прибыли оказывает эффективность использования ресурсов и затрат, которая служит основой для оценки экономического потенциала торгового предприятия. За ХХХ 1- ХХХ 6 гг. экономический потенциал исследуемого предприятия снизился в 1,8 раза (см. табл.4.4.1), что уже в какой раз свидетельствует о резком снижении качества полученной операционной прибыли.
Качество прибыли в значительной степени зависит от величины используемого капитала. В развитых зарубежных странах мира нормой считается рентабельность капитала в 30 – 35%. На исследуемом предприятии фактическая рентабельность капитала составила в динамике всего лишь 18,9%, что наглядно свидетельствует о довольно низком качестве полученной прибыли от использования капитала на исследуемом предприятии.
Торгово-хозяйственная деятельность предприятия на всем протяжении ее развития сопряжена с многочисленными рисками, уровень которых возрастает с увеличением объема оборота и диверсификацией хозяйственной деятельности. Риски, связанные с актами купли-продажи товаров и осуществлением торговой деятельности, носят название "операционные". Под операционными рисками понимается вероятность возникновения непредвиденных имущественных или финансовых потерь, то есть потери предприятием части своих ресурсов, недополучение доходов в результате негативного действия факторов внешней и внутренней среды.
Операционные риски являются в современных условиях хозяйствования объективным явлением в деятельности любого предприятия и проявляются как совокупность отдельных видов рисков. В российской практике принято различать систему классификации рисков по следующим основным признакам (рис.26):
а) по сферам операционной деятельности:
· производственный риск;
· коммерческий риск;
б) по степени зависимости от деятельности предприятия:
· систематический (рыночный) риск;
· несистематический (специфический) риск;
в) по основным источникам возникновения:
· экономический риск;
· ценовой риск;
· валютный риск;
· инфляционный риск;
· кредитный риск;
· налоговый риск;
· прочие виды рисков.
Риски обычно принято классифицировать по так называемым областям риска, представляющим собой зону, в границах которой потери не превышают предельного значения установленного уровня риска.
Если за основу установления таких областей взять требования Центрального банка России по оценке состояния активов любого коммерческого банка, то можно выделить 5 основных областей риска деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики, например, применительно к прибыли:
- безрисковая область - отсутствие потери от расчетной прибыли;
- область минимального риска - потеря расчетной прибыли от 0 до 25%;
- область повышенного риска - потеря расчетной прибыли от 25% до 50%;
- область критического риска - потеря расчетной прибыли от 50% до 75%;
- область недопустимого риска - потеря расчетной прибыли свыше 75%.
Рис. 26. Блок-схема анализа риска
Для определения степени риска потери расчетной операционной прибыли за шесть последних лет по исследуемому предприятию, составим табл. 4.4.2.
Таблица 4.4.2
Определение степени риска потери расчетной операционной прибыли
(в % от предыдущей величины операционной прибыли)
Годы | Безрисковая область | Область минимального риска | Область повышенного риска | Область критического риска | Область недопустимого риска |
ХХХ 1 | да | - | - | - | - |
ХХХ 2 | - | - | да | - | - |
ХХХ 3 | - | да | - | - | - |
ХХХ 4 | - | да | - | - | - |
ХХХ 5 | да | - | - | - | - |
ХХХ 6 | - | - | да | - | - |
Таким образом, за шесть лет исследуемое предприятие работало в безрисковой зоне – 2 года; в области минимального риска – 2 года; в области повышенного риска – тоже 2 года. А для оценки степени риска потери операционной прибыли в разрезе месяцев изучаемого года следует воспользоваться графиком Лоренца. В нем приведение частоты возникновения потерь прибыли позволит более точно определить конкретную область риска.
Обобщение оценки качества полученной прибыли на исследуемом предприятии в динамике показано на примере табл.4.4.3.
Таблица 4.4.3
Важнейшие экономические индикаторы,
позволяющие оценить качество полученной прибыли на исследуемом
предприятии в динамике за шесть предшествующих лет
Индикаторы | Нормативное значение | Фактические результаты | Сильные, узкие места (+,-) | |
1. Темп роста объема оборота в действующих ценах | 174,7% | 103,7% Значительное отставание от нормативного значения | - | |
2. Качество рентабельности продаж | 11,2% | Фактическое отклонение от средней величины рентабельности составило 27,2% - ежегодная нестабильность в получении рентабельности продаж товаров | - | |
3. Время товарного обращения | Норма устанавливается самим предпряитием | Товарооборачиваемость замедлилась с 43 до 150 дней, то есть на 107 дней в динамике | - | |
4. Соотношение полученного эффекта (оборота) к затратному характеру | Темп роста объема продаж должен быть на 1,5-2 пункта выше темпа роста издержек. | В динамике темп роста оборота – 103,7%, а темп роста издержек обращения – 307,3% | - | |
5. Полученная рентабельность продаж товаров не ниже среднемесячной ставки ЦБ России по товарному кредиту | Годовая ставка ЦБ России – 18%, а среднемесячная – 1,5%. Она принимается за минимальный уровень рентабельности продаж. | Ежегодная рентабельность продаж в 4 – 5 раз опережала установленный минимальный уровень | + | |
6. Эффективность использования ресурсов и затрат (оценка экономического потенциала предприятия) | Интегральный показатель общей эффективности должен быть больше 1 | Общая эффективность использования ресурсов и затрат снизилась в динамике в 1,8 раза | - | |
7. Рентабельность использования всего капитала | В зарубежных странах норма прибыли на рубль капитала – 30-35% | Фактическая рентабельность капитала составила в динамике 18,9% | - | |
8.Степень экономического риска потери прибыли | Потеря прибыли от расчетной: минимальная – 0 – 25%; повышенная – 25 – 50%; критическая – 50 – 75%; недопустимая – свыше 75% | Потеря операционной прибыли в динамике составила 19,8%, а балансовой – 28,3% | - | |
Примечание: Аналогичная тенденция прослеживается и при анализе приведенных показателей за последние два смежных года.
Таким образом приведенные экономические оценочные показатели в динамике свидетельствуют о довольно низком качестве полученной прибыли на предприятии в целом несмотря на относительно высокую рентабельность продаж (из восьми приведенных критериев 7 являются негативными и только 1
позитивным).
Для оценки качества прибыли могут быть введены также такие оценочные финансовые показатели, характеризующие финансовую устойчивость и ликвидность предприятия:
- коэффициент собственности (автономности) исчисляется отношением собственного капитала к общей величине имущества предприятия. Особое значение этот показатель имеет для инвесторов и кредиторов. Нормативное значение данного показателя 0,7. На начало исследуемого периода коэффициент собственности составил на исследуемом предприятии 0,595, а на конец - 0,489, что свидетельствует о неустойчивом финансовом положении предприятия;
- коэффициент маневренности (мобильности) собственных средств равняется отношению собственных оборотных средств предприятия к реальному собственному капиталу. Он показывает, какая часть собственного капитала предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать капиталом. Высокое значение коэффициента маневренности положительно характеризует финансовое состояние, однако каких-либо устоявшихся в практике нормальных значений показателя не существует, в качестве усредненного ориентира для оптимального уровня коэффициента можно рассматривать значение 0,5. На предприятии этот коэффициент составил на начало и конец исследуемой динамики 0,034 и 0,066. Это свидетельствует о том, что только 3,4 и 6,6% собственного капитала находилось в мобильной форме, не позволяющей предприятию свободно маневрировать данными средствами;
- коэффициент обеспеченности оборотных средств собственными оборотными средствами исчисляется отношением собственных оборотных средств ко всей величине оборотного капитала. Минимальное значение этого показателя 0,1. При показателе ниже этого значения предприятие признается неплатежеспособным. Более высокая величина показателя (до 0,5) свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия, о возможности проводить независимую финансовую политику. На предприятии на начало исследуемого периода в динамике коэффициент составлял 0,03, а на конец его – 0,06, что теоретически свидетельствует об отсутствии собственных оборотных средств у предприятия;
- коэффициент общей ликвидности рассчитывается как частное от деления оборотных средств на краткосрочные обязательства и показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение определенного периода. Согласно общепринятым международным стандартам считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от единицы до двух (иногда трех). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть по меньшей мере достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе предприятие окажется под угрозой банкротства. На исследуемом предприятии этот коэффициент составлял на начало периода 2,22, а на конец его - 2,69. Следовательно, предприятие своевременно рассчитывалось по текущим обязательствам со всеми кредиторами за исследуемый период времени;
- коэффициент срочной ликвидности (текущей; промежуточной; уточненной) раскрывает отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности) к краткосрочной обязательствам. Для расчета коэффициента срочной ликвидности может применяться также другая формула расчета, согласно которой числитель равен разнице между оборотными средствами (в российской практике без учета расходов будущих периодов) и материально-производственными запасами. По международным стандартам уровень коэффициента также должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7-0,8. На предприятии этот коэффициент, соответственно, составил 0,13 и 0,2. Таким образом, предприятие не в состоянии было выполнять свои краткосрочные обязательства перед кредиторами в силу наличия невозмещенной ему краткосрочной дебиторской задолженности другими хозяйствующими
субъектами.
- коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может покрыть за счет наиболее мобильных оборотных средств, быстро реализуемых в случае надобности. Рассчитывается данный коэффициент путем деления денежных средств и краткосрочных финансовых вложений на величину краткосрочных обязательств. В западной экономической литературе коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается редко. В России его оптимальный уровень считается равным 0,2 – 0,25. На исследуемом предприятии на начало и конец рассматриваемой динамики этот коэффициент составил соответственно 0,12 и 0,2. Только к концу исследуемого периода предприятие подошло к минимальной границе нормального ограничения.
Большое значение в оценке качества прибыли, трансформирующейся через показатели ликвидности, имеет изучение на предприятии чистого оборотного капитала (работающего капитала), который рассчитывается как разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными обязательствами. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что оно не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем Наличие чистого оборотного капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным индикатором к вложению средств на данном предприятии.
Чистый оборотный капитал придает большую финансовую независимость предприятиям в условиях замедления оборачиваемости оборотных активов (например, при задержке погашения дебиторской задолженности или трудностях при реализации товаров), обесценения или потерь оборотных активов (в результате падения цен на потребительские товары, банкротства дебитора и т.п.) имеет финансовую неустойчивость, и наоборот.
Только в результате значительного наличия чистого оборотного капитала у предприятия при резком снижении качества прибыли и ухудшении ряда оценочных показателей оно ни в одном году исследуемой динамики не было признано кредиторами как несостоятельное.
Таким образом, понятие «качество прибыли» является комплексным. Цель его оценки – прогнозирование «зарабатывающей» способности субъекта хозяйствования, определение возможности сохранения и повышения темпов роста прибыли и чистого оборотного капитала предприятия.
Планирование прибыли на торговом предприятии
Развитие торгового предприятия в рыночных условиях хозяйствования определяют выработку и реализацию, стратегию и тактику управления процессами формирования, увеличения и распределения прибыли. Отечественные и зарубежные специалисты указывают, что на формирование прибыли оказывает влияние более 30 различных факторов, характеризующих состояние конкретной ситуации в целом.
Между целями развития предприятия и факторами, их определяющими, существует тесная связь.
Размер прибыли (минимальной, максимальной, необходимой) как целевая функция зависит от выбранной предприятиями стратегии.
Если целью работы предприятия является получение как можно большего размера прибыли, то важнейшие факторы показывают влияние на изменение прибыли структуры оборота, применяемых уровней торговых надбавок, объема, структуры и эффективного использования ресурсного потенциала.
Если коммерческая цель предприятия – обеспечение устойчивости положения на рынке, она достигается на основе установления стабильных хозяйственных договоров с поставщиками потребительских товаров, обслуживаемыми банками, и другими контрагентами.
Если целью предприятия является удовлетворение экономических интересов собственника имущества, то важнейшими факторами, обеспечивающими ее достижения, становится объем собственных и привлеченных оборотных средств, эффективность их использования, величина прибыли.
И наконец, если целью предприятия является социальное развитие коллектива, то основными факторами, которые должны быть использованы для достижения, выступают валовой доход, издержки обращения, среднесписочная численность работников и др.
Разумеется, влияние всех названных факторов следует рассматривать только во взаимосвязи и взаимообусловленности.
В этой связи важнейшими экономическими предпосылками для планирования прибыли на предстоящий период времени являются: увеличение объема продаж товаров; формирование такой ассортиментной политики, при которой, с одной стороны, обеспечивается максимальное удовлетворение покупательского спроса населения на разнообразные товары и услуги, с другой – достижение избранной цели; строжайшее соблюдение режима экономии расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. умелое управление как валовыми доходами, так и издержками товарного обращения; обеспечение ускорения товарооборачиваемости текущих товарных запасов; снижение до минимума уплаты штрафных санкций за нарушение договорных условий на поставку товаров, выполнения других экономических обязательств.
Как показывает зарубежный опыт, именно детальное планирование ожидаемых результатов деятельности позволяет фирмам выжить, развиваться и побеждать в конкурентной борьбе.
При отсутствии прогнозных расчетов по важнейшим экономическим и финансовым показателям предприятие не в состоянии оперативно контролировать свои доходы и расходы и принимать соответствующие управленческие решения.
Разработка прогнозных расчетов прибыли обусловлена необходимостью ежеквартального представления справки о взаимоотношениях с бюджетом по налогам на прибыль (доход) налоговой инспекции своего района. В этой справке показывается прибыль, принятая в плане предприятия, в том числе доходы от других видов деятельности; налог на недвижимость; льготируемая и налогооблагаемая прибыль; ставка налога и сумма прибыли, которая должна быть перечислена в бюджет. Чтобы составить такую справку, кроме прибыли, необходимо рассчитать и все другие прибылеобразующие показатели: оборот (выручку), валовой доход, издержки обращения.
С целью повышения достоверности прогнозных расчетов прибыли целесообразно разрабатывать прогноз не только на перспективу, но и на относительно короткий промежуток времени – на год, а для внутренних целей – на месяц, кварталы.
В процессе разработки прогнозов прибыли на будущий год могут быть использованы следующие методы:
– метод определения прибыли на вложенный капитал;
– нормативный метод (метод технико-экономических расчетов);
– расчетно-аналитический метод;
– метод прямого счета;
– экономико-статистический метод (метод скользящей средней, уравнение простой регрессии, метод удвоенной средней и т.д.);
– экономико-математический метод (множественная корреляция, регрессионная модель и др.);
– метод оптимизационных моделей (в зависимости от изменения прибылеобразующих показателей в динамике).
В основе любого из вышеперечисленных методов планирования прибыли лежит имеющая место взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и издержками обращения. Такую взаимосвязь можно продемонстрировать на (рис.27).
По горизонтали показывается объем продаж, а по вертикали – затраты и прибыль от реализации товаров, вместе составляющие валовой доход предприятия.
Рис. 27. Взаимосвязь важнейших количественных и качественных прибылеобразующих показателей торгового предприятия
График позволяет ответить на вопрос: при каком объеме продаж предприятие получит прибыль, при каком – нет, где будет находиться точка критического уровня объема продаж и точка безубыточности.
По мере совершенствования рыночных отношений в стране основным методом прогнозирования прибыли будет обеспечение соответствующей прибыли на вложенный капитал. Средствами для увеличения уровня рентабельности на вложенный капитал могут быть увеличение объема реализации товаров, снижение издержек обращения, повышение эффективности использования ресурсов и затрат. В современных условиях хозяйствования надо использовать для наращивания прибыли не только традиционные пути, но и новые, открытые в ходе рыночных преобразований, приватизации. Среди них основными являются:
- формирование торгового ассортимента с учетом прибыльности
товаров;
- новая философия взаимоотношений с контрагентами;
- использование возможностей рисковой деятельности;
- инновационная политика;
- оптимальные масштабы предприятия;
- использование возможностей меняющейся конъюнктуры рынка;
- акционирование;
- выгодное размещение своих денежных ресурсов на других предприятиях и др.
При определении минимального или необходимого размера прибыли как целевой функции предприятие должно исходить из прогнозной величины его капитала, прогнозов процентной ставки банков и нормы прибыли на капитал (средняя рентабельность капитала, определенная на основании изучения рентабельности использования капитала в динамике за 3 – 5 лет).
За рубежом на практике часто прибыль рассчитывают не по отношению к активам (капиталу), а к затратам, которые подразделяют на постоянные и переменные. Такое деление позволяет рассчитать критическую точку (массу) дохода, которые многие зарубежные и отечественные экономисты и финансисты называют «порогом рентабельности» или «точкой безубыточности». Точка безубыточности (точка самоокупаемости) свидетельствует о тождестве доходов и расходов от реализации товаров, при котором рентабельность продаж равна 0. Точка безубыточности (критическая точка) показывает, что ниже ее размера запланированные объемы валового дохода и выручки при прогнозируемой величине издержек обращения приведут к убыточность торговой деятельности предприятия.
Точка безубыточности определяется по формуле
,
где – точка безубыточности;
– сумма постоянных издержек;
– уровень валового дохода в % к обороту;
– уровень переменных издержек в % к обороту.
Пример. Сумма постоянных издержек по магазину составит в будущем году 1 650 тыс.руб. Уровень валового дохода – 19,15% к обороту, уровень переменных издержек – 15,92% к обороту. Точка безубыточности тогда будет равна 510,8 тыс.руб.
.
Таким образом, критическая точка прогнозируемого дохода от продажи товаров должна быть не менее 510,8 тыс.руб.
А чтобы достичь точки безубыточности реализации товаров, необходимо критическую точку дохода разделить на уровень валового дохода
Точка критического объема продаж имеет следующий вид:
,
где – критический объем продаж;
– точка безубыточности дохода;
– уровень валового дохода, %.
В современных условиях хозяйствования каждое торговое предприятие стремится не только к полному возмещению всех издержек из полученного дохода, но и к получению прибыли от реализации товаров. Превышение доходов над расходами носит название самофинансирования. Самофинансирование означает финансирование своих потребностей за счет собственных источников прибыли и амортизационных отчислений.
Самофинансирование обязательно предусматривает осуществление расчета «запаса» финансовой прочности, размер которого характеризует степень экономической прочности, несмотря на ухудшение конъюнктуры данного предприятия на внутреннем потребительском рынке.
Запас финансовой прочности рассчитывается по формуле
,
где – планируемый доход от реализации товаров;
– критическая точка безубыточности.
Чем выше «запас» финансовой прочности, тем стабильнее финансово-экономическое положение предприятия, его конкурентоспособность, повышение имиджа предприятия и наоборот. Минимальный «запас» финансовой прочности или его отсутствие приводят обычно на практике к снижению платежеспособности, высокой степени хозяйственных рисков, резкому снижению экономического потенциала , ослаблению иммунитета и, как финал, несостоятельности (банкротство) предприятия.
«Запас» финансовой прочности рассчитывается как в сумме, так и в относительной величине. Коэффициент «запаса» финансовой прочности (самофинансирования) показывает, насколько объем собственных источников финансирования развития предприятия превышает объем привлеченных средств.
Сущность нормативного метода (технико-экономических расчетов) планирования прибыли заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических расчетов определяется потребность предприятия в прибыли. Такими нормативами могут быть ставки налогов, размеры тарифов на платные услуги, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах, нормы запасов товаров и др.
Метод прямого счета для прогнозирования прибыли применяется, когда имеются надежные данные о прогнозных величинах издержек обращения, валовых доходов, налогах, когда не предвидится резких изменений ни в объемах деятельности, ни во внешней, ни во внутренней среде функционирования предприятия. Тогда прогнозный размер прибыли от реализации товаров определяется как разница между прогнозами валовых доходов и издержками обращения; в состав последних входят такие налоговые отчисления, как единый социальный налог, транспортный налог и др.
Сущность экономико-математического моделирования в планировании прибыли заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между прибылью и факторами, ее определяющими. Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание экономического процесса (процесса формирования прибыли), т.е. описание факторов, определяющих прибыль.
Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать лучший. При этом могут применяться разные критерии выбора:
- минимум издержек обращения;
- максимум операционной прибыли;
- минимум вложения капитала при наибольшей эффективности
результата;
- ускорение оборачиваемости оборотного капитала (минимум времени на один кругооборот капитала);
- максимум прибыли на рубль вложенного капитала, и т.п.
За последние годы в отечественной экономической литературе для прогнозирования прибыли от реализации товаров, а равно и других прибылеобразующих показателей, рекомендуется использовать:
– трендовую модель (простая линейная регрессия);
– метод скользящей средней;
– экспоненциальную модель.
Подробно рассмотрим значение каждого метода при прогнозировании прибыли на будущий период.
А. Прогнозирование прибыли торгового предприятия от реализации
товаров с помощью трендовой модели (простая линейная регрессия)
Использование тренда предполагает проведение исследования изменений среднего значения временного ряда с построением математической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда.
Исходные данные представляют собой две п