Ценности высшего руководства
Кроме миссии предприятия на процесс выработки целей накладывает свой отпечаток система ценностей, привлекательных для высшего руководства. Эти ценности могут быть как материальными, так и нематериальными.
Как справедливо отмечает К. Боумен, «то, как менеджер воспринимает окружающий его мир, зависит от многих факторов (например, от полученного им образования и воспитания, от его жизненного опыта и т.д.). Поэтому, разрабатывая стратегию фирмы, в том числе и ее структурные изменения, необходимо принимать во внимание и личностные качества менеджеров и управленческой команды».
Ценности высшего руководства можно определить как знания, мнения и убеждения, которые определяют предпочтения и конкретный выбор поведения данных менеджеров. Определяющим в этом объяснении ценностей является предыдущий опыт высшего руководства, который, по существу, и формирует данные знания, мнения и убеждения. Отметим, что ценности топ-менеджеров, которые определяют поведение последних по отношению к процессу стратегического управления, не являются теми, которые формируются в процессе работы в данной компании в короткий промежуток времени. Именно поэтому, как отмечают Т. Джонсон и К. Шолес. можно выделить три важнейших фактора, которые определяют ценности высшего руководства по отношению к процессу стратегического управления.
1. Внешнее влияние ценностей общества и соответствующего класса (по терминологии Ф. Котлера), к которому относится топ-менеджер.
2. Природа бизнеса вместе с рыночной ситуацией и важностью про-изводимого продукта с точки зрения удовлетворения потребностей общества.
3. Культура фирмы, включая историю компании, практикуемый в организации стиль управления, имеющиеся на фирме системы планирования и контроля.
Отметим, что вышеперечисленные факторы, влияющие на формирование Ценностей высшего руководства, входят составными элементами в миссию предприятия, поэтому вполне логичен вывод, что миссия предприятия влияет на ценности высшего руководства.
Еще раз обратим внимание на то, что в данном контексте мы рас-сматриваем целое сочетание персональных ценностей, приобретенных топ-менеджером в течение определенного промежутка времени, а не текущие бизнес-ценности, которые влияют на стратегический выбор, но не должны преобладать. При этом Я. Чанг и Ф. Кампо-Флорес делают вывод, что высшее
руководство может с трудом разделить, где оно действует в соответствии с эмоциями и личными предпочтениями, а где подчиняется логическим схемам процесса принятия решений. Практика бизнеса подтверждает, что и то, и другое занимают равноправное положение в процессе стратегического планирования.
На рис. 3.4 изображена общая схема процесса формирования ценностей высшего руководства, а также их соотношение с миссией и целями предприятия.
Миссия предприятия
Внешние | Природа | Культура | |
Менеджер
Внутренние ценности Внешние ценности
Персональные цели достижения Экономическая безопасность психологический комфорт
Конфликт Нет
Цели предприятия
Рис. 3.4. Ценности высшего руководства и характер их взаимоотношений с миссией и целями предприятия
Обычно в литературе, посвященной проблемам стратегического планирования, классификация ценностей высшего руководства основывается на разделении по принципу внешний/внутренний. Внутренняя система ценностей топ-менеджеров определяется индивидуальным предпринимательским чутьем, персональными целями и волей руководителя, что само по себе стимулирует изменение ценностей высшего руководства во времени и соответствующий подход к планированию. Внешняя система ценностей определяется полученным топ-менеджером образованием, а также так называемым эффектом обучения, заложенным в систему планирования и не зависящим от воли высшего руководства. Эти ценности определяют тот уровень, в рамках которого топ-менеджеры становятся продуктом внешней деловой окружающей среды и, в этом смысле, находятся в противоречии с внутренней системой ценностей. Такой конфликт может провоцировать
сопротивление к изменениям, которые должны осуществляться в процессе стратегического управления. Отметим, что ценности высшего руководства, несмотря на многообразие форм их проявления у конкретных топ-менеджеров, имеют тенденцию к определенному фокусированию или ориентации. Чаще всего это экономическая ориентация, связанная с целесообразностью, или социальная ориентация, связанная с социальной ответственностью.
Как результат системы ценностей высшего руководства для каждого топ-менеджера происходит формирование своих персональных целей, т.е. каждый менеджер интуитивно ранжирует по степени значимости свой конкретный набор ценностей. В монографии И. С. Пивоварова приводятся результаты социологических исследований среди высшего управленческого персонала ФРГ (таблица 3.1).
Таблица 3.1. - Ценностные ориентации руководителей фирм ФРГ
Ценность | Ранг | |
Средний ранг | Наиболее часто | |
определяемый | ||
ранг | ||
Прибыль | 2,44 | I |
Безопасность | 3,24 | II |
Социальная ответственность перед персоналом | 4,51 | II |
Доля на рынке | 5,20 | IV |
Независимость | 4,46 | V |
Уровень потребительских услуг | 4,50 | V |
Рост | 4,87 | VI |
Престиж | 6,47 | VII |