Глава 9. Особенности функционирования отдельных групп услуг

Глава 9. Особенности функционирования отдельных групп услуг - student2.ru

Сфера бытового обслуживания населения

Под сферой бытового обслуживания, как правило, понимают совокупность видов деятельности, функциональное значение ко­торых в системе общественного производства выражается в оказа­нии и реализации услуг для населения.

В зависимости от их роли в процессе воспроизводства, от характера удовлетворяемых ими по­требностей виды деятельности сферы бытового обслуживания зна­чительно различаются между собой.

Бытовые услуги, предоставляемые населению России, подразделяются на следующие группы:

§ ремонт и изготовление обуви;

§ ремонт и изготовление швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи,

§ ремонт и изготовление (вязание) трикотажных изделий;

§ ремонт и строительство жилищ (квартир) по заказам населения;

§ ремонт бытовых машин и приборов, часов,

§ ремонт и изготовление металлохозяйственных и ювелирных товаров,

§ ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры, телевизоров, магнитофонов, проигрывателей, ра­диол, музыкальных товаров;

§ ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам (легковых автомобилей, мопедов, мотороллеров и др.).;

§ изготовление и ремонт мебели;

§ химическая чистка и крашение, услуги прачечных;

§ услуги переработки сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственного сырья, другие сельскохозяйственные
услуги;

§ услуги фотоателье и фотолабораторий по изготовле­нию фотоснимков,

§ услуги по звукозаписи, обработке пленок, изготовлению кинофильмов;

§ услуги парикмахерских.

В настоящее время деятельность по предоставлению бытовых услуг регламентируется Правилами бытового обслу­живания населения в РФ.

На современном этапе формирования рыночных отношений в экономике России широкое развитие сети малых предприятий бытового обслуживания способствует развитию предпринимательской активности, получению населением дополнительных доходов, увеличению количества рабочих мест и работающего населения, в том числе на условиях неполной заня­тости, то есть помимо основной работы.

В конце 90-х годов бытовые услуги в общем объеме оказанных услуг населению в целом по России составляли 16%. При этом не­обходимо отметить, что объем бытовых услуг населению в общем объеме платных услуг упал по сравнению с предыдущими годами (30% в 1993 г.). Удельный вес бытовых услуг снижается при росте доли расходов населения на социально необходимые услуги, ранее предоставляемые бесплатно или со значительной скидкой (жилищ­но-коммунальные услуги, услуги системы образования, медицин­ские).

Именно в этой отрасли произошли процессы, имеющие нега­тивные последствия для обслуживания населения России социаль­но-важными бытовыми услугами. Результатами данных процессов стали:

— сокращение физических объемов производства бытовых услуг по сравнению с дореформенным периодом по всем основным группам бытовых услуг.

— структурные изменения бытовых услуг, растет спрос на ус­луги по техническому обслуживанию и ремонту транспор­тных средств, ремонту и строительству индивидуального жилья, индивидуальный пошив одежды, основными потре­бителями которых являются группы населения с высоким и средним уровнем дохода, при этом падает спрос на услуги по пошиву обуви, изготовлению и ремонту, на услуги пра­чечных;

— сокращение сети предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности, как в целом, так и по от­дельным видам услуг.

Посреднические услуги

В современной экономике России продолжают выделяться и развиваться многие виды специализированных отраслей сферы ус­луг, как следствие формирования рыночной инфраструктуры. Осо­бое развитие получил комплекс услуг коммерческого посредниче­ства. Эти услуги обеспечивают процесс производства, обращения и эффективного потребления материальных и нематериальных благ.

Услуги делового посредничества проникают буквально во все звенья производства и потребления, обеспечивая более быстрое и надежное функционирование общественного капитала. Расшире­ние услуг делового посредничества вовлекает в трудовую деятель­ность рабочую силу, которая по тем или иным причинам не задей­ствована в материальном производстве, что особенно актуально для условий углубления процессов безработицы в России. В 2000 году в России функционировало около 20 тысяч посреднических органи­заций с численностью более 600 тысяч человек.

Можно выделить несколько групп услуг, оказываемых потре­бителям коммерческими посредниками:

— посредничество в реализации товаров и организации хозяй­ственных связей. Сюда входит: организация каналов реализации и приобретения продукции посредством биржевой,
ярмарочной, аукционной и комиссионной торговли, по­средничество в реализации и обретении продукции между
производителями и потребителями, в организации коопе­рирования промышленных предприятий и загрузки их свободных мощностей, посредничество в реализации неиспользуемых товарно-материальных ценностей и вторичных
ресурсов;

— информационные и организационно-коммерческие услу­ги: обеспечение коммерческой, научно-технической, экономической, правовой и другой информацией потребителей и производителей продукции, изучение спроса и предложения на отдельные виды продукции и услуг по заказам
клиентов, организационно-правовое и научно-техническое
консультирование потребителей продукции и услуг. К этой
группе относят и консалтинговые услуги по консультированию производителей, продавцов и покупателей в различных сферах деятельности, а также по исследованию и прогнозированию рынка товаров и услуг;

— производственные услуги: преобразование производствен­ного ассортимента продукции в потребительский, изготовление продукции повышенной готовности к потреблению, монтаж поставляемого оборудования, проверка качества
поставляемой продукции, ремонт и восстановление продук­ции, организация выполнения заказов на изготовление
многооборотной тары, нестандартных изделий и т.п.

— транспортно-эксплуатационные услуги: доставка товаров потребителям, привлечение для транспортировки товаров специальных видов транспорта, посылочная торговля, по­лучение грузов по доверенностям клиентов, экспедирование грузов и др.;

— финансово-расчетные и кредитные услуги: коммерческое кредитование покупателей и продавцов, коммерческое финансирование (товарное и денежное) мероприятий по насыщению рынка товарами повышенного спроса; — арендные услуги (прокат, лизинг): предоставление в аренду оборудования, приборов, инструментов и другой продук­ции, производственных, складских, служебных и других площадей, тары, контейнеров и транспортных средств, со­путствующих аренде услуг по обеспечению потребителей сервисными работами, обслуживающими специалистами, исходными материалами и т.д.

По методологии планирования все услуги коммерческого по­средничества можно объединить в две группы:

1) производственно-коммерческие;

2) информационно-коммерческие.

В первую группу входят услуги так или иначе связанные с воз­действием на товарно-материальные ценности в сфере обращения. Из приведенной ранее классификации в данную группу могут быть включены следующие услуги: производственные, транспортно-экспедиционные и арендные.

Вторая группа объединяет услуги, не связанные с непосредственным воздействием на товарно-мате­риальные ценности, а представляющие собой процесс производ­ства информации или информационно-финансового обеспечения товарного обмена, т.е. посредничество в реализации товаров и орга­низации хозяйственных связей, информационные и организаци­онно-коммерческие услуги, финансово-расчетные и кредитные услуги.

Одной из наиболее распространенных разновидностей посред­нической предпринимательской деятельности является дилерство. Дилеры работают за свой счет, покупая товары у производите­лей и, становясь их собственниками, реализуют их от своего име­ни.

Досуговые услуги

В зарубежной практике принято выделять услуги отдыха и раз­влечений в отдельную группу, входящую в так называемые потре­бительские услуги.

Предприятия различных видов развлечений, отдыха и культу­ры разделяются условно на три группы.

Первая группа:театры и студии, кинотеатры всех видов и ран­гов, музыкальное обслуживание и оркестры, танцевальные залы, студии, музыкальные автоматы в местах общественного пользо­вания.

Вторая группа:предприятия, организующие активный отдых для населения, — плавательные бассейны, роликовые и ледяные катки, тиры, школы верховой езды, клубы игры в гольф, футбольные клубы, парки отдыха, прокатные станции, пляжи, стадионы, легкоатлетические поля и т.д. ит.п.

Третья группа:разногорода азартные игры.

К сожалению, в России не принято выделять досуговые услуги в отдельную группу, но относящиеся к ним по своей сути услуги включены в те или иные группы платных услуг «Общероссийского классификатора услуг населению».

Основным признаком или параметром отнесения услуги в груп­пу досуговых принята ее принадлежность к развивающим и/или развлекательным услугам, потребляемым в свободное от работы и учебы время.

В подгруппу развлекательных досуговых услуг входят услуги дискотек, ночных клубов, аттракционов, игорного бизнеса, различ­ные шоу и спортивные зрелища, спортивная охота и рыбалка и т. п.

Подгруппа развивающих услуг имеет более сложную структуру и дополнительные классификационные параметры. С целью выде­ления конкретных видов развивающих услуг досугового характера можно выбрать параметр, характеризующий направление или цель развития. Такими целями являются:

— тело (спортивно-оздоровительные услуги);

— ум (информационно-познавательные услуги);

— вкус (эстетические услуги);

— различные навыки (обучающие услуги), которые, в свою очередь, делятся на: профессиональные; хозяйственные;
этические и др.

При оценке уровня проведения досуга используются такие показате­ли, как количество библиотек, кинотеатров, театров, концертных залов, спортивных сооружений, а также относительные показатели, такие, как число книг и журналов в массовых библиотеках на 1000 населения, число мест в клубных учреждениях на 1000 жителей, ко­личество посещений киносеансов одним жителем и т. п.

Потребности населения в досуговых услугах очень тесно свя­заны с образом и уровнем жизни. Во-первых, сам круг потребнос­тей характеризует жизнь людей с позиций их желаний, устремле­ний, интересов. Потребности могут быть как рациональными, так и иррациональными. Во-вторых, уровень жизни — это, прежде все­го, уровень удовлетворения наших потребностей.

К числу показателей, характеризующих уровень жизни и, сле­довательно, уровень проведения досуга, относят денежные доходы населения в расчете на одного человека или семью.

Наряду с денежными доходами на уровень жизни и уровень проведения досуга влияют общественные фонды потребления, к которым относят блага и услуги, предоставляемые государством населению бесплатно или за ограниченную плату. Это такие досуговые услуги, как: услуги культуры и физической культуры, услуги по обеспечению массового отдыха в парках, заповедных местах, на общественных пляжах. В условиях рыночной экономики такие ус­луги бесплатны или частично платны только для отдельных кате­горий потребителей, обладающих низкими доходами.

По степени важности досуговых услуг можно выделить перво­степенные (социально-значимые) и второстепенные услуги (в основном развлекательного характера).

Сфера досуговых услуг сегодня должна рассматриваться не только как фактор, снижающий социальную напряженность, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов и новых налоговых платежей в государственные бюджеты.

Наши рекомендации