Выбор и обоснование методики расчёта экономической эффективности

В данном разделе рассмотрена методика и специфика расчёта экономической эффективности проекта.

В основе описания экономической эффективности лежат сопоставление существующего и внедряемого технологических процессов.

Под существующим процессом здесь подразумевается методика занесения в базу данных, которая использовалась директором, если бы не было автоматизированного решения задачи.

Эффективность – одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющих пока, по-видимому, единого общепризнанного определения. Это одна из возможных характеристик качества системы, а именно её характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы.

В дальнейшем будем понимать под экономической эффективностью меру соотношения затрат и результатов функционирования.

Экономическая эффективность проекта складывается из двух составляющих:

Ø косвенный эффект;

Ø прямой эффект.

Косвенный эффект характеризуется увеличением прибыли, привлечением большего числа покупателей, снижением затрат на сырье и материалы.

Прямой эффект характеризуется снижением трудовых и стоимостных показателей.

К трудовым показателям относятся следующие:

1. Абсолютное снижение трудовых затрат (DT):

DТ = T0 – T1,

где T0 – трудовые затраты на обработку информации по базовому варианту;

T1 – трудовые затраты на обработку информации по предлагаемому варианту.

2. Коэффициент относительного снижения трудовых затрат (КТ):

КТ = DT / T0 * 100%.

3. Индекс снижения трудовых затрат или повышение производительности труда (YТ):

YТ = T0 / T1.

К стоимостным показателям относятся следующие:

1. Абсолютное снижение стоимостных затрат (DC):

DС = С0 – С1,

где С0 – стоимостные затраты на обработку информации по базовому варианту;

С1 – стоимостные затраты на обработку информации по предлагаемому варианту.

2. Коэффициент относительного снижения стоимостных затрат (КС):

КС =DС / С0 * 100%;

3. Индекс снижения стоимостных затрат (YС):

YС = С0 / С1.

Числовые значения всех указанных показателей будут рассчитаны в следующем пункте.

Расчёт показателей экономической эффективности проекта

Расчёт показателей эффективности от внедрения проекта автоматизации приведён в следующих таблицах.

Таблица 3.1

Характеристика затрат на обработку информации при базовом / проектном вариантах

№ п./п. Наименование операций технологического процесса решения комплекса задач Объём работы в год Трудо-ёмкость обработки ед. инфор-мации, час Трудо-ёмкость (гр. 4 * гр. 5) Стои-мостные затраты (гр. 6 * ЗПСЧ), руб. Заработная плата менеджера по продажам, руб/час
Актуализация контактной информации 0,047 253,00 20240,00
0,030 162,00 12960,00
Регистрация заявки 0,025 72,50 5800,00
0,019 55,10 4408,00
Формирование договора 0,05 59,00 4720,00
0,02 23,60 1888,00
Формирование счета на оплату 0,05 59,00 4720,00
0,02 23,60 1888,00
Формирование отчета о продажах 0,20 43,00 3440,00
0,067 14,40 1152,00
Итого: Х Х 486,50 Х
278,40


Таблица 3.2

Показатели эффективности от внедрения проекта автоматизации

Показатель Затраты Абсолютное изменение затрат Коэффи-циент изменения затрат Индекс изменения затрат
Базовый вариант Проектный вариант
Трудо-ёмкость T0 (час) T1 (час) DТ = Т0 - Т1 (час) КТ = DТ / T0 ´ 100 % YT = T0 / T1
486,50 278,40 208,1 42,77 1,75
Стоимость C0 (руб.) C1 (руб.) DC = C0 - C1 (руб.) КC = DC / C0 ´ 100% YC = C0 / C1
42,77 1,75

Коэффициент изменения трудоёмкости составил 42,77% – это значит, что трудоёмкость при проектном варианте снизилась на 42,77% относительно базового варианта. Аналогично можно интерпретировать коэффициент изменения стоимости, который составил 42,77%, что означает уменьшение стоимостных затрат на 42,77%.

Индекс изменения трудоёмкости составил 1,75 – это значит, что трудоёмкость при базовом варианте была в 1,75больше относительно проектного варианта. Аналогично можно интерпретировать индекс изменения стоимости. Он составил 1,75 - это означает, что стоимостные затраты при базовом варианте были в 1,75 больше, чем при проектном.

Теперь целесообразно оценить затраты. Выполним расчёт окупаемости созданной подсистемы АРМ менеджера отдела продаж ООО «ИС Криста». Затраты на создание проекта (информационной подсистемы) отразим в следующей таблице.

Таблица 3.3

Затраты на создание информационной подсистемы

№ п./п. Наименование этапа разработки подсистемы Количество затраченных часов Стоимость одного часа работы Стоимость этапа
Обследование объекта автоматизации
Предварительное проектирование информационной подсистемы
Проектирование информационной подсистемы
Внедрение информационной подсистемы
Итого: Х

Заключение

Наши рекомендации