Принятие решений в стратегическом менеджменте.
Принятие управленческих решений – это один из важнейших этапов управленческой деятельности. На принятие решений оказывает влияние нестабильность внешней среды, что создает трудности для планирования и повышает опасность риска. Поэтому не существует определенных процедур формального стратегического планирования и структур, ответственных за этот процесс.
Сложность принятия решения связывают с этими факторами:
- динамичный характер внешнего окружения быстро изменяет планы многих организаций, за исключением тех случаев, когда они сформулированы в самых общих терминах
- информацию невозможно получить в том количестве и такого качества, которые требуются для выполнения всестороннего анализа внутреннего и внешнего окружения или для того, чтобы провести исчерпывающее исследование альтернативных стратегий
- лица, принимающие решения в области стратегического развития организации, в состоянии охватить весьма ограниченную и упрощенную совокупность взаимосвязанных переменных
- систематические формализованные процедуры планирования могут исключить появление радикальных потенциально плодотворных идей
Основные характеристики стратегических решений:
1. они отражают точку зрения руководства о том, какой должна быть организация и чем она должна заниматься
2. призваны оказать содействие организации в обеспечении взаимодействия с внешней средой
3. учитывают собственные ресурсы организации и содействуют обеспечению точных соответствий между деловой активностью и имеющимися ресурсами
4. включают представление о большинстве изменений в системе работы организации
5. чрезвычайно сложны, включают различные степени неопределенности; подразумевают, что организация должна делать допущения о предстоящих событиях на основе не очень надежной информации
6. требуют всестороннего подхода к управлению организацией: удачные стратегические решения предусматривают работу менеджеров вне их функциональных зон, а также консультации с другими специалистами, которые возможно имеют другие взгляды на перспективную деятельность организации
7. подразумевают длительные перспективы и имеют долгосрочное значение
8. причастны к оценкам и ожиданиям ключевых участников компании внутри организации; стратегия организации является отражением отношений и мнений влиятельных внутренних участников компании
9. серьезно воздействуют на ресурсы и оперативную деятельность; оказывают влияние на ресурсную базу организации и вызывают волны организационных решений более низкого уровня.
Человек, принимающий решения, использует свои знания, интуицию, суждения, рациональность, решение отражает мировоззрение личности. Поэтому принятие управленческих решений рассматривают как психологический процесс. Выделяют следующие подходы к принятию решений.
Интуитивный. В этом случае решение принимается на основании ощущений личности, без проведения анализа плюсов и минусов. Обычно, такой подход свойственен людям, уже имеющим немалый управленческий опыт, их интуиция редко подводит.
Основывающийся на суждениях. Этот выбор обуславливается накопленным опытом и знаниями человека. Логика в таком решении просматривается, а плюсами такого подхода является дешевизна и быстрота оценки ситуации.
Рациональный. Эта технология разработки решений не зависит от интуиции руководителя и его опыта, здесь главенствует строгий расчет. Проходит стадии: диагностика проблемы; формулировка критериев и ограничений для принятия решения; выявления альтернативных решений; оценка альтернатив; окончательный выбор решения.
Коллегиальный и индивидуальный способы принятия решений. Последний способ оправдан в тех случаях, когда перед управленцем стоят довольно простые задачи или риск сравнительно невелик. Но с усложнением задач управления (укрупнением производства) такой способ принятия решений становится неэффективным из-за своей субъективности. Коллегиальный отличается большей объективностью и позволяет учесть все факторы, влияющие на фирму. Но у коллективного принятия решений есть существенный недостаток – низкий уровень оперативности.