Тема 18. конфликтные ситуации

ЦЕЛЬ: ознакомиться с основными видами конфликтов; освоить пути их преодоления.

Конфликт означает столкновение сторон, отсутствие согласия между ними. Сторонами конфликта могут быть группы или отдельные лица. Каждая сторона старается сделать так, чтобы была принята ее точка зрения или цель. Нужно помнить, что в конечном итоге конфликт – это способ разрешения противоречий, которые не удалось разрешить другим путем.

Конфликты могут быть разрешены следующим образом:

- использование руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение);

- разведение частей организации, участвующих в конфликте (по ресурсам, целям, средствам), или снижение их взаимозависимости;

- слияние разных подразделений и постановка перед ними их общей задачи (объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала);

- уход от конфликтного направления (перевод внимания на другое направление);

- сглаживание конфликта (соглашение, хотя бы текущее);

- компромисс (возможность удовлетворения обеих сторон);

- принуждение (разрешение конфликта властью);

- обсуждение причин конфликта (наиболее эффективный метод его разрешения).

1. Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.

Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

2.Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

3.Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

4.Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю…

Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

5.В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

6.Между двумя сотрудниками организации возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию. Является описанная ситуация конфликтом? Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею?

7.В беседе руководителя с подчиненным, допустившим технологическую ошибку, которая привела к серьезному материальному ущербу фирме, руководитель предъявил претензии к подчиненному и наложил штраф в размере месячной заработной платы. Является ли описанная ситуация конфликтом? Ответ обоснуйте.

8.Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два месяца перевести его на вышестоящую должность. По истечении указанного срока обещание руководителя не выполнено. Можно ли описанную ситуацию идентифицировать как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лич Л. Вовремя и в рамках бюджета. Управление проектами по методу критической цели / Л. Лич. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 354 с.

2. Мазур И. Управление проектами / И. Мазур. – М.: Омега-Л, 2009. – 906 с.

3. Попов Ю.И. Управление проектами / Ю.И. Попов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 208 с.

Наши рекомендации