Анализ маркетинга как сферы внутренней среды.
Данный анализ охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализации продукции и включает следующее:
• стратегию продукта;
• стратегию ценообразования;
• стратегию продвижения продукта на рынке;
• выбор рынков сбыта и систем распределения продукции.
При обследовании процессов маркетинга выделяются следующие объекты анализа:
• доля рынка и конкурентоспособность продукции фирмы;
• разнообразие ассортимента и качество продукции;
• рыночная демографическая статистика (выявление влияния демографических изменений, возрастной или половой структуры на изменение потребностей);
• послепродажное и предпродажное обслуживание населения;
• эффективность сбыта, рекламы и продвижения товаров;
• прибыль от различных товаров и услуг;
• концентрация продаж на нескольких продуктах или нескольких покупателях;
• эффективность каналов сбора информации о рынке;
• жизненный цикл продуктов фирмы и возможность расширения продаж;
• каналы распределения: количество, охват, контроль;
• имидж и репутация товаров;
• ценовая политика, гибкость в установлении цен;
• возможность обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать наши конкуренты;
• подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, и в какой мере.
Понятие миссии организации.
Роль миссии организации состоит в том, что она устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает ее извне.
Определяя, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только то что, они должны делать, но и то, для чего они осуществляют свои действия.
Миссия – это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. Миссия характеризует только «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, — оставляя без внимания перспективы развития бизнеса.
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях. Основные компоненты миссии:
1.Продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей.
2. Категории целевых групп потребителей.
3.Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей.
4. Конкурентные преимущества.
5. Философия бизнеса
Существует два подхода к пониманию миссии: широкий; узкий.
В широком понимании миссия- это философия и предназначение, смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации редко меняется. Предназначение может меняться в зависимости от возможных изменений внутри организации и во внешней среде. При таком подходе миссия определяется в общих терминах без жесткой привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и т.п.
Широкий подход к формированию миссии ориентирует предприятия на достижение стратегических преимуществ за счет создания возможностей производства широкой номенклатуры продукции(услуг); одновременный охват многих сегментов рынка и групп потребителей; гибкость маневрирования в управлении организацией.
При узком подходе миссия рассматривается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Узкозаданная миссия концентрирует стратегию на производстве ограниченной номенклатуры продукции, конкретных рыночных сегментах, группах потребителей или используемых стратегических путях достижения целей бизнеса. Такой подход способствует повышению действенности управления за счет усиления определенности и организованности вследствие применения более скоординированных методов осуществления стратегий.
36.Факторы, учитываемые при выработке миссии организации.
В разных организациях содержание миссии, ее объем, форма и уровень детализации отличаются. Однако в целом при формировании миссии могут быть использованы общие идеи и рекомендации.
По Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
• история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
• существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
• состояние среды обитания организации;
• ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
• отличительные особенности, которыми обладает организация.
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее.
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других, ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию ее расшифровке должны быть отражены:
• целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач нацелена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
• сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
• философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
• возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.
Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация.
Требования к формулировке миссии.
Правильно сформулированная миссия наряду с общим смыслом обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Необходимость формулирования миссии организации обусловлена следующими факторами.
1. миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых, решений организации, для дальнейшего определения ее целей и задач.
2. миссия создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели.
3. миссия создает понимание и поддержку среди внешних участников организации(акционеров, финансовых фирм и т.д.), тех, кто заинтересован в ее успехе.
4. Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
5. Миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа.
6. Миссия
– создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она является базой для установления целей организации;
– обеспечивает общий подход к распределению ресурсов организации и создает базу для оценки их использования;
– расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.
В разных организациях содержание миссии, ее объем, форма и уровень детализации отличаются. Однако в целом при формировании миссии могут быть использованы общие идеи и рекомендации. Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее.
Формулировка миссии должна быть:
– предельно ясной;
– понятной всем субъектам, взаимодействующим с организацией;
– исключать возможность неоднозначного толкования;
– давать простор для гибкого развития организации.
Миссия организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в организации существует миссия, даже если она сформулирована и записана.