Количественные и качественные.
Эти показатели характеризуют производственные и экономические процессы с разных сторон: количественные отражают объем, размеры, масштаб производства, качественные – интенсивные и структурные факторы, эффективность производства, качество работы.Выражаются как в натуральной, так и в стоимостной формах.
3. Абсолютные и относительные;
Абсолютныепоказатели характеризуют содержание плановых заданий в абсолютных величинах (объем производства, размер заработной платы, количество голов скота и т. д.). Они определяются как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Относительныепоказатели характеризуют динамику соответствующих величин и их структуру. Эти показатели измеряются в относительных величинах (в процентах роста или прироста, снижения издержек производства, в долях отдельных статей затрат себестоимости продукции и т. д.). Они дают обобщающее представление о динамике показателей за ряд лет и позволяют выявить сложившиеся и будущие тенденции развития.
Утверждаемые и расчетные.
К утверждаемым показателям относятся те, по которым оценивается выполнение плана. Они отражают наиболее существенные стороны развития предприятия. Количество их ограничено. Для предприятия они являются обязательными. Обоснование утверждаемых показателей происходит на основе расчетных. Их количество не регламентировано.
Частные и обобщающие.
Частные показатели отражают конкретное представление об отдельном экономическом явлении.
Обобщающие показатели дают системное видение процесса воспроизводства на предприятии. Этими показателями завершается разработка плана, в них отражается весь результат проведенных расчетов. С помощью обобщающих показателей определяется экономическая эффективность функционирования предприятия.
Например, в практике планирования на сельскохозяйственном предприятии для определения экономической эффективности используются следующие показатели: темпы роста прибыли, валовой и товарной продукции, уровень и динамика производительности труда, себестоимости продукции, рентабельности, выхода прибыли, валовой и товарной продукции в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий и пашни, на 100 руб. материальных затрат, капиталоемкости продукции и др.
Вопрос 2. Технология плановых расчетов
В планировании на предприятии АПК широко используются плановые расчеты. Плановые расчеты - увязка плановых показателей с целью достижения поставленных целей. Сущность плановых расчетов заключается в обосновании динамики планового показателя на основе анализа составляющих его величин.
Плановые расчеты применяются как в текущем, так и в перспективном планировании на предприятии.
Основные методы плановых расчетов:
Метод обоснования плановых показателей от фактически достигнутого уровня основан на произведении величины базового показателя и предполагаемого возможного темпа его роста (снижения). Однако этот метод не учитывает возможные изменения, которые могут произойти в будущем периоде. Поэтому данные плановые расчеты с целью повышения научной степени обоснованности плановых заданий могут дополняться другими.
Метод планирования на основе укрупненных экономических расчетов предполагает обоснование планового показателя на основе анализа составляющих его величин и определяющих их факторов.
Например, валовой сбор зерна по предприятию зависит от размера, структуры посевных площадей и урожайности зерновых и зернобобовых культур. Выделение системы факторов, влияющих в плановом периоде на размер, структуру посевных площадей и на уровень урожайности зерновых и зернобобовых культур, позволяет определить искомый плановый объем валового сбора зерна.
Система планов основывается на сложном механизме взаимодействия различных плановых расчетов на всех стадиях процесса планирования, определенном сопряжении планов во времени. От порядка согласования плановых разработок на разных стадиях, строгой их последовательности и совместимости зависят действенность системы планов, реализация заложенных в ней принципов.Наиболее рациональным является следующий алгоритм плановых расчетов: сначала разрабатываются плановые проектировки на долгосрочный период, затем – по каждому году.
Логика планирования предусматривает необходимость возвратных (итеративных) плановых расчетов по уточнению и сбалансированию планов предприятия. Планы большей продолжительности находятся в единстве с планами меньшей продолжительности. Поэтому первые усиливают целевую ориентацию и обоснованность заданий вторых и в то же время сами подвергаются корректировке. Особая роль в этом процессе отводится принципу непрерывности планирования. При этом необходимо периодическое уточнение и обновление произведенных ранее плановых расчетов.
Тема 5. Система планов в планировании на предприятии
План
1. Классификация планов на предприятии.
2. Перспективные планы
3. Оперативные планы.
4. Бизнес-план.
Вопрос 1. Классификация планов на предприятии.
Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. В настоящее время система планов подразделяется на следующие элементы:
1) стратегический план (генеральный план предприятия);
2) общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации;
3) общефирменные планы текущей деятельности, рассчитываемые на один год (объем реализации продукции, себестоимость), текущие планы подразделений;
4) оперативные планы организации
5) программы и проекты.
Классификация планов на предприятии.
1. По содержанию планов следует выделять:
- технико-экономическое;
- оперативно-производственное;
- организационно-технологическое;
- социально-трудовое;
- снабженческо-сбытовое;
- финансово-инвестиционное;
- бизнес-планирование и др.
2. По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать следующие виды внутрихозяйственного планирования:
- фирменное, корпоративное, заводское - относящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации;
- цеховая система планирования на среднем уровне;
- производственная система планирования на нижнем уровне (бригада, рабочее место и т.д.).
3. По методам обоснования в современном производстве находят применение следующие системы внутрихозяйственного планирования:
- рыночное;
- индикативное;
- административное или централизованное.
4. По времени действия:
- краткосрочное;
- среднесрочное;
- долгосрочное (перспективное).
Долгосрочное планирование охватывает период 5-20 лет, среднесрочное – от 1 до 5 лет, а краткосрочное (текущее) планирование – в течение одного планового года.
5. По сфере применения:
- межцеховое;
- внутрицеховое;
- бригадное;
- индивидуальное.
6. По стадиям разработки:
- предварительное (провизорное) и
- окончательное. На начальном этапе обычно разрабатываются проекты планов, а после их обсуждения, корректировки и утверждения они на втором этапе получают силу законов.
7. По степени точности планирование может быть
- укрупненным и
- детализированным. Точность планов зависит от профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров, качества нормативной базы и степени обеспеченности информацией, назначения планов, времени необходимого для их разработки.
8. По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как:
- стратегическое;
- тактическое;
- оперативное.
Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование — процессом их реализации.
Вопрос 2. Перспективные планы.
Перспективные планы определяют направление, масштабы и темпы экономического и социального развития предприятия на несколько лет вперед. Их суть — в поиске лучшего варианта использования ограниченных ресурсов, обеспечивающего максимальное производство продукции и услуг при минимальных затратах труда и средств, получение максимальной прибыли.
Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например 10,15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долго временную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.
В результате тактического планирования составляется
План экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.
Разработке плана экономического и социального развития предприятия (объединения) предшествует глубокий и всесторонний анализ его деятельности, целью которого является оценка достигнутого организационного и технического уровня производства и выявление внутрихозяйственных резервов.
План состоит из двух взаимосвязанных перспективных программ:
• развития рациональной системы ведения производства;
• социального развития коллектива.
Программа развития рациональной системы ведения производства включает следующие разделы:
4 юридический статус предприятия;
4 природные и организационно-экономические условия производства;
4 специализация, концентрация и размеры предприятия, внутрихозяйственных подразделений;
4 система ведения основного и вспомогательных производств, подсобных предприятий и промыслов;
4 капитальные вложения, основные средства;
4 механизация, электрификация и автоматизация производства;
4 рабочая сила, ее воспроизводство, население, трудовые ресурсы;
4 результативные показатели.
Программа социального развития коллектива
4 совершенствование социальной структуры коллектива (определение потребности предприятия в работниках и обеспеченность ими, подготовка и повышение квалификации кадров);
4 улучшение социально-экономических условий и стимулирование труда (моральное и материальное стимулирование, улучшение условий труда);
4 повышение социальной активности работников.
Разработка плана экономического и социального развития предприятия и его отраслей предусматривает внедрения в производство инноваций в материально-технической базе, технологиях, организации производства, управлении и т.д. Особого внимания заслуживают направления, обеспечивающие улучшение ее качества, снижение затрат на единицу производимой продукции, высокоэффективную маркетинговую деятельность.
Основные показатели и балансы производства разрабатывают по каждому году планируемого периода, что дает возможность использовать эту информацию при составлении производственно-финансовых планов.
Вопрос 3. Оперативные планы.
Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые функции:
• определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению деталей сборочных единиц изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов труда цехами-поставщиками их потребителям;
• осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснастки, необходимой для выполнения плана производства продукции;
• ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового графика.
В конечном счете ОКП позволяет:
• сократить перерывы в движении предметов труда по отдельным стадиям производства;
• обеспечить равномерность и комплексность загрузки оборудования и площадей;
• четко реагировать на любые отклонения, возникающие в ходе производственного процесса, и тем самым создать предпосылки для ритмичной и эффективной работы предприятия и его подразделений.
Оперативно-календарное планирование увязывает все элементы предприятия (в единый производственный организм), включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.п.
Специфика ОКП тесно связана с особенностями технологии производства, организации производства, труда и управления.
4. Бизнес-план предприятия
Бизнес-план является составной частью текущего и стратегического планирования развития предприятия. Любое коммерческое мероприятие принято начинать с составления бизнес-плана. Такие планы нужны всем: банкам и спонсорам, у которых предприниматель собирается брать кредиты для создания своего дела; сотрудникам уже действующего предприятия для понимания целей, задач и перспектив развития; самому предпринимателю, для того чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их целесообразность и реалистичность.
Бизнес-план дает наиболее объективную оценку бизнеса.
Бизнес - это экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.
«Бизнес-план» переводится с английского как план предпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план. Слово «бизнес» здесь рассматривается как синоним предпринимательства.
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляется она гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.
Организация предпринимательской деятельности возможна только тогда, когда у истоков ее находится бизнес-план, являющийся основой для оценки перспективности вновь создаваемых предприятий или намеченных для реализации проектов выпуска новой продукции, а также для мероприятий при реконструкции предприятий с сохранением или с изменением их функций.
Таким образом, бизнес-план - это аналитический документ для планирования предпринимательской деятельности, в нем описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план, в конечном счете, отвечает на вопрос стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно прибыль?
Бизнес-план имеет два принципиальных направления:
1. Внутреннее - подготовить заказчику информационное досье, программу реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждом этапе его реализации.
2. Внешнее - информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора, другие заинтересованные организации, принимающие решения (например, коммерческие банки, предоставляющие кредит).
Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы.
Бизнес-план по своему назначению и содержанию является перспективным документом. Поэтому такой план обычно разрабатывается на 3-5 лет вперед и лишь в редких случаях он охватывает период свыше 5 лет.
Особое внимание в этом плане уделяется деятельности предприятия на предстоящие 12 месяцев, менее конкретно прогнозируются направления его развития в последующие месяцы и годы.
Для первого года основные показатели бизнес-плана рекомендуется рассчитывать помесячно. Для инвесторов это будет означать, что уже в самом начале своей деятельности предприятие имеет гарантированный сбыт своей продукции по установившейся цене.
Бизнес-план — это основной документ предприятия, который позволяет:
• определить жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции;
• установить перспективные ориентиры для деятельности предприятия;
• оценить затраты, связанные с изготовлением и сбытом продукции;
• прогнозировать величину прибыли;
• получить финансовую поддержку со стороны банка или другого предприятия;
• учесть возможные риски и минимизировать потери.
Бизнес-план, прежде всего, должен быть конкретным и интересным документом, чтобы он вызвал интерес у инвестора. Чтобы это обеспечить, бизнес-план должен быть ясным, кратким, логичным, правдивым и подтверждаться цифрами.
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например:
§ получение кредитов иди привлечение инвестиций;
§ определение степени реальности достижения намеченных результатов;
§ доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;
§ убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнеспланирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партеров.
В соответствии с Методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ по реформе предприятий от 1 октября 1997 г. № 118 бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционной политики предприятия, должен включать следующие разделы:
• вводная часть;
• обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие;
• план маркетинга и сбыта продукции предприятия;
• производственный план реализации проекта;
• организационный план реализации проекта;
• финансовый план реализации проекта;
• оценка экономической эффективности затрат, осуществленных в ходе реализации проекта.
Тема 6. Организация внутрипроизводственного планирования на предприятии
План
1. Основные элементы системы планирования.
2. Этапы разработки внутрипроизводственных планов.