Статья 7. Органы управления публично-правовой компании

Органами управления публично-правовой компании являются наблюдательный совет публично-правовой компании, генеральный директор публично-правовой компании, а также правление публично-правовой компании в случае, если его создание предусмотрено решением о создании публично-правовой компании.

62. Публично-правовые образования как субъект предпринимательского права.

( посмотреть 46 вопрос в дополнение)

Из статьи К вопросу о категориях "субъект предпринимательской деятельности" и "субъект предпринимательского права". Спектор А.А., доцент кафедры предпринимательского права МГЮА имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

Спорным вопросом является вопрос об отнесении Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальных образований к числу субъектов предпринимательской деятельности, причем в последнее время все чаще в юридической литературе высказывается точка зрения об их отнесении к числу субъектов предпринимательства <6>. Так, по мнению Беляевой О.А., "публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования) приравнены по статусу к юридическим лицам и, следовательно, также могут быть участниками предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 124 ГК РФ.

По мнению С.Э. Жилинского, можно выделить три направления предпринимательской деятельности государства и муниципальных образований. При этом третье направление квалифицируется им как занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и органов местного самоуправления. Он пишет: "Они (государственные и муниципальные органы - уточнено нами) осуществляют предпринимательство наряду с выполнением других функций. По общему правилу такого рода деятельность им не запрещена" <8>. Однако мы придерживаемся иной точки зрения. Тот факт, что действующее законодательство не содержит прямого запрета осуществления предпринимательской деятельности государством и его публичными образованиями, еще не является основанием для свободного предпринимательства указанными субъектами права. На основании п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, а также субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Однако п. 2 данной статьи содержит исключение из этого правила: к указанным субъектам права подлежат применению нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. А особенности данных субъектов заключаются в их специальной правоспособности. Уникальность гражданско-правового статуса государства и его образований обусловлено его публично-правовой природой.
Еще одна позиция заключается в том, что государство в состоянии выступать в качестве полноценного субъекта предпринимательской деятельности в лице уполномоченных органов. Такая позиция основана на наличии в данном случае одного из квалифицирующих предпринимательскую деятельность признаков - систематическое получение прибыли

Считаем, что государство, субъекты РФ, а также муниципальные образования не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Государство имеет совсем иные цели в сфере предпринимательства: регулирование предпринимательской деятельности, государственная поддержка предпринимательства, регулирование ценообразования в определенных областях предпринимательской деятельности и т.д.
Такой вывод подтверждается также Определением Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. N 168-О "По запросу администрации Московской области о проверке конституционности части первой пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации", где прямо указано на невозможность осуществления публично-правовыми образованиями предпринимательской деятельности: "По смыслу Конституции Российской Федерации (статья 34, часть 1), одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли" <10>.

Таким образом, в нормотворчестве, а также непосредственно при толковании установленных действующим законодательством полномочий государственных органов рассматриваемой категории субъектов предпринимательского права, им не должны предоставляться те гражданские права, которые вступают в противоречие с задачами, выражающими общественные интересы. В результате мы приходим к выводу о том, что Российская Федерация и ее публичные образования, а также органы публичной власти не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли.

Однако, стоит различать понятия субъектов предпринимательской деятельности и субъектов предпринимательского права

Субъектами предпринимательской деятельности являются субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, т.е. деятельность, направленную на извлечение прибыли. В свою очередь, субъектом предпринимательского права является лицо, которое в силу присущих ему признаков может выступать участником предпринимательских правоотношений.

круг субъектов предпринимательского права (в силу публичности данной группы отношений) не ограничивается субъектами гражданских правоотношений, поскольку к ним относятся отдельные субъекты конституционного, административного, гражданского, налогового и иных отраслей права, которые уполномочены в вопросах регулирования предпринимательской деятельности, в том числе являются контролирующими органами субъектов предпринимательства.

С учетом такой позиции к субъектам предпринимательского права следует отнести индивидуальных предпринимателей; коммерческие организации; некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность (за исключением ассоциаций и союзов юридических лиц); а также публичные образования (государство, субъекты РФ, муниципальные образования). Кроме того, субъектами предпринимательского права являются государственные органы, осуществляющие функции руководства и регулирования предпринимательством, включая контрольно-надзорные органы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что круг субъектов предпринимательской деятельности уже по сравнению с кругом субъектов предпринимательского права, поскольку они относятся к числу субъектов предпринимательского права наравне с публичными образованиями и органами власти.

63. Решение об учреждении юридического лица. Государственная регистрация юридического лица

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)

ГК РФ Статья 50.1. Решение об учреждении юридического лица

1. Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

2. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.

В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.

3. В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса, о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В решении об учреждении корпоративного юридического лица (статья 65.1)указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)

Наши рекомендации