Методические указания по выполнению практических занятий
Министерство сельского хозяйства Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный аграрный университет
Имени Н.И. Вавилова»
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
Методические указания по выполнению практических занятий
Направление подготовки
Менеджмент
Саратов 2014
Управление проектами: методические указания по выполнению практических занятий для направления подготовки 080200.62 Менеджмент / Сост.: Руднева О.Н. // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2014. – 65 с.
Методические указания по выполнению практических занятий «Управление проектами» составлены в соответствии с программой дисциплины и предназначены для студентов направлений подготовки 080200.62 Менеджмент. Методические указания по выполнению практических занятий содержат краткое описание практических занятий и методику их выполнения. Направлены на формирование у студентов навыка расчета экономических, управленческих показателей, разработки и реализации проектов.
© ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2014
ВВЕДЕНИЕ
Повышение экономической эффективности агропромышленного комплекса в условиях рыночных отношений может быть обеспечено на основе внедрения инноваций в отраслевые технологии производства при осуществлении научной организации, планирования и управления всех процессов хозяйствования на предприятиях и структурных их подразделениях. Организация и планирование предопределяют рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая расширенное воспроизводство и повышение конкурентоспособности производства товарной продукции.
Решающую роль в реализации таких сложных задач выполняют высококвалифицированные специалисты и руководители организаций. Поэтому, в овладении основами теории, методики и практических навыков студентами окажет существенную помощь методические указания для выполнения практических заданий на занятиях по управлению проектами. В методических указаниях изложена методика расчета экономических и управленческих показателей, разработки и реализации проектов.
Тематические задания практических занятий подготовлены в соответствии с программой учебного курса, предназначенного для подготовки бакалавров направления подготовки менеджмент СГАУ им. Н.И. Вавилова.
ТЕМА 2. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ: ознакомиться с участниками проекта.
Заказчик – главная сторона заинтересованная в осуществлении проекта (будущий владелец и пользователь результатов проекта).
Руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик и инвестор делегируют полномочия по руководству работами по осуществлению проекта.
Проектировщик - юридическое лицо, выполняющее по контракту проектно-изыскательские работы в рамках проекта.
Генеральный подрядчик - юридическое лицо, чье предложение принято заказчиком, несет ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом, заключает договоры с субподрядчиками на выполнение отдельных работ.
Поставщики - субконтракторы, осуществляющие разные виды поставок на контрактной основе.
Лицензоры – организации, выдающие лицензии на право владения земельным участком, ведения торгов и т.д.
1 - заказчик; 2 – руководитель проекта; 3 – проектировщики; 4 – генеральный подрядчик; 5 – субподрядчик; 6 – банки; 7 – органы власти; 8 – поставщики; 9 – владелец земли; 10 – лицензоры; 11 – инженер; 12 – изготовители продукции; 13 – потребители продукции.
Таблица 1
Участники проекта
№ | Этапы реализации проекта | Участники проекта | ||||||||||||
1. | Разработка концепции | + | - | |||||||||||
2. | Анализ и оценка жизнеспособности | + | - | |||||||||||
3. | Разработка проекта | - | + | |||||||||||
4. | Разработка технологических процессов | + | - | - | - | - | - | |||||||
5. | Выбор земельного участка | + | - | - | - | - | ||||||||
6. | Технический проект | + | - | - | - | - | ||||||||
7. | Торги, заключение контрактов | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
8. | Подетальное проектирование | - | + | - | - | - | - | - | ||||||
9. | Закупки, поставки | + | - | - | - | - | + | - | - | - | ||||
10. | Строительно-монтажные работы | - | + | - | - | - | - | |||||||
11. | Надзор за работами | - | + | - | - | + | - | |||||||
12. | Освоение и выпуск продукции | + | - | - | - | - | - | + | - |
+ функции которые должен осуществлять; - не должен выполнять.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макаров В.М. Стратегия и тактика управления проектами: учебное пособие / В.М. Макаров. – СПб: СПбГУАП, 2001. – 50 с.
2. Никсон Д. Кризис проекта. Анализ ошибок и варианты выхода с минимальными потерями / Д. Никсон. – М.: Эксмо, 2009. – 256 с.
ТЕМА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ЗАМЫСЛА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ: сформулировать и проработать цели и задачи проекта.
Основные причины появления (источники идей) проектов:
- неудовлетворенный спрос;
- избыточные ресурсы;
- инициатива предпринимателей;
- реакция на политическое давление;
- интересы кредиторов.
После формирования определенного числа альтернативных идей проекта. Специалист-аналитик проекта должен выполнить предварительную экспертизу и исключить из дальнейшего рассмотрения заведомо неприемлемые. Причины, по которым идея может быть отклонена, имеют весьма общий характер.
Например:
- недостаточный спрос на продукцию проекта или отсутствие его реальных преимуществ перед аналогичными видами продукции;
- чрезмерно высокая стоимость проекта (имеется в виду не только экономическая, но и социальная или, например, экологическая);
- отсутствие необходимых гарантий со стороны заказчика проекта (или правительства);
- чрезмерный риск;
- высокая стоимость сырья.
В процессе формирования инвестиционного замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы:
- цель и объект инвестирования, место (район) размещения;
- продукция проекта - характеристика и объем выпуска;
- срок окупаемости;
- доходность проекта;
- назначение, мощность и основные характеристики объекта инвестирования;
- предполагаемые источники и схема финансирования.
Инвестиционный замысел существенно зависит от специфики результата проекта. Для строительных проектов действуют основные положения рекомендаций по формированию инвестиционного замысла (целей инвестирования), одобренные Министерством строительства РФ 13.03.97 г.
Предварительная проработка целей и задач.
Цели и задачи проекта должны быть четко сформулированы, т. к. только при этом условии может быть проработан следующий шаг — формирование основных характеристик проекта. К числу таковых можно отнести:
- наличие альтернативных технических решений;
- спрос на продукцию проекта;
- продолжительность проекта — в том числе его инвестиционной фазы;
- оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги) проекта;
- перспективы экспорта продукции проекта;
- сложность проекта;
- исходно-разрешительная документация;
- инвестиционный климат в районе реализации проекта;
- соотношение затрат и результатов проекта.
На основе исходных данных необходимо:
1. Обосновать инициации проекта (указать потребности, из-за которых проект образовался).
2. Определить основную цель и продукт проекта, привести основные характеристики продукта. Сформировать инвестиционный замысел (идею) проекта. Что понимается под «концепцией проекта»?
3. Предварительно проработать задачи проекта. Указать результаты проекта.
4. Привести критерии успеха проекта (качественные и количественные критерии, которые позволяют судить о степени успешности проекта).
5. Назвать основные фазы разработки проекта
6. Перечислить основные этапы разработки концепции проекта. Перечислить основные составляющие Декларации о намерениях.
7. Что составляет суть предварительного анализа осуществимости проекта?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Синенко С.А. Методические рекомендации по выполнению практических работ по курсу управление проектами для специальности промышленное и гражданское строительство / С.А. Синенко. – Москва: МГСУ, 2011. – 58 с.
2. Понкратов П.Б., Бартенева О.А., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Корпоративный и проектный менеджмент. Толковый англо-русский словарь-справочник / М.: Омега-Л, 2010. – 348 с.
ТЕМА 6. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ: ознакомиться с планированием проекта.
На основе данных, полученных на предыдущих занятиях, осуществить сетевое планирование проекта и с его помощью оценить реальную длительность проекта, включая следующие действия:
1. Составление плана по вехам, исходя из составленной спецификации проекта.
2. Составление упрощенного сетевого графа, состоящего из 15-20 событий, исходя из составленной спецификации проекта.
3. Определение продолжительности выполнения действий (в учебных целях продолжительности работ оцениваются ориентировочно, исходя из здравого смысла и аналогии с похожими объектами);
4. Определение ранних и поздних сроков выполнения событий.
5. Составить календарный план-график проекта, указав на нем критический путь, а также указать рядом с каждым действием ответственных лиц и исполнителей.
6. Описать и проанализировать все способы и возможности сокращения времени выполнения проекта за счет: изменения используемых или привлечения дополнительных ресурсов (рабочих, техники, денег и пр.); изменения перечня и последовательности выполняемых действий вследствие изменения способа или технологии выполнения проекта.
1.Построение плана по вехам.
После построения иерархической структуры работ и структурной схемы организации проекта появляется возможность проставить и согласовать с заказчиком основные этапы проекта (вехи). Именно по этим этапам заказчик будет контролировать ход исполнения проекта. Взаимосвязь уровней планирования. Веха - событие или дата в ходе осуществления проекта. Веха используется для отображения состояния завершенности тех или иных работ. В контексте проекта менеджеры используют вехи для того, чтобы обозначить важные промежуточные результаты, которые должны быть достигнуты в процессе реализации проекта. Последовательность вех, определенных менеджером, часто называется планом по вехам. Даты достижения соответствующих вех образуют календарный план по вехам. Таким образом, на этом этапе определяются основные реперные точки, т.е. те результаты и сроки, которые жестко контролируются руководством, и которые менеджер проекта менять не имеет права без согласования с заказчиком.
2.Разработка тактики реализации проекта. Построение сетевых моделей.
Проект состоит из многих стадий и этапов, выполняемых различными исполнителями. Этот сложный процесс должен быть четко скоординирован и увязан во времени. К системам планирования и управления предъявляются следующие требования:
- способность оценить текущее состояние,
- предсказать дальнейший ход работ,
- помочь выбрать правильное направление для воздействия на текущие проблемы с тем, чтобы весь комплекс работ был выполнен в установленные сроки согласно бюджету.
На данном этапе происходит определение последовательности выполнения работ, входящих в состав иерархической структуры работ (ИСР), результатом чего являются сетевой график. Этот график представляет информационно-динамическую модель, отражающую взаимосвязи между работами, необходимыми для достижения конечной цели проекта. В основе сетевого планирования лежит изображение планируемого комплекса работ в виде ориентированного графа, т.е. графической схемы, состоящей из точек - вершин графа, соединенных направленными линиями-стрелками, которые называются ребрами графа. Возможно два подхода к построению сетевых моделей. При первом - стрелками на графике изображаются работы, а вершинами - события. Такие модели относят к типу "Работа-стрелка" и называют сетевыми графиками. При втором подходе, наоборот, стрелкам соответствуют события, а вершинам - работы. Такие модели относят к типу "Работа-вершина" и называют сетями предшествования.
Работами являются любые действия, приводящие к достижению определенных результатов - событий. События, кроме исходного, являются результатами выполнения работ. Между двумя смежными событиями может выполняться только одна работа или последовательность работ. Для построения сетевых моделей необходимо определить логические взаимосвязи между работами. Причиной взаимосвязей являются, как правило, технологические ограничения (начало одних работ зависит от завершения других). Комплекс взаимосвязей между работами определяет последовательность выполнения работ во времени. Для определения последовательности необходима следующая информация: перечень работ, описание продукта, технологические, дискретные и внешние взаимосвязи, ограничения и предположения.
Построение сетевых графиков:
- в сетевом графике события обозначаются кружком с указанием номера внутри события, а работа стрелкой, последовательное начертание работ и событий и означает построение сетевого графика.
- любая последовательность работ в сетевом графике, в котором конечное событие одной работы совпадает с начальным событием следующей за ней работы и т.д., называется путем.
- при выполнении следующих друг за другом работ каждая последующая работа может быть начата только после получения результатов всех предшествующих работ, т.е. после наступления определенных событий.
- после построения взаимосвязей для каждой работы экспертным путем определяется время ее выполнения, которое проставляется в сети над соответствующей стрелкой.
3.Разработка идеального календарного графика работ.
Сетевое планирование предоставляет менеджерам гибкий инструмент составления календарного плана и анализа его выполнения. После разработки сетевой модели проекта наступает этап построения «идеального» календарного графика работ, при построении которого менеджер проекта делает по каждой работе «идеальные» оценки длительности их выполнения. При определении «идеальных» оценок длительности работ пренебрегают ограничениями ресурсов и учитывают только технологические ограничения и нормативы. Результаты определения длительности работ вводят в сетевую модель и определяют общую продолжительность проекта.
Имея сетевую модель, менеджер должен ее оптимизировать и уменьшить общую длительность проекта. Это возможно за счет:
- сокращения времени выполнения отдельных работ,
- организации их параллельного выполнения,
- устранения временных разрывов.
Для временной оптимизации сетевой модели необходимо определить именно те работы, которые в действительности определяют его длительность, и отделить их от тех, которые не влияют на суммарное время реализации проекта. В случае сложных проектов количество работ определяющих его длительность, как правило, составляет небольшую часть (20%) и их выделение позволяет сосредоточить усилия по оптимизации в нужном направлении. Для выделения работ определяющих общую длительность проекта применяется метод критического пути, согласно которому данные работы называют критическими, а их сетевую взаимосвязь - критическим путем. В процессах оптимизации и управления проектом основное внимание сосредотачивается на главном направлении, то есть на работах критического пути.
Методика определения критического пути.
Для определения критического пути производится процедура прямого и обратного прохода по сетевому графику и вычисляется выходная информация. Прямой проход начинается с начальной даты проекта и продолжается по сетевому графику, при этом для каждой работы к начальному сроку прибавляется ее продолжительность и вычисляется раннее начало и раннее окончание этой работы. Самыми ранними возможными датами для работы являются ее начало и конец, допустимые исходя из логической последовательности сетевого графика. Обратный проход использует в качестве исходной точки конечную дату расписания, вычисленную путем прямого прохода, и проводится обратный расчет для определения поздних дат начала и окончания работ. Поздними датами работы являются ее самые поздние допустимые начало и конец, не влекущие задержки выполнения всего проекта. Кроме того, на основании рассчитанных ранних и поздних дат начала работ определяются величины временных резервов для каждой работы.
Критический путь - это наиболее протяженная по времени цепочка работ, ведущая от исходного к завершающему событию.Изменениепродолжительности любой работы, лежащей на критическом пути,соответственным образом меняет (сокращает или удлиняет) срок наступлениязавершающего события, т.е. дату завершения проекта, поскольку работы,лежащие на критическом пути не имеют резерва времени.
Все работы, которые лежат вне критического пути, имеют резерв времени, на которое может быть отсрочено наступление завершения данной работы без нарушения сроков проекта в целом. Резерв времени работы определяется как разность между поздним и ранним сроками завершения работы.
Ранний из возможных сроков наступления окончания работы - это срок, необходимый для выполнения всех работ, предшествующих данной. Поздний из допустимых сроков - это такой промежуток времени, на который может быть отсрочено наступление окончания данной работы без нарушения сроков проекта в целом.
Все работы лежащие вне некритического пути обладают резервами времени в рамках, которых их можно сдвигать, не приводя к изменению времени выполнения всего проекта.
4.Планирование ресурсов. Разработка реального календарного графика работ.
Работы проекта для своего выполнения требуют разнообразных ресурсов. Определяется перечень и количество ресурсов, требуемых для выполнения работ проекта.
При планировании вводят два основных типа ресурсов: возобновляемые и невозобновляемые.
К типу возобновляемых относят ресурсы, которые в ходе работы сохраняют свою натурально-вещественную форму и по мере высвобождения могут использоваться в других работах. Если возобновляемые ресурсы простаивают, то их недоиспользованная способность к функционированию в данный отрезок времени не компенсируется в будущем. Примерами ресурсов данного типа являются люди, машины, механизмы, станки и т.п.
К типу невозобновляемых относят ресурсы, которые не могут повторно использоваться. Но в случае если они не были использованные в данный отрезок времени, то их недоиспользованная способность к функционированию компенсируется их использованием в будущем. Примерами ресурсов данного типа являются топливо, финансовые ресурсы и т.п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Романова М.В.Управление проектами / М.В. Романова. – М.: ИД "Форум"-ИНФРА-М, 2009. – 256 с.
2. Синенко С.А. Методические рекомендации по выполнению практических работ по курсу управление проектами для специальности промышленное и гражданское строительство / С.А. Синенко. – Москва: МГСУ, 2011. – 58 с.
ТЕМА 7. АНАЛИЗ РЫНКА. ПЛАН МАРКЕТИНГА
ЦЕЛЬ: проанализировать рынок и сформулировать план маркетинга.
Анализ рынка: потенциальные потребители продукции; потенциальные конкуренты; размер рынка и его рост; оценочная доля на рынке.
План маркетинга: цены; ценовая политика;
- каналы сбыта;
- реклама;
- прогноз новой продукции.
Информация о спросеподразумевает выяснение (уточнение) характеристик продукции проекта, возможную цену (торговые наценки), конкурентов, объем спроса с учетом рыночных трендов и место реализации продукции.
Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.
Данные о потенциальных размерах рынкамогут обосновать те положения бизнес-плана, которые касаются маркетинга.
Рынок и маркетинг — решающие факторы успеха проекта. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет свои покупателей. Поэтому данный раздел наиболее труден для написания. Для того чтобы убедить инвестора в существовании рынка для продукции проекта, нужно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным.
Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, для другого — сильнее.
После определения конкурентного сегмента рынка приводится описание структуры клиентуры (покупателей) внутри этого сегмента.
Очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента.
Необходимо показать, что продукция проекта может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей.
План маркетинга. В этом разделе необходимо показать, почему клиенты будут покупать продукцию. В нем описывается, каким образом предполагается продавать
новый товар или услугу, какую за него назначить цену и как проводить рекламную политику.
Потенциальные инвесторы считают план маркетинга важнейшим компонентом успеха нового предприятия. На действующих предприятиях план маркетинга составляется на год вперед. За его выполнением внимательно следят и ежемесячно или даже ежедневно вносят в него поправки с учетом изменяющейся ситуации на рынке. Начинающий предприниматель должен научиться составлять план маркетинга и сверять с ним свои текущие решения.
В этом разделе делается маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции) и указываются основные характеристики продукции (работ или услуг) в сравнении с конкурирующими. Рассматриваются: цены, ценовая политика, торговая политика, каналы сбыта, реклама и продвижение продукции на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятных покупателей, прогноз новой продукции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Романова М.В.Управление проектами / М.В. Романова. – М.: ИД "Форум"-ИНФРА-М, 2009. – 256 с.
2. Синенко С.А. Методические рекомендации по выполнению практических работ по курсу управление проектами для специальности промышленное и гражданское строительство / С.А. Синенко. – Москва: МГСУ, 2011. – 58 с.
ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА
ЦЕЛЬ: определить численность работников и их фонд заработной платы.
Численность рабочих основного производства определяется исходя из потребности для каждого оборудования. Для расчета среднесписочной численности рабочих явочное их количество умножается на отношение номинального фонда рабочего времени к эффективному фонду времени. В среднем эффективный фонд времени одного рабочего составляет 230 дней, а номинальный 265 дня.
Отношение номинального фонда к эффективному составляет в среднем 1,1.
Списочная численность рабочих составляет:
Чосн. = Чраб. × 1,1
где Чраб. – явочное количество рабочих.
Определение численности рабочих вспомогательного производства.
Численность рабочих вспомогательного производства принимается на уровне 10% от списочной численности рабочих основного производства.
Чвсп= Чосн. × 0,1
Производительность труда.
Производительность труда - показатель, характеризующий продуктивность труда рабочих или работников предприятия в целом.
ПТрабочих = Вгод / (Чосн + Чвсп.), т/чел.
ПТрабочих = ТПгод / (Чосн + Чвсп.), тыс. руб. / чел.,
где Вгод – объем производства в год, т;
ТПгод – объем товарной продукции в год, тыс. руб.
Фонд заработной платы рабочих рассчитывается по средним дневным тарифным ставкам и количеству рабочего времени:
ЗП = Дт × Фд × Чр,
где Дт – средняя дневная тарифная ставка, руб.,
Фд – эффективный фонд рабочего времени одного рабочего, дней
Чр - среднесписочная численность рабочих, чел.
Доплаты к основной заработной плате за работу в вечерние и ночные часы принимаются в размере 20% от фонда заработной платы. Дополнительная заработная плата исчисляется в размере 10% от основной. Результаты расчета заработной платы рабочих сводятся в таблицу 2.
Таблица 2
ТЕМА 10. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ
ЦЕЛЬ: рассчитать калькуляцию затрат.
Стоимость сырья и основных материалов рассчитывают исходя из их потребности на годовой выпуск продукции и действующих оптовых цен. Результаты расчета сводятся в таблицу 6.
Таблица 6
Расчет стоимости сырья и основных материалов
Наименование | Количество в смену, кг | Количество на годовой выпуск, кг | Цена за ед., руб. | Сумма, тыс. руб. |
1. | ||||
2. | ||||
4. и т. д. | ||||
Итого |
Транспортно - заготовительные расходы.
Принимаются в размере 5% от стоимости сырья и основных материалов.
ТЗ = Ссырья × 0,05,
где Ссырья – стоимость сырья, тыс. руб.
В статью затрат вспомогательные материалы включаются затраты на материалы, которые, не являясь составной частью продукции, используются как необходимые компоненты при ее изготовлении для обеспечения нормального технологического процесса и упаковки продукции.
Стоимость вспомогательных материалов рассчитывают по нормам их расхода на годовой выпуск продукции и ценам их приобретения с учетом транспортно - заготовительных расходов.
Результаты расчета сводятся в таблицу 7.
Таблица 7
Расчет стоимости вспомогательных материалов
Наименование | Ед. изм. | Количество в смену, кг | Количество на годовой выпуск, кг | Цена за ед., руб. | Сумма, тыс. руб. |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. и т.д. | |||||
Итого |
Рассчитать стоимость тары и упаковки и свести в таблицу 8.
Таблица 8
Расчет стоимости тары и упаковочных материалов
Наименование | Ед. изм. | Количество в смену | Количество на годовой выпуск | Цена за ед., руб. | Сумма, тыс. руб. |
1. | шт. | ||||
2. | шт. | ||||
3. и т. д. | шт. | ||||
Итого |
Топливо и энергия на технологические цели.
В данную статью включают стоимость приобретаемых со стороны топлива и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели. Годовая потребность в топливе и энергии определяется на основе сменного расхода и числа смен работы предприятия в год.
ТиЭ = Рсм ×Мст,
где Рсм – расход энергии в смену;
Мст – число смен работы предприятия.
Стоимость энергозатрат и воды рассчитывают по действующим тарифам и годовой потребности в них. Результаты расчета сводятся в таблицу 9.
Таблица 9
Расчет стоимости топлива и энергии на технологические цели
Наименование | Выработка | Норма | Количест- | Количество | Цена за | Сумма, |
т | на | во в | на | ед. | тыс. руб. | |
1 т | смену | год | руб. | |||
Холод, Дж | ||||||
Электро- | ||||||
энергия, кВтч | ||||||
Пар, т | ||||||
Вода, м³ | ||||||
Газ, м³ | ||||||
Сжатый воздух, м³ | ||||||
Итого |
Расходы на оплату труда.
В статье отражаются расходы на оплату труда производственных рабочих (ЗП раб).
Отчисления в социальные фонды
Определяется от суммы на оплату труда производственных рабочих по установленной законодательством норме, которая составляет 34%
СН = ОТ × 0,34
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования.
Расчет затрат по этой статье включает амортизацию оборудования и транспортных средств, затраты на эксплуатацию, текущий, средний и капитальный ремонты, возмещение износа малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений. Величина расходов по содержанию и эксплуатации оборудования принимается на уровне 15,4 % от балансовой стоимости оборудования.
Аоб. = Соб. × 0,154
Цеховые расходы.
К статье относятся затраты по обслуживанию и управлению цехами основного производства.
1. Содержание цехового персонала.
Отражает расходы на оплату труда аппарата управления предприятия с учетом отчислений на социальные нужды. (34%)
С1 = ЗПауп + ЗПауп × 0,34
2. Амортизация основных технологических цехов.
Принимается в размере 1,7 % от стоимости зданий и сооружений.
С2 = Сзд × 0,017
3. Содержание зданий и сооружений.
- стоимость освещения - сумма определяется от стоимости электроэнергии на технологические цели в размере 4 %
СО = Сэн × 0,04
- стоимость отопления - сумма определяется от стоимости пара на технологические цели в размере 15 %
СТ = Спар × 0,15
- прочие расходы - сумма определяется в размере 0,5 % от стоимости зданий.
ПР = Сзд × 0,005
Итого С3
4. Охрана труда, изобретательство и рационализаторство.
Расходы по данной статье принимаются в размере 5% от заработной платы производственных рабочих. С4 = ЗПраб × 0,05
5. Износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря. Принимается на уровне 2 % от стоимости технологического оборудования.
С5 = Соб × 0,02
5. Прочие цеховые расходы.
В статью включаются расходы, не предусмотренные предыдущими статьями. Величина прочих цеховых расходов принимается на уровне 1 % от фонда заработной платы основных производственных рабочих.
С6 = ЗПраб × 0,01
Результаты расчета цеховых расходов сводятся в таблицу 10.
Таблица 10
Смета цеховых расходов
Статьи расходов | Сумма, тыс. руб. |
1. Содержание цехового персонала | |
2. Амортизация основных технологических цехов | |
3. Содержание зданий и сооружений | |
4. Охрана труда, изобретательство и рационализаторство | |
5. Износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря | |
6. Прочие цеховые расходы | |
Итого |
Общезаводские расходы.
Сумму этих расходов принимают на уровне 10 % от фонда заработной платы производственных рабочих.
ОР = ЗПраб × 0,1
Прочие производственные расходы.
Эти расходы принимают на уровне 2-3 % от суммы предыдущих статей
себестоимости продукции.
Прочие внепроизводственные расходы.
Эти расходы принимают на уровне 2-4 % от суммы предыдущих статей
себестоимости продукции.
Результаты расчета полной себестоимости товарной продукции сводится в таблицу 11.
Таблица 11
Проектная полная себестоимость товарной продукции
Статьи затрат | Продукт А, тыс. руб. | Продукт Б, тыс. руб. |
1. Сырье и основные материалы | ||
2. Транспортно-заготовительные расходы | ||
3. Вспомогательные материалы | ||
4.Тара и упаковочные материалы | ||
5.Топливо и энергия на технологические цели | ||
6.Расходы на оплату труда | ||
7. Отчисления в социальные фонды | ||
8. Амортизация оборудования | ||
9. Цеховые расходы | ||
10. Общезаводские расходы | ||
12. Прочие производственные расходы | ||
13. Производственная себестоимость | ||
14. Прочие внепроизводственные расходы | ||
15.Полная себестоимость |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чечевицына, Л.Н. Экономика предприятия: учебное пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 378 с.
2. Чуев, И.Н.Экономика предприятия: учебник / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. – Москва: Дашков и К, 2008. – 414 с.
3. Экономика организации (предприятия): учебник / Е.В. Арсенова [и др.]. – Москва: Экономистъ, 2009. – 617 с.
Планирование капитальных затрат
Наименование капитальных затрат | Сумма, тыс. руб. |
Стоимость здания | |
Стоимость оборудования | |
Транспортные расходы | |
Заготовительно-складские расходы | |
Монтаж оборудования | |
Трубопроводы | |
КИП | |
Спецработы | |
Стоимость внутрицехового транспорта | |
Всего капитальных затрат |
Балансовая прибыль предприятия определя