Раздел 15. Посягательство на чужие права.
Тема 1.Определение понятия «гасб» и шариатское законоположение о нём.
1- Определение понятия «гасб»
В языковом значении слово «гасб» означает присвоение чего-либо по несправедливости.
В шариатской терминологии слово «гасб» означает незаконное овладение тем, что по праву принадлежит другому лицу, по несправедливости или вражде.
2 — Шариатское законоположение о посягательстве на чужие права
По единодушному мнению исламских учёных посягать на чужие права строго запрещено. Этот вывод следует из Слов Всевышнего: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества» (сура 2 «аль-Бакара=Корова», аят 188). Что касается довода из Сунны, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Непозволительно (забирать) имущество мусульманина вопреки его доброй воле».[Ахмад и ад-Даракутни. Аль-Албани назвал это хадис достоверным в «Ирва аль-Галиль», 1459]. Кроме того, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек насильно присвоит пядь чужой земли, то в День Воскресения Аллах обложит его шею пядью семи земель».[Аль-Бухари и Муслим. Текст хадиса приведён в изложении Муслима].
Поэтому всякий человек, который причинил несправедливость своему брату по вере, обязан раскаяться пред Аллахом, освободиться от бремени греха пред своим единоверцем и попросить его о прощении в земной жизни. Этот вывод следует из слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть допустивший такую несправедливость по отношению к своему брату (по вере), которая затронула его честь или имущество, исправит её до наступления Дня Воскресения, ибо тогда динары и дирхемы приниматься не будут. В тот День, если будут у него (в запасе) благие дела, их заберут у него в соответствии с (тяжестью нанесённой) им несправедливости и отдадут обиженному им человеку. А если добрых дел у него не окажется, тогда будет взято (что-нибудь) из дурных дел обиженного и будет возложено на него» [Аль-Бухари].
Тема 2. Шариатские законоположения, связанные с посягательством.
1Посягатель обязан вернуть потерпевшему то, что было отнято, в его первоначальном виде. Если же он погубил или истратил отнятое имущество, то он обязан вернуть ему полноценную замену.
2 Посягатель обязан вернуть потерпевшему то, что было отнято, вместе с относящимся к нему приростом, будь он делим или неделим от того имущества. [Прим. редактора: к примеру, корову вместе с родившимся теленком или дерево с плодами].
3 Если посягатель использовал отнятое имущество на строительство здания или посадку деревьев (растений), то ему следует приказать разрушить построенное или выкорчевать посаженное, если этого потребует потерпевший собственник.
4 Если отнятое имущество претерпело изменения, уменьшилось либо подешевело, то посягатель обязан возместить потерпевшему недостающую разницу.
5Незаконное посягательство на чужие права не обязательно носит насильственный характер. Иногда оно может возникнуть в результате судебной тяжбы, а иногда – в результате принесения ложных клятв.
6Все действия, связанные с распоряжением отнятым имуществом, недействительны, если только на это не дал своего разрешения потерпевший собственник.
Раздел 16. Примирение, мирный договор и мировое соглашение.
Тема 1. Определение понятия «сульх» и шариатские доводы на его дозволенность.
1- Определение понятия «сульх»
В языковом значении слово «сульх» означает примирение, т.е. прекращение конфликта (спора).
В шариатской терминологии слово «сульх» означает мировая сделка, т.е. прекращение разбирательств (разногласий) по соглашению конфликтующих сторон.
2- Шариатские доводы на дозволенность примирения
На дозволенность примирения конфликтующих сторон указывают Коран, Сунна и единодушное мнение исламской общины.
Что касается доводов из Корана, то Всевышний сказал: «…ибо мирное решение — лучше» (сура 4 «ан-Ниса=Женщины», аят 128), «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (сура 49 «аль-Худжурат=Комнаты», аят 9), «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (сура 4 «ан-Ниса=Женщины», аят 114).
Что касается довода из Сунны, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульмане имеют право урегулировать конфликт при обоюдном согласии сторон, если при этом они не запрещают дозволенное и не разрешают запретное». [Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим и достоверным, а аль-Албани — достоверным в «Сахих Сунан Ибн Маджа»,1905].
Кроме того, передаются сообщения о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, лично занимался примирением людей.
Наконец, вся исламская община единодушна в том, что дозволено примирять конфликтующие стороны, стремясь, прежде всего, к довольству Аллаха, а затем к довольству примиряемых людей. Таким образом, на дозволенность мировой сделки указывают Коран, Сунна и единодушное мнение мусульманских ученых.
Тема 2. Виды общего примирения.
Примирение между людьми может принимать различные формы:
1 Примирение между супругами, если существует:
— опасение разлада между ними. Всевышний Аллах сказал: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им» (сура 4 «ан-Ниса=Женщины», аят 35).
— опасение отстранения от жены, т.е. если супруг будет избегать супруги, и она перестанет быть для него желанной.
Всевышний Аллах сказал: «Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение — лучше» (сура 4 «ан-Ниса=Женщины», аят 128).
2 — Примирение двух сражающихся сторон из числа мусульман. Всевышний сказал: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (сура 49 «аль-Худжурат=Комнаты», аят 9).
3 — Мирный договор между враждующими мусульманами и неверующими.
4 — Мировое соглашение между двумя конфликтующими сторонами относительно неимущественного вопроса.
5 — Мировое соглашение между двумя конфликтующими сторонами относительно имущественного вопроса. Именно этот вид мировой сделки является предметом нашего исследования.
Мировое соглашение относительно имущественного спора делится на два типа:
1 — Мировое соглашение после признания чужого права над своим.
2 — Мировое соглашение после отрицания иска.
1 — Мировое соглашение после признания чужого права над своим.
Оно делится на два вида:
(а) Мировое соглашение путём уступки части прав. Эта сделка представляет собой примирение, основанное на признании ответчиком права истца на предмет тяжбы. При этом истец добровольно уступает часть причитающегося ему долга либо имущественного актива, забирая оставшуюся часть. По сути речь идёт о прощении части долга, которое принимает форму мирового соглашения. По Шариату такую сделку дозволено заключать при условии, что правообладатель не ограничен правом жертвовать своим имуществом, а также если признание чужого права на имущество не было обусловлено уступкой истцом части своего права.
(б) Мировое соглашение путём получения компенсации. Эта сделка представляет собой примирение, основанное на признании ответчиком права истца на предмет тяжбы, за который последний получает компенсацию в виде другого имущества. По сути этот вид сделки равносилен договору купли-продажи, поскольку одно имущество обменивается на другое по взаимному соглашению сторон. Если же оно касается права извлечения выгоды от пользования имуществом, то к нему применяются шариатские законоположения, касающиеся договора аренды.
2 — Мировое соглашение после отрицания.
Эта сделка относится к ситуации, когда истец заявляет о том, что у ответчика имеется его предмет имущества либо долговое обязательство, однако ответчик отрицает это либо молчит, не зная ничего о предмете иска. Затем обе стороны заключают мировую сделку, согласно которой истец отказывается от своей претензии в обмен на денежную выплату со стороны ответчика единоразово либо по частям. В такой ситуации мировое соглашение заключать дозволено, если отрицающий претензию уверен в необоснованности иска, однако выплачивает денежную компенсацию во избежание тяжбы и избавления себя от принесения клятвы, а истец, наоборот, уверен в обоснованности иска, соглашаясь взять денежную компенсацию взамен предмета, который, по его мнению, принадлежит ему по праву.
Тема 3. Шариатские законоположения, касающиеся мирового соглашения.
1Допускается заключение мирового соглашения между сторонами при неустановленном факте существования долгового обязательства или права истца на имущество. Например, подобное может произойти, когда стороны заключили какую-либо сделку и не рассчитались, а с момента расчёта прошло много времени, и при этом одна из сторон не помнит, что на нем долг в отношении своего партнёра.
2Мировое соглашение относительно того, что возможно заменить откупом, является действительным. Например, мировая сделка допускается при преступлениях, за которые полагается воздаяние равным (кысас): наказание может быть заменено выплатой компенсации (дия), размер которой определён в Шариате. Причём при согласии сторон сумма компенсации может быть меньше или больше установленной в Шариате.
3Мировое соглашение относительно того, что недопустимо заменить откупом, является недействительным. Например, мировая сделка не допускается взамен применения шариатского наказания (хадд), ибо оно было установлено для пресечения преступлений подобного рода.
Раздел 17. Состязание.
Тема 1. Определение понятия «мусабака» и шариатское законоположение о нём.
1- Определение понятия «мусабака»
Понятие «мусабака» тесно связано со словом «сабак» (приз), за который состязаются участники лошадиных скачек, верблюжьих бегов и соревнований по стрельбе (нидаль). Тому, кто опередит (сабака) конкурента, достаётся приз.
Поэтому слово «мусабака» означает соревнование в скорости между животными и т.д., а слово «мунадаля» или «нидаль» — соревнование в стрельбе из лука и другого оружия.
2 — Шариатское законоположение о состязаниях и доводы на это
Коран, Сунна и единодушное мнение исламских учёных указывают на дозволенность состязаний. Что касается довода из Корана, то Всевышний сказал: «Приготовьте против них сколько можете силы» (сура 8 «аль-Анфаль=Добыча», аят 60) [Прим переводчика. Укба ибн Амир рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоя на минбаре, сказал: «Приготовьте против них сколько можете силы» (сура 8 «аль-Анфаль=Добыча», аят 60). Воистину, сила заключается в умении стрелять! Сила заключается в умении стрелять! Сила заключается в умении стрелять!» (Муслим)].
Что же касается доводов из Сунны, то они содержатся в следующих хадисах.
Ибн Умар передал, что «однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел устроить скачки на подготовленных лошадях от Хафьи до Саният аль-Вада, а на неподготовленных — от Саният аль-Вада до мечети бану зурайк»[Аль-Бухари и Муслим]. Абу Хурейра передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Назначать приз можно только за победу в верблюжьих бегах, в соревнованиях по стрельбе из лука и в лошадиных скачках». [Абу Дауд, ан-Насаи и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, а аль-Албани — достоверным в «Ирва аль-Галиль» (5/333)].
Исламские ученые единодушны в том, что в целом проведение и участие в состязаниях дозволено по Шариату.
Тема 2. Шариатские законоположения, касающиеся состязаний.
1Дозволено проводить состязания на скорость: скачки на лошадях и других животных, гонки, соревнования в беге. То же самое касается состязаний по стрельбе из лука и из других видов оружия.
2 Дозволено назначать приз в скачках на лошадях, верблюжьих бегах и в соревнованиях по стрельбе, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Назначать приз можно только за победу в верблюжьих бегах, в соревнованиях по стрельбе из лука и в лошадиных скачках». [Абу Дауд, ан-Насаи и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, а аль-Албани — достоверным в «Ирва аль-Галиль» (5/333)].
3Дозволено проводить любые состязания, которые отвечают интересам Шариата. Например, соревнования, развивающие навыки ведения джихада, или состязания, требующие разрешения научных задач. В такого рода соревнованиях разрешено назначать приз победителю.
4 Дозволено проводить состязания в развлекательных целях, если только мероприятие не причиняет вреда и не запрещено по Шариату. При этом состязание не должно отвлекать людей от выполнения религиозных обязанностей, таких, например, как молитва и т.д. Иначе, в такого рода соревнованиях нельзя назначать вознаграждение.
5Любой участник может отменить свое участие в состязании до выявления преимущества какой-либо из сторон. Если же преимущество выявилось, то отменить состязание может только потенциальный победитель, а не проигрывающий.
6 Состязание становится недействительным, если скончался его участник.
7Устроителю состязания либо зрителям нежелательно восхвалять или порицать какого-либо участника соревнований.
Тема 3. Условия дозволенности принятия вознаграждения за победу в состязании.
1 Личность стрелков или наездников должна быть визуально установлена.
2 Животные, принимающие участие в скачках, и лук, используемый для стрельбы, должны быть одного вида. Нельзя, например, устраивать скачки между чистокровными арабскими скакунами и нечистокровными лошадьми, либо устраивать состязание по стрельбе, используя арабские и персидские луки.
3 Определение дистанции забега либо дальности мишени. Расстояние устанавливается либо путём наблюдения, либо путём измерения расстояния.
4Приз за победу в состязании должен быть известен и дозволен по Шариату, поскольку он является имуществом, которое установлено в договоре. Поэтому, как и в остальных договорах, знание о нём и его дозволенность обязательны.
5 Приз за победу в состязании не должен вноситься участниками соревнования, дабы это не походило на азартные игры. Если же вознаграждение за победу поступит в призовой фонд от обоих соперников либо от одного из них, то такое состязание недействительно.