Концепция социального бизнеса
Характеризуя понятие социального предпринимательства, необходимо также остановиться на концепции, близкой социальному предпринимательству, и все же выделяемой ее автором в обособленное направление в силу принципиальных соображений. Речь идет о концепции «социального бизнеса», разработанной и продвигаемой лауреатом Нобелевской премии мира Мухаммадом Юнусом. В чем, собственно, он видит различия между СП и социальным бизнесом? Основным различием является то, что инвестор при вложении средств в социальный бизнес не получает ни дивидендов, ни процентов, ни инфляционной индексации вложенных средств. По прошествии некоторого периода он может просто получить вложенные средства обратно точно в той же сумме, каковая была им инвестирована. Юнус считает, что западное понимание социального предпринимательства не исключает возможности привлечения средств инвесторов на коммерческих условиях.
Юнус выделяет 7 критериев социального бизнеса:
1) целью социального бизнеса является борьба с бедностью и иные социальные цели, но не максимизация прибыли
2) предприятие должно достичь финансовой и организационной стабильности и независимости
3) инвесторы получают обратно только инвестированную сумму без процентов, дивидендов и индексации
4) вся прибыль остается в компании для развития и расширения социального бизнеса
5) предприятие должно осознанно относиться к окружающей среде, и даже если проект не связан с вопросами экологии, социальный бизнес не должен наносить вреда окружающей среде.
6) Социальный бизнес должен привлекать трудовые ресурсы на условиях не хуже или лучше рыночных
7) Социальный бизнес должен приносить организаторам радость и удовольствие от своей деятельности на благо людей.
В качестве стратегии для организации работы группы компаний Грамин Юнус очень широко использует партнерские схемы с локомотивами коммерческого бизнеса. Он действует следующим образом: руководителям организаций, с которыми он заинтересован создать совместное социальное предприятие, он направляет меморандум о своих намерениях с четким описанием своей позиции относительно инвестиций компании. Он объясняет, что единственная выгода, которую получит коммерческая корпорация, будет улучшение имиджа и достижение целей по социальной ответственности корпорации, которые она перед собой поставила. Затем, если руководство компании проявляет интерес к сотрудничеству, он проводит с ним встречу, на которую уже приходит с идеей совместного бизнеса.
Примером такого сотрудничества может быть совместное социальное предприятие Грамин-Данон. Это предприятие решает проблему неправильного питания детей в сельских районах Бангладеш, которым постоянно недостает витаминов и микроэлементов, что приводит к отставанию детей в умственном и физическом развитии, а также к многочисленным заболеваниям. В результате совместное предприятие выпускает и распространяет как в сельских районах Бангладеш, так и в городах небольшие упаковки (60-80 гр.) дешевого йогурта, в двух коробочках которого есть недельная дозировка необходимых детям витаминов и микроэлементов. А распространение продукции в сельских районах осуществляется с помощью женщин, получивших микрокредиты от Грамин, что дает им и их семьям дополнительный довольно существенных доход.
Подобные же совместные предприятия банк Грамин учредил и с компанией Adidas, и с компанией Intel.
Кооперативы
Кооператив - основанное на членстве объединение людей и организаций, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей членов, внесших долю (пай) в созданный для этого фонд, признающих участие в рисках и результатах организации и участвующих в её функционировании в качестве пайщиков, управляя ею демократическим путём.
Кооператив - предприятие, основанное на совместной деятельности и взаимопомощи членов кооператива. Кооператив имеет прямую связь с экономическими интересами своих членов. В основе деятельности кооператива лежат кооперативные принципы. Основной принцип: один пайщик кооператива — один голос, что в корне отлично от принципов управления коммерческими организациями.
В настоящее время в мире насчитывается около 700 миллионов кооператоров. Международный кооперативный альянс включает в себя 192 национальных кооперативных союза из 76 стран.
По своему типу кооперативы могут быть производственными (с обязательным трудовым участием членов) и потребительскими, где не требуется обязательное трудовое участие членов в хозяйственной деятельности кооператива.
Производственные кооперативы являются коммерческими организациями, т.е. основная цель их деятельности, такая же как и у любой коммерческой организации: максимизация прибыли. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями, т.е. они создаются для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов и не имеют цели извлечения прибыли.