Понятие и виды целей организации.
Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Цели, в отличие от миссий, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации.
Важность определения целей связана с тем, что они:
- являются фундаментом для процесса менеджмента в целом: планирования, организации, мотивации, контроля;
- определяют способы повышения эффективности организации;
- лежат в основе принятия любого делового решения;
- служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.
Цели организации отличаются от стратегической установки тем, что они гораздо более конкретны по содержанию и часто приводятся в стоимостном выражении. К ним могут относиться желаемые уровни выручки или прибыли, темпы роста, размеры дивидендов или оценочная стоимость акций. Однако могут быть цели и не имеющие финансового эквивалента, например, степень удовлетворения персонала от работы. Процесс достижения таких целей контролировать труднее.
Цели традиционно рассматриваются как формальное выражение ожиданий держателей акций или других собственников. Они также могут представлять ожидания других заинтересованных в успехе организации лиц, например, работников, покупателей, поставщиков и т.п. Цели организации обычно формулируются собранием акционеров, членами правления или президентом (генеральным директором) компании.
Цели, стоящие перед организацией, можно классифицировать следующим образом.
1. По источникам: внешние цели (учитывающие потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует); внутренние цели - цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей.
2. С точки зрения комплексности: простые; сложные цели.
3. По степени важности: стратегические(ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например, занятие лидирующего положения в своей сфере деятельности; тактическиецели отражают отдельные этапы достижения стратегических, например, проведение капитального ремонта. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (текущие задания).
4. По сроку действия: долгосрочные цели (свыше пяти лет); среднесрочные (от года до пяти лет); краткосрочные (до одного года). Для краткосрочных целей характерна гораздо большаядетализация и конкретизация необходимых действий, и сами по себе они являются подцелями на пути реализации долгосрочных.
5. По содержанию: технологические (компьютеризация, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий); экономические(укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала.); производственные (выпуск определенного объема товаров и услуг, повышении их качества, увеличении эффективности производства, снижении себестоимости.); административные (достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплины, слаженности в работе.);маркетинговые(связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и др.); научно-технические (создании и внедрении в производство новых образцов продукции и усовершенствовании существующих, доведении их до уровня требований мировых стандартов.); социальные(ориентируют на создание благоприятных условий труда и отдыха работников).
6. С точки зрения приоритетности: необходимые(достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника); желательные цели (реализация которых позволяет в определенной степени улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности); возможные цели(достижение которых в данный момент ничего не меняет).
7. По направленности: на конечный результат(выпуск определенного объема продукции); на осуществление той или иной деятельности (повышение квалификации); на достижение определенного состояния объекта управления (реконструкцию предприятия).
8. По форме выражения: цели, характеризуемые количественными показателями (например, получение определенного объема продукции); цели, описываемые качественно (например, достижение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя).
9. С точки зрения особенностей взаимодействия: безразличные по отношению друг к другу (индифферентные); конкурирующие; дополняющие (комплиментарные); исключающие друг друга (антагонистические); совпадающие (идентичные).
10. По уровню: миссия; общеорганизационные и специфические цели.