Информационная структура организации
Организация разделена на уровни управления: стратегический, тактически, оперативный.
В соответствии с классификацией, делающей акцент на соотнесение уровня управления к конечным потребителям информационных систем менеджмента, выделяют четыре класса информационных систем менеджмента:
1. Системы уровня знания поддерживают работников знания и обработчиков данных в организации. Цель систем уровня знания состоит в том, чтобы помочь организации интегрировать новое знание в бизнес и помогать организации управлять потоком документов. Системы уровня знания, особенно в форме рабочих станций и офисных систем, сегодня являются наиболее быстрорастущими приложениями в бизнесе.
2. Системы эксплуатационного уровня поддерживают управляющих операциями, следят за элементарными действиями организации, типа продажи, платежей, обналичивают депозиты, платежную ведомость, кредитуют решения, и поток материалов на фабрике. Основная цель систем на этом уровне состоит в том, чтобы ответить на обычные вопросы и проводить потоки транзакций через организацию. Чтобы отвечать на эти виды вопросов, информация вообще должна быть легко доступна, оперативна и точна.
3. Системы тактического уровня управления разработаны, чтобы обслуживать контроль, управление, принятие решений, и административные действия средних менеджеров. Основное вопросы, адресованные к ним: хорошо ли работают объекты? Системы уровня управления обычно обеспечивают периодические доклады очень быстро.
4. Системы стратегического уровня есть инструмент помощи руководителям высшего уровня и подготавливают стратегические исследования и длительные тренды, и в фирме и в деловом окружении. Их основное назначение приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью.
Связь уровней управления, типов информации и типов ИС организации представлена виде схемы на рис.1.3
Рассмотрим различные типы АИС организационного управления. Соответствие ИС организационному уровню, функциональной структуре организации и функциям системы показаны в таблице 1.1.
Организация имеет исполнительные системы поддержки управления - Executive Support Systems (ESS) на стратегическом уровне; управляющие информационные системы - Management Information Systems (MIS) и системы поддержки принятия решений -Decision Support Systems (DSS) на управленческом уровне; системы работы знания -Knowledge Work System (KWS) и системы автоматизации делопроизводства - Office Automation Systems (OAS) на уровне знаний; и системы диалоговой обработки запросов –Transaction Processing Systems (TPS) –на эксплуатационном уровне.
Рисунок 1.3 – Уровни управления и типы ИС организации
Таблица 1.1– Соответствие АИС уровню управления организацией
Системы организационного управления организацией могут быть использованы на разных уровнях управления (рис.1.4)
3. Типовые подходы к решению задач
информационного менеджмента
Процессы управления ИТ целесообразно рассматривать с точки зрения применения методов лучшего мирового опыта. С данных позиций наибольшее распространение получили следующие подходы к управлению ИТ: ITIL/ITSM и COBIT. Оба подхода ориентированы на удовлетворение потребностей бизнес-подразделений ИТ-службой, базируются на процессном подходе и оперируют измеримыми показателями деятельности.
В современных условиях происходит смещение акцентов в управлении ИТ, связанное с тем, что фактически подразделения организации потребляют не информационные системы, а ИТ-услуги (сервисы), оценка которых должна производится не только по пр6едоставляемой функциональности, но и по качеству обслуживания. При этом серьезно меняется модель управления ИТ, объектом управления становится услуга (а не ИС), целью – решение бизнес-задачи (а не обеспечение технических возможностей использования ИС).
Основные идеи этого подхода были воплощены в типовой модели ITIL/ITSM. ITIL (Information Technology Infrastructure Library) – библиотека печатных работ по эксплуатации ИС – является одним из наиболее общих стандартов в этой области. Проект ITIL был подготовлен в Великобритании в конце 80-х годов прошлого столетия Центральным агентством телекоммуникаций (Central Communications and Telecom Agency) при участии государственных и коммерческих организаций и содержит детальное описание методик управления обслуживанием современных ИС и создания эффективной службы эксплуатации. На сегодняшний день это фактически стандарт, который используется на предприятиях во всем мире. Всего в стандарте приведено 40 функций ИМ, включая управление изменениями информационной системы, рабочими конфигурациями, запросами на техническое обслуживание, планирование развития эксплуатационной и диспетчерской служб. Стандарт формирует ясное представление о критериях построения эффективной службы эксплуатации и акцентирует внимание на принципиально важных деталях, которые нельзя упускать при формировании организационной структуры сервиса.
На основе ITIL было разработано несколько концепций управления эксплуатацией ИС. Одна из наиболее известных – Information Technology Service Management (ITSM), предложенная компанией Hewlett-Packard. Hewlett-Packard предлагает использовать для управления информационными технологиями то, что она называет Adaptive Management Platform - гибкую платформу управления.
Структура ITSM базируется на принципе тесной взаимосвязи информационных сервисов и бизнес-процессов организации и представляет собой описание целостной системы взаимосвязанных ИТ-процессов.
Под информационным сервисом (сервисом ИТ) понимают информационный сервис, выполняемый средствами ИТ, параметры которого значимы для протекания бизнес-процессов или проектов в организации.
Рассмотрим свойства сервиса ИТ.
1. Содержание (или функциональность) определяет решаемую задачу и набор средств для ее решения.
2. Согласованное время обслуживания – период, в течение которого служба ИС поддерживает данный сервис, т.е. несет ответственность за его непрерывное функционирование – измеряется долей суток и долей календарной недели, в течение которых служба ИС поддерживает сервис.
3. Доступность – доля согласованного времени обслуживания, в течение которого сервис доступен; измеряется в процентах.
4. Надежность – вероятность отказа в предоставлении сервиса; измеряется средним временем наработки на отказ, т.е. средним периодом времени между двумя сбоями, в течение которых сервис доступен.
5. Производительность – способность совершать стандартные операции данного сервиса в единицу времени.
6. Конфидициальность – вероятность несанкционированного доступа к данным и/или изменения.
7. Масштаб – объем и сложность работ по поддержке сервиса. Единого измерителя масштаба не существует (может быть число рабочих мест, сложность используемых приложений и др.).
8. Затраты на сервис – стоимость всей совокупности ресурсов, вовлеченных в сопровождение сервиса, а также потерьот простоев сервиса.
Основные отличия управления ИТ-услугами от управления ИС заключаются в следующем:
1) бизнес формулирует требования к ИТ-услугам, а ИТ-служба обеспечивает их реализацию;
2) информационные системы имеют для ИТ-службы статус ресурса;
3) финансовый результат ИТ-службы определяется традиционным для бизнес-единицы образом: доходы за счет предоставления услуг минус расходы по их разработке, внедрению и сопровождению;
4) контроль деятельности ИТ-службы осуществляется на основе показателей, имеющих ценность с позиций клиента;
5) прозрачность деятельности ИТ-службы обеспечивается за счет формализации управленческих процедур в виде пакета документов, являющихся нормативной базой для всех ИТ-процессов.
Создатели модели хотели подчеркнуть необходимость обращения с ИТ, «как с бизнесом», а не использования ИТ в рамках бизнеса.
Главная цель ITSM – ориентировать ИМ на эффективное предоставление качественных информационных услуг для бизнес-подразделений при одновременном снижении затрат предприятия на содержание информационной инфраструктуры. Это достигается за счет правильной организации процессов, технологий и кадров.
Модель ITSM группирует ИТ-процессы в 5 тематических блоков (рис. 3.1):
1. Блок стратегического управления включает процессы согласования потребностей бизнеса с ИT-сервисами (оценка требований бизнеса; разработка стратегии развития ИT; взаимодействие с заказчиком информационных сервисов).
2. Блок оперативного управления включает:
· процесс управления инцидентами – обеспечивает восстановление услуги путем обработки инцидентов – событий, не являющихся частью ее нормального функционирования, приводящих (потенциально) к отказу от услуги или снижению ее качества;
· процесс управление сервисными операциями – осуществляет регламентные работы по поддержанию ИТ-инфраструктуры предприятия (функции системного администратора);
· процесс управления проблемами – предназначен для устранения причин возникновения инцидентов.
Рисунок 3.1 – Процессы эталонной модели ITSM
3. Блок планирования и управления услугами включает в себя следующие процессы:
· процесс планирования услуг, основной задачей которого является проектирование спецификаций услуг;
· процесс управления качеством сервиса, согласующий спецификации по составу и параметрам услуг и предоставляемые ИТ-службой ресурсы на основе специального документа (договора) – Соглашение об уровне сервиса (Service Level Agreement – SLA);
· процесс управления инфраструктурой (управление безопасностью предоставляемых сервисов; управление доступностью сервисов; управление объемом предоставляемых сервисов);
· процесс управления себестоимостью услуг.
4. Блок разработки и внедрения услуг включает процессы разработки и тестирования сервисов и внедрения сервисов.
5. Блок управления обеспечением надежности предоставляемых услуг включает процессы:
· Процесс управления конфигурациями ИС – поддерживает в актуальном состоянии данные по конфигурации ИС;
· Процесс управления изменениями ИС– регистрация изменений, разрешение и отсев изменений, оценка их воздействий на ИТ-среду и т.д).
Стандарт COBIT® (Control Objectives for Information and related Technology) охватывает 34 ИТ-процесса, сгруппированных по следующим направлениям:
1) Планирование и организация (10 процессов);
2) Проектирование и внедрение (7 процессов);
3) Эксплуатация и сопровождение (13 процессов);
4) Мониторинг (4 процесса).
В совокупности перечисленные 4 группы содержат 302 объекта контроля. Все ресурсы, используемые объектами контроля, оцениваются с точки зрения их соответствия критериям, которые логически вытекают из бизнес-задач организации. Перечень этих критериев (эффективность, технический уровень, безопасность, целостность, пригодность, согласованность, надежность) совпадает с критериями оценки деятельности организации в целом. Для количественной и качественной оценки по критериям широко используют сравнения с лучшими мировыми показателями.
Для успешной организации управления в области ИТ также имеет смысл познакомится с признанными мировыми стандартами по ИТ:
• CMMI® (Capability Maturity Model Integration),
• ISO/IEC 20000® (International Standardization Organization, IT Service Management),
• ISO/IEC 38500® (International Standardization Organization, IT Governance).
Вопросы для самопроверки:
1. Какой вид деятельности называют информационными менеджментом?
2. Какие основные направления развития ИМ Вы можете выделить?
3. Какие черты характерны для этих направлений?
4. Какие общие задачи у различных направлений ИМ?
5. В чем отличие направлений ИС?
6. Какие функции бизнеса невозможны без использования АИС?
7. Какие задачи у ИМ с точки зрения специалистов области ИТ?
8. По какому признаку классифицируют АИС организационного управления?
9. Каковы основные функции АИС организационного управления эксплуатационного уровня?
10. Какой тип АИС организационного управления соответствует стратегическому уровню управления?
11. Каковы основные функции АИС организационного управления уровня знания?
12. Какие типовые подходы (стандарты) к решению задач ИМ существуют?
Информация как товар
В настоящее время информация рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. С помощью информации потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях.
Термин «информация» имеет различные определения.
Информация – универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества (Из документов ЮНЕСКО).
Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. трактует термин информация как «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством».
Информация – специфический атрибут объективного мира, создающий условия, необходимые для обеспечения устойчивости и развития систем различной природы.
Информация как вид ресурсов и фактор общественного развития становиться особым видом продукта с присущими ему всеми свойствами товара. Информация в качестве экономического ресурса предназначается для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос. Ценность, или полезность, информации заключается в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю.
Отнесение информации к категории «товара» юридически закреплено законодательно: информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РБ.
Товар– это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Потребительские свойства информации выявляются в процессе отбора, переработки и представлении в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых потребитель (предприниматель, инженер, менеджер, руководитель) с учетом его экономических, социальных, психических возможностей и особенностей может с максимальным успехом решать стоящие перед ним проблемы.
Информация (информационные ресурсы) характеризуются:
• неисчерпаемостью - по мере развития общества и роста потребления его запасы не убывают, а растут;
• сохраняемостью - при использовании не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных сообщений;
• несамостоятельностью - проявляет свою "движущую силу" только в соединении с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия).
Информация как предмет труда – это первичные исходные данные, сведения в конкретной сфере деятельности и смежных с нею областях. Именно на основе первичной информации создается информационный продукт, нужный для пользователя.
Информация как средство труда – это совокупность знаний, данных и приемов, при помощи которых исходная информация (предмет труда) может быть наиболее эффективным образом обработана в целях получения запланированного результата. Информация как средство труда должна иметь форму, удобную и понятную специалисту в данной сфере деятельности.
Информация как результат труда должна обладать потребительскими свойствами, то есть снижать неопределенность ситуации или риск, в которой оказался субъект. В качестве результата труда информация всегда выступает в закодированном определенным образом виде, то есть в пригодном для потребления виде.
Разделение информации на предмет и средство труда не всегда возможно, и чаще всего она одновременно есть и то, и другое, а также и результат.
В результате применения ИТ к «сырью» – информационным ресурсам – создаются информационные продукты и информационные услуги. Под информационным продуктом следует понимать новую информацию или информацию в новой форме, являющуюся продуктом ИС и ИТ и предоставляемую потребителю. Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта.
Таким образом, информационный продукт или информационная продукция представляет собой информацию, собранную, преобразованную и представленную в виде, удобном для пользователя, являющуюся продуктом труда в индустрии информации и предлагаемую на информационном рынке в качестве товара.
Предоставление информации связано обычно с предоставлением пользователю некоторых услуг по ее обработке и доступу к ней. Эти услуги называют информационными услугами. Они могут выступать как в овеществленной (документ, технический носитель), так и в неовеществленной формах (например, обучение пользователя). Информационный продукт соответствует представлению производителя о конкретной предметной области, для которой он создан. Как правило, информационный продукт зафиксирован на материальном носителе.
Предоставление информационных продуктов и информационных услуг потребителям называют информационным обслуживанием.
Наряду с чертами, присущими обычному товару, информация обладает рядом специфических особенностей:
• информационный продукт не отчуждается от производителя – произведенная информация не только переходит к покупателю, но и остается у продавца;
• имеется возможность многократного удовлетворения потребностей с использованием одной и той же информации;
• информация может фиксироваться на определенном вещественном носителе, являясь в то же время невещественным продуктом;
• у информации отсутствует свойство расходования;
• определение ценности информации существенно осложняется ее индивидуализированной востребованностью. Ценность информации субъективна и зависит от отдельного человека;
· цена товара не является выражением ее стоимости, так как не отражает количества труда, затраченное на ее производство и доведение до потребителя;
• в процессе потребления информация не уничтожается, все ее физические потребительские свойства сохраняются, в отличие от технических средств, которые изнашиваются тем сильнее, чем выше интенсивность их использования.
Информационный рынок не является качественно однородным — он делится на рынок информации первичной (оригинальной) и рынок тиражированной (вторичной) информации. Последний является разновидностью рынка материальных благ.
Особенностью производства информации является существенное преобладание в структуре затрат доли живого труда. В большинстве случаев информация создается в процессе интеллектуальной деятельности человека, а материальные и энергетические ресурсы играют вспомогательную роль. Лишь при тиражировании информации удельный вес материальных затрат может доминировать.
Характерной особенностью предложения и спроса на первичную информацию, или в целом информационного рынка является то, что такие факторы, как ценовые ожидания и налоговая политика оказывают минимальное влияние на поведение продавцов и покупателей информации.
Конкуренция среди продавцов информации идет по таким показателям, как скорость, достоверность, полнота, конфиденциальность, форма подачи. В результате цены на услуги продавцов информации могут снизиться, но незначительно, в силу уникальности и недолговечности предлагаемого товара, относительно ограниченного количества производителей и довольно узкой их специализации.
Цена предложения информации часто сдерживается таким субъективным моментом, как нежелание потребителя воспринимать новую информацию.
Таким образом, спрос на информацию порождается желанием субъекта снять или уменьшить риск или неопределенность той или иной ситуации. Спрос на информацию растет с возрастанием степени риска.
Предложение информации связано с тем, что продавцом движет желание извлечь доход посредством снятия или уменьшения беспокойства у потребителя. Предложение также имеет прямую зависимость от степени риска, которому подвержен потенциальный потребитель.
Любой продукт или услугу производят с целью продажи (в противном случае само употребление этих терминов не правомерно). Информационные продукты и услуги естественно производятся с целью продажи потенциальным потребителям. Следовательно, можно говорить о рынке информационных продуктов и услуг.
Под рынком информационных услуг и продуктов принято понимать совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. Таким образом, информационный рынок (ИР) – сфера предложения, обмена и торговли информационными продуктами и услугами.
Предмет продажи и обмена на информационном рынке – это информационные технологии и системы, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, информация и прочие виды информационных услуг.
Инфраструктура информационного рынка – это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
Информационный бизнес – производство, торговля, посредничество в области информационных продуктов и услуг.
Функции информационного бизнеса – управление финансами и ведение учета, управление кадрами, материально-техническое снабжение, организация производства, маркетинговые исследования, лизинговые операции, консультационное обслуживание, страхование имущества и информации, организация службы информационной безопасности, сервисное обслуживание.
Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.
Следует отметить, что информационный рынок (ИР) характеризируется своими особенностями, проблемами и тенденциями развития и оказывает в современных условиях существенное и постоянно растущее воздействие на общеэкономическую ситуацию.
Участниками информационного рынка в настоящее время являются:
1. Владельцы информации:
· владельцы первичной информации (информации, не представленной в машиночитаемой форме и не предназначенной для автоматизированной обработки);
· центры-генераторы (производители информации) – специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии;
2. Центры распределения (поставщики информации), которых обычно называют Вендорами (от англ. Vendor – продавец) – организации, формирующие банки данных, в которые включены базы данных, принадлежащие отдельным владельцам, и предоставляющие к ним доступ на коммерческой основе.
3. Провайдеры (от англ. Provide – обеспечивать) – организации, предоставляющие доступ к банкам данных вендоров по телекоммуникационным каналам.
4. Информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.
5. Пользователи – организации и частные лица, использующие информационные ресурсы:
· конечные пользователи (используют информацию непосредственно для решения своих задач);
· промежуточные пользователи – посредники (оказывают своим клиентам услуги по поиску информации, например, www.internethelp.ru);
6. Информационные брокеры – специалисты, занимающиеся информационным обслуживанием с использованием служб и сервисов, оплачиваемых клиентом.
5. Планирование в среде информационных
систем
5.1 Сущность процесса планирования в среде ИС
Управлять, в значительной мере, означает предвидеть, то есть прогнозировать, планировать, поэтому важнейшим в управлении предприятием является планирование.
Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения.
Цель планирования – повышение эффективности работы предприятия на основе повышения качества принимаемых управленческих решений за счет предварительного анализа возможных последствий этих решений в будущем.
Основная задача планирования – разработать программу действий для получения предприятием максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления его важнейших функций: производственной, инновационной, технологической, организационной, социальной и др.
Необходимость составления планов определяется следующими основными причинами:
• неопределенность будущего;
• координирующая роль плана;
• оптимизация экономических последствий.
Система планирования и управления любой организации носит иерархический характер. Каждый уровень планирования отличается от других следующими параметрами:
– целью плана;
– горизонтом планирования (интервал времени от текущего момента до некоторой даты в будущем, для которого данный план разрабатывается);
– степенью детализации плана;
– частотой, с которой план пересматривается и корректируется.
В качестве примера рассмотрим типовую систему планирования и управления, характерную для предприятий промышленного производства. В такой системе можно выделить следующие уровни:
· стратегическое планирование;
· бюджетирование и операционное планирование, включающее формирование плана продаж и операций (Sales and Operations Plan, SOP) и основного производственного плана (Master Production Schedule, MPS);
· планирование материалов и мощностей, включающее планирование необходимых материалов (Material Requirements Planning, MRP) и планирование необходимых мощностей (Capacity Resource Planning, CRP);
· оперативное управление деятельностью предприятия.
Схематически соотношение глубины детализации и плановых горизонтов различных планов предприятия представлено на рис. 5.1.
Планирование развития информационной среды предприятия и применения ИТ основывается на тех же общих принципах и методах.
Так как ИТ в большинстве случаев относятся к обеспечивающим процессам, то для них основными являются стратегическое планирование и планирование мощностей и материалов.
Для планирования ИС по аналогии с планированием других сфер деятельности принято разделение планирования на кратко-, средне- и долгосрочное, или соответственно на оперативное и стратегическое.
Сущность планирования в среде ИС:
· Определение конкретных, конечных целей;
· Создание внутренних предпосылок в создании и развитии ИС
· Выработка необходимых мероприятий.
Цели планирования в среде ИС:
1) Увязывание целей, задач функционирования АИС со стратегией развития предприятия;
2) Определение стратегии создания и развития АИС;
3) Оказание влияния на выделение инвестиций для развития АИС.
Рисунок 5.1 – Уровни планирования и управления
5.2 Основы стратегического планирования ИС
Стратегический план создания и развития ИС должен полностью вписываться в общую стратегию развития организации, т.е. планирование в области ИС должно являться составляющей планирования в организации.
Процесс формирования стратегических целей планирования для ИС организации представлен на рис. 5.2.
Стратегии ИС определяют долгосрочные планы по созданию и развитию ИС (модернизации, перепроектированию, трансформации). Оперативное планирование определяет задачи и способы их решения на текущий момент и краткосрочную перспективу (до года).
Рисунок 5.2 – Процесс формирования стратегических целей
планирования ИС
Самым нижним уровнем в иерархии планирования в области ИС является планирование отдельных проектов. Под отдельным проектом здесь будем понимать как мероприятия ИМ в отношении составляющих ИС предприятия, организации, так и планирование проектных работ мероприятия ИМ могут быть самыми разными, например, приобретение новых приложений для решения бизнес-задач, приобретение технологического оборудования для выполнения отдельных функциональных задач, обучение персонала ИТ-подразделений и конечных пользователей.
Планирование отдельных мероприятий ИМ также необходимо как и стратегическое планирование, так как обеспечивает согласование деятельности ИТ-подразделений и предприятия в целом. Планирование работ по проектированию АИС (ЭИС), является сложной и в то же время хорошо разработанной областью знания.
Стратегическое планирование ИС представляет собой процесс, в котором принимаются принципиальные решения в области ИС предприятия относительно действующих в течение длительного срока целей и основных положений (принципов), мероприятий, ресурсов, а также бюджета и финансирования. Временные рамки стратегического планирования ИС в зависимости от сопутствующих условий (масштаб предприятия, специфические для предприятия информационные проблемы, степень проникновения обработки информации и др.) охватывают обычно период от пяти до десяти лет.
Результатом СПИС должен являться документ, который содержит, во-первых, констатацию существующего положения в области ИС как на предприятии, так и вне его, во-вторых, разработанные по годам стратегии в этой области и необходимые для их реализации на предприятии мероприятия.
Этапы стратегического планирования в области ИС представлены ниже на рис. 5.3.
Для процесса стратегического планирования ИС (СПИС) характерны следующие типичные фазы или этапы:
1. Постановка задач СПИС: для какой части предприятия должно проводиться СПИС, в каком именно виде и кем, а также что от этого должно получить предприятие и когда?
2. Всесторонний анализ условий. С одной стороны, анализируется наиболее важная часть окружения предприятия (клиентура, рынки продукции, технология, конкуренция, народное хозяйство, политика и т. п.) и идентифицируются вытекающие из этого риск, шансы и требования. С другой стороны, изучаются внутренние условия предприятия (структура производства, процессы производства, обслуживаемые рынки, финансы, ресурсы, конкуренция, персонал и т. п.) устанавливаются сильные и слабые стороны сферы ИС.
3. Постановка стратегических целей для ИС. Полученные в фазе анализа условий знания представляют собой основу для конкретного формулирования стратегических целей ИС. Имеет смысл ставить только одну цель или небольшое их число в качестве базиса для иерархической системы целей. Цели должны быть операциональными, т. е. проверяемыми, и общепризнанными. Принципы и направления, закладываемые в ИС, образуют как бы рамки для стратегии в области ИС, а также и для оптимального планирования мероприятий. Эти рамки всегда могут и должны использоваться при решении производственных вопросов, при распределении работ по работникам, персонала по проектам и т. д.
4. Разработка стратегий ИС. Она выполняется с учетом архитектуры применения ИТ, доступных или имеющихся ресурсов, структуры организации и управления. Стратегии ИС характеризуют пространство и потенциал, которые должны быть задействованы для достижения обозначенных целей.
5.
Планирование конкретных мероприятий. Этот этап имеет оперативный характер и является предпосылкой для определения отдельных проектов развития ИС.
Рисунок 5.3 – Этапы стратегического планирования информационных систем
Результаты СПИС излагаются в итоговом докладе. Он должен содержать, в частности, следующие данные:
• основополагающие решения, цели и принципы организации ИС;
• сервисные предложения подразделений ОИ: имеющиеся ресурсы и услуги, цены и условия их предоставления;
• общий обзор единой для всего предприятия концепции построения ИС (архитектура и ландшафт приложений, представление предусмотренных к реализации ИС, распределение задач между подразделениями ОИ и пользователями);
• описание структуры организации ОИ (иерархическое упорядочение и расчленение подразделений ОИ, компетенция и ответственность подразделений ОИ, подразделения-пользователи и органы контроля и координации ИС, а также коммуникации);
• общий обзор использования ресурсов (потребные мощности и затраты) для предусмотренной концепции создания ИС, специфицированный по годам для отдельных ИС и ресурсов, а также сгруппированный по годам и видам ресурсов;
• характеристику стандартов и исходных данных в области применения методов и инструментов при планировании, развитии, обслуживании и эксплуатации ИС, а также в области работы с пользователями;
• сводный бюджет затрат на ОИ и (при возможности) финансовый план.
5.3 Фазы стратегического планирования
информационных систем
Содержание и последовательность шагов на этапах стратегического планирования представлены далее на рис. 5.4 и рис. 5.5.
Важнейшей целью первой фазы СПИС (постановка задачи) является получение поддержки задуманных руководством организации мероприятий по информатизации. Успех долгосрочного плана в области ИС зависит в первую очередь от сотрудничества между руководящими работниками, которые должны реализовать предлагаемые мероприятия, и проектировщиками или разработчиками этих мероприятий.
В этой фазе обсуждается программа в области ИС.
Вторая фаза СПИС. Необходимой частью анализа внешних условий работы ИС является изучение внешней среды, окружающей предприятие, в отношении перспективных возможностей для предприятия в целом, а также в отношении факторов, которые могут обусловить или ограничить сферу обработки информации на предприятии. В качестве факторов влияния окружения должны приниматься во внимание следующие: правовая и хозяйственная организация, хозяйственные интересы собственников, организация рынка и конъюнктура, а также интересы владельцев и других сопричастных лиц.
Отдельно должно анализироваться возможное влияние на развитие ИС со стороны следующих организаций и лиц: государственные инстанции, смежные и дочерние предприятия, конкуренты, клиенты и поставщики, наемные рабочие и служащие, союзы и объединения, сфера образования и исследований, а также профессиональные ассоциации и профсоюзы.
Рисунок 5.4 – Анализ окружения ИС. Шаги этапа анализа
Документация анализа окружения может включать:
1. спецификацию имеющихся и ожидаемых требований законодателей, партнеров по рынку и партнеров-смежников;
2. общий обзор предложений на информационном рынке («будущее» для изготовителя, сбытовика, консультанта-советчика и их продуктов);
3. описание шансов и риска на основе анализа состояния ИТ и прогноза информационно-технологического развития;
4. предложения по мероприятиям в целях снижения остроты риска.
Не менее важным этапом в планировании является анализ внутренней ситуации области обработки информации. Анализ внутренней ситуации представляет собой анализ существующего состояния ИС предприятия; выявление недостатков существующей ИС, технологии ОИ; определение требований пользователей к ИС.
Анализ внутренней ситуации осуществляется по данным обследования предприятия. При проведении обследования предприятия чаще всего используется комбинация трех основных методов – анкетирование, сбор д