Постоянные ориентиры организации по функциональным сферам
Планирование и управление проектами в России
Как уже отмечалось, бизнес – планирование или деловое планирование – это планирование изменений. Концентрированным выражением крупномасштабных изменений являются реформы. По глубине охватываемых процессов и их влиянию на окружающих мир проводимые реформы в России – это своеобразный эпицентр изменений в сегодняшнем мире.
По существу, эти реформы - взаимосвязанная совокупность разнообразных по масштабам и сложности проектов: социальных, экономических, организационных, технических, и в первую очередь, инвестиционных, инновационных. Уже сегодня реформы породили новый рынок проектов в России.
Поскольку планирование является нормой любой предпринимательской деятельности, с развитием рынка в России необходимость планирования бизнеса стала очевидной. Уже в 1994 – 1995 гг. применение бизнес – планов стало обязательным. В январе 1995 г. московское правительство, в частности, опубликовало распоряжение, в котором рекомендовало использовать бизнес-план «в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов».
В целях финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Комитете по управлению Госимуществом РФ в 1995 г. были разработаны «Методические рекомендации по составлению бизнес-плана для финансового оздоровления предприятий».
Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определено понятие инвестиционного проекта. Это— обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план), т.е. и документация, и деятельность.
Таким образом, необходимость применения бизнес-планов в инвестиционной деятельности закреплено на федеральном уровне с 1999 года.
В Краснодарском крае ежегодно проходят краевые инвестиционные конкурсы бизнес-проектов.
Тема 2. Общая характеристика бизнес-планирования
2.1. Сущность, классификация и особенности бизнес-планов
2.2. Цель и задачи бизнес-плана
Предварительный анализ на осуществимость бизнес-проекта
2.4. Типичные ошибки и недостатки при осуществлении бизнес – планирования
2.1. Сущность, классификация и особенности бизнес-планов
Инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставками на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии, организации производства и управления, повышением качества товаров, требуют разработки бизнес-планов.
Бизнес-планы, с которыми приходится сталкиваться реальной жизни, в условиях рынка многообразны. Их можно классифицировать по различным признакам (табл. 1) [1].
Классификация бизнес-планов
Признак классификации | Классы |
Масштаб (очень условно) | - мелкий - средний - крупный |
Длительность | - краткосрочный (до 3 лет) - среднесрочный (3-5 лет) - долгосрочный (свыше 5 лет) |
Сложность | - простой - сложный - очень сложный |
Класс проекта | - монопроект - мультипроект (комплексный) - мегапроект (целевые программы развития регионов) |
Тип | - технический - организационный - экономический - социальный - смешанный |
Объект бизнеса | По бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения) По предприятию а) новому б) действующему - финансовое оздоровление предприятия; - развитие предприятия · всего предприятия · производственного подразделения |
7. Предмет | · полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта · концепт бизнес-плана коммерческой идеи или инвестиционного проекта · бизнес-план компании (группы) · бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой ответственности) · бизнес-план – заявка на кредит · бизнес-план – заявка на грант · бизнес-план развития региона (страны) |
Большая часть планов носит инвестиционный затратный характер, связанный с нововведениями, обеспечивающими развитие организационно-экономических систем, или инновациями.
Инновационные бизнес-планы подразделяются на:
1) организационные;
2) экономические;
3) социальные.
Все они имеют определенную цель. Организационные – обычно направлены на реформирование предприятия, реализацию концепции новой системы управления, создание новой организации.
В этом случае:
- цели проекта, сроки и продолжительность задаются предварительно;
- ресурсы предоставляются по мере возможности;
- расходы фиксируются и подвергаются контролю на экономичность и требуют корректировок по мере развития проекта.
Экономические – на создание системы управленческого учета, аудиторской системы, введение новой системы налогового планирования и т.п. Особенности:
- цели, сроки и расходы предварительно намечены, но требуют корректировки по мере прогресса;
- ресурсы предоставляются по мере необходимости (в рамках возможного);
Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляются по потребности.
Социальные – на реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, защиту необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных потрясений. Их специфика:
- цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная оценка их существенно затруднены;
- сроки и продолжительность зависят от вероятностных факторов или только намечаются;
-расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;
- ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.
(Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью).
Практика показала, что бизнес-планы в одной отрасли, например в промышленности, строительстве, организации сети кафе или туристических бюро, близки по форме, но различны по сути. Степень детализации и расставленные акценты могут быть различными. И если в одном случае достаточна минимальная проработка ресурсного обеспечения, то в другом необходимо подписание предварительных соглашений с будущими поставщиками.
При разработке бизнес-планов необходимо учитывать требования всесторонней оценки экономической ситуации и достижения принятых стандартов социально-экономического развития отрасли, исходя из реальных возможностей привлечения финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Кроме того, должны быть увязаны по наиболее эффективному сочетанию интересы инвесторов, прежде всего коммерческих и организационно-управленческих.
2.2. Цель и задачи бизнес-плана
Целью любого бизнес-план является желаемый результат деятельности, достигнутый на данном пространстве в пределах некоторого интервала времени, то есть "здесь и сейчас".
Задача бизнес-плана – обоснование концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью.
При этом учитываются условия получения наибольшего экономического эффекта на основе прогнозирования конъюнктуры рынка, разработки стратегии маркетинга, формирования финансовой, организационной политики при реализации проектного предложения, обоснования инвестиционной программы.
В бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи:
- уточняются правовые аспекты, нормативы, ограничения, требования муниципальных органов;
- приводится анализ исходных материалов: ситуационного плана, показателей технического состояния бизнеса, социальных условий и демографического состава населения и т.д.;
-рассматриваются размеры возможных потерь, связанных с организацией и развитием данного бизнеса, компенсационными выплатами, а также упущенной выгодой (например, при досрочном прекращении аренды муниципальных объектов коммерческими структурами);
-формируется инвестиционная программа проектного предложения нового бизнеса с анализом возможных вариантов;
-определяются формы и условия реализации проектного предложения;
-прогнозируются условия производства продукции (услуг) предприятиями, формируемыми на данной территории, получения ими прибыли, а также финансовых поступлений в бюджет;
-определяются показатели экономической, коммерческой и бюджетной эффективности проектного предложения, а также его социальной и экологической результативности;
-разрабатывается стратегия маркетинга;
-формируется план финансирования и организации функционирования объекта;
-определяются условия, формы, сроки развития бизнеса;
-уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования;
-подготавливается резюме, в концентрированном виде излагаются основные характеристики, параметры и показатели проектного предложения, его преимущества, получаемые доходы, инвестиционные и эксплуатационные затраты, их структура по источникам финансирования, размеры и сроки финансовых поступлений в бюджет муниципального образования и внебюджетные фонды.
Предварительный анализ на осуществимость бизнес-проекта
Развитие бизнес-проекта от первоначальной идеи до ее реализации может быть представлено в форме цикла, включающего три отдельные фазы: предынвестиционную, инвестиционную и оперативную. Каждая из трех фаз может быть подразделена на этапы, охватывающие консультирование, инженерные разработки и промышленную деятельность (рис. 1).
Предынвестиционная фаза |
Анализ инвестиционных возможностей |
Предварительное технико-экономическое обоснование |
Анализ альтернатив объекта и предварительный выбор |
Бизнес - план |
Доклад об инвестиционных возможностях |
Инвестиционная фаза |
Переговоры и заключение контрактов |
Проектирование |
Строительство |
Маркетинг |
Обучение |
Эксплуатационная (оперативная фаза) |
Приемка и запуск |
Замена оборудования |
Расширение, инновация |
Рис. 1. Фазы проектного цикла
Предынвестиционная фаза (рис. 1) включает несколько этапов: установление факторов, благоприятствующих инвестированию (выявление возможностей инвестирования), анализ альтернатив проекта и предварительный выбор проекта, а также его подготовку (предварительные ТЭО и составление бизнес-плана), оценку плана и решение об инвестировании (отчет об оценке).
Основным инструментом, используемым для количественного измерения параметров информации, необходимых для превращения идеи проекта в бизнес-план, является исследование следующих благоприятных факторов:
- состояния природных ресурсов, возможностей их обработки, например, леса для деревообрабатывающей промышленности;
- будущего спроса на потребительские товары,
который имеет перспективу роста как результат роста
численности населения или покупательной способности, а также на новые товары, такие, как синтетические волокна, бытовая электротехническая продукция;
- номенклатуры импорта с тем, чтобы определить области его замещения;
- влияния на окружающую среду;
- состояния производящих отраслей, успешно развивающихся в других странах с подобным экономическим уровнем (уровень капитала, трудовых и естественных ресурсов);
- взаимосвязей с другими отраслями внутри страны и за рубежом;
- возможностей диверсификации производства, например создания на нефтехимическом комплексе фармацевтического предприятия;
- расширения существующих производственных мощностей для экономии масштабов производства;
- состояния общего инвестиционного климата;
- промышленной политики;
- возможностей экспорта.
Для обоснования перспектив развития организации обычно проводится SWOT – анализ. Метод включает исследования сильных и слабых сторон, возможностей организации и опасностей (аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats - угрозы). Матрица SWOT-анализа представлена в табл.1.
Таблица 1
Матрица анализа SWOT
Критерии | Возможности (O) | Опасности (T) |
Сильные стороны (S) | Позволят ли сильные стороны достичь целей благодаря использованию возможности. | Позволят ли сильные стороны избежать опасности. |
Слабые стороны (W) | Препятствуют ли слабые стороны использованию возможности. | Препятствуют ли слабые стороны избежать опасности. |
В результате выделяются стратегические направления, ориентированные на основные функциональные сферы деятельности:
Таблица 2.
План маркетинга
4.6. Производственный план
4.1. Резюме (концепция бизнеса)
Резюме – это самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана: его идеи; шаги, осуществляемые для реализации идеи; требуемые затраты; итоговые показатели.
Резюме предназначено для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений. Этот раздел должен привлечь интерес того, кому он адресован. Именно из этого раздела потенциальные инвесторы получают свое первое впечатление, которое часто имеет решающее значение для судьбы проекта в целом.
В этом разделе в нескольких пунктах в сжатой форме излагается весь проект, раскрывая сущность и цель предприятия. Основой для написания этого раздела служит информация, содержащаяся во всех разделах разработанного бизнес-плана.
Резюме может включать следующую информацию:
- цель и задачи бизнес-плана;
- описание предприятия, его специализацию и предысторию развития предприятия;
- краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими способностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал;
- преимущества продукции (услуг) предприятия на рынке и в отрасли;
- ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние;
- долгосрочную и краткосрочную стратегии предприятия;
- возможности роста производства и доходов, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
- описание ситуации на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству;
- потребности в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, порядок возврата заемных средств;
- какие риски могут ожидать предприятие и каков их уровень?
- экономическое обоснование и эффективность проекта.
Основные требования к резюме – простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем резюме не должен превышать 1-2 машинописные страницы.
План маркетинга
Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для продукции и в способности предприятия ее продавать.
Маркетинг представляет собой процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей, результатом которого является предоставление потребителям благ, максимально удовлетворяющих их потребности, и получение компанией прибыли.
При разработке плана маркетинга необходимо обеспечить максимальное приспособление производства к требованиям рынка, активное воздействие на рынок и потребителя с помощью всех доступных средств (качество товара, реклама, сервис, цена и т. д.). Следует показать, что предприятие способно довести свой продукт до потребителя.
План маркетинга включает в себя большое число вопросов, требующих детальной проработки при подготовке бизнес-плана. Однако не стоит все детали маркетинга включать в официальный вариант бизнес-плана. В данном разделе целесообразно изложить основные (наиболее интересные) моменты планируемой маркетинговой деятельности фирмы, исходя из целей бизнес-плана с учетом исследования рынка и конкуренции.
Содержание подраздела бизнес-плана
«План маркетинга» [5, с.48]
Структура раздела может быть следующей (табл. 2.4):
Таблица 2.4
Наименование | Содержание |
Общая стратегия маркетинга | - Описание своей рыночной философии и стратегии компании исходя из особенностей продукта вашей фирмы и каналов реализации в вашей нише рынка -описание потребителей, которые являются вашими клиентами или на которых направлены первоначальные усилия по продажам, а также тех, на ком внимание будет сконцентрировано несколько позднее. - как потенциальные потребители в этих группах будут выявлены; - какие особенности продуктов и услуг (например, высококлассный сервис, качество, доступная цена, своевременная поставка, гарантия или подготовка персонала) будут использованы для стимулирования продаж; - примените ли новаторские маркетинговые концепции, способствующие реализации продукта (например, аренда, возможность бесплатно использовать продукт ограниченный период и т.п.). - как будут реализовываться продукты или услуги на начальном этапе (на мировом, национальном или только региональном рынках), и объясните почему. - планы для расширения продаж в будущем. - сезонные колебания в продажах; что может быть сделано для продаж продукта вне сезона. (если возможно, опишите планы получения правительственных контрактов как способа покрытия накладных расходов на развитие продукта) |
Ценовая политика | - описание своей стратегии в области цен и сравнение ее с ценовой политикой ваших основных конкурентов, включая окупаемость затрат потребителей. - оценка валовой прибыли, будет ли она достаточна для осуществления затрат на реализацию продукции, гарантию потребителям, подготовку персонала, ценовую конкуренцию и т.д., - Пояснение, в какой степени ваши цены помогут вам: проникнуть на рынок; сохранить и увеличить вашу долю рынка в условиях конкуренции; получить достаточную прибыль. - наличие дополнительных ценностей в виде новизны, качества, гарантий, вспомогательного обслуживания, снижения себестоимости и т.п. - взаимосвязь цены и прибыли. (Например, более высокая цена может уменьшить объем продаж, обеспечить в результате более высокую прибыль. Если цена вашего продукта ниже цены конкурентов, объясните, как вы при этом сохраните прибыльность своего производства (например, с помощью большего объема продаж, благодаря высокой эффективности производства, низкой стоимости труда и материалов, невысоким накладным расходам и т.п.). - скидки с цены, позволяющие стимулировать реализацию продуктов или услуги |
Тактика реализации продукции | - методы реализации, которые могли бы быть использованы как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе (например, собственная торговая сеть, торговые представители, посредники). - описание любых специальных требований для реализации продукции (например, необходимость рефрижераторов и т.п.). - анализ эффективности различных методов реализации, включая специальную политику, касающуюся скидок, исключительных прав на распространение и т.п., в сравнении с тактикой ваших конкурентов в этой области. |
описание, как будут выбраны посредники и торговые представители (если будут), когда они начнут свою деятельность, регионы, где они начнут действовать, рост числа помесячного и ожидаемого объема продаж каждого посредника или представителя. - структура собственная торговая сеть (если имеется), заменит ли она торговых представителей, когда и как это произойдет; объем продаж на одного продавца в год, его комиссионные или зарплата; сравнение со средними по отрасли. - график работы сбытового подразделения, смету затрат на реализацию продукции -размер транспортных расходов как процент от цены *Мой комментарий | |
Политика по послепродажному обслуживанию и предоставление гарантий | Если ваша фирма предлагает товар, который требует послепродажного обслуживания, предоставления гарантий или обучения персонала покупателя, оцените степень их важности для покупателя и опишите, как вы предлагаете решать все эти проблемы. Перечислите условия предлагаемых гарантий: будет ли обслуживание проводиться работниками фирмы на месте, ремонтными мастерскими или продукция возвращается на завод. Укажите предполагаемые цены за послепродажное обслуживание и определите, будет ли оно приносить доход или станет лишь безубыточной операцией. Сравните ваши услуги покупателям с услугами ваших основных конкурентов. |
Реклама и продвижение товара на рынок | Как вы собираетесь привлекать внимание потенциальных потребителей к своей продукции? Производители промышленного оборудования должны рассказать о своих планах участи в торговых ярмарках и выставках, размещения рекламы в газетах и журналах, подготовки рекламных буклетов и листовок. Кроме того, следует использовать такие средства прямой коммуникации, как каталоги, глобальные сети (Интернет), электронная почта **Мой комментарий |
*Сбыт ни в коем случае нельзя рассматривать в отрыве от процесса удовлетворения потребностей клиента. Если вы начнете рассматривать проблемы сбыта исключительно с точки зрения минимизации издержек, связанных с рекламой, оформлением сделки и т.п., то вы совершаете ошибку. Ваша задача должна сводиться к тому, чтобы облегчить клиенту процесс совершения у вас покупки. Экономия и минимизация издержек должны возникать прежде всего у него, а затем уже у вас. В противном случае вы либо не сформируете клиентуру, либо растеряете её.
**Расходы на рекламу составляют треть или четверть цены вещи, производимой в США. Стоимость рекламы равна 2-2,5 % валового продукта. Некоторые фирмы вынуждены тратить на рекламу половину своих доходов. И все это для того, чтобы продать, реализовать, распространить товар. Однако, как заметил С.Паркинсон, "никакая реклама не может продать то, что продать невозможно".
4.6. Производственный план
Данный раздел бизнес-плана представляется только предпринимателями, собирающимися заниматься производством. Главная задача раздела доказать потенциальным партнерам, что вы в состоянии реально производить определенное количество товаров в необходимые сроки и с требуемым качеством.
Для предпринимателей это самый трудный раздел, поскольку нестабильность хозяйственных связей, ненадежность поставщиков и невозможность получить качественные комплектующие изделия и материалы для собственного производства способны отбить желание заниматься бизнесом даже у самых стойких людей.
Основные вопросы, на которые надо ответить в этом разделе бизнес-плана, такие:
• Где будут изготавливаться товары - на действующем или вновь создаваемом предприятии?
• Какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут возрастать из года в год?
• Где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?
• Предполагается ли производственная кооперация и с какими фирмами?
• Возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства или поставок ресурсов?
• Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести? Какие при этом возникнут проблемы?
• На каких стадиях и какими методами будет осуществляться контроль за качеством и какими стандартами при этом вы руководствуетесь
• Возможные издержки производства и их динамику на перспективу.
Данные этого раздела бизнес-плана желательно приводить в перспективе на 2-3 года, а для крупных предприятий - на 4-5 лет.
В целом структура данного раздела имеет следующий вид:
Наименование подраздела | Содержание |
Технология производства | - описание производственного процесса с указанием операций, поручаемых субподрядчику; - тип производства (единичное, серийное, массовое); - структура производственного цикла; - схема технологического процесса; - схема грузопотока; -соответствие технологии современным требованиям; -уровень автоматизации производственного процесса; - обеспечение гибкости процесса, сокращение времени на переналадку; - возможность быстрого увеличения или сокращения выпуска продукции. |
Производственное кооперирование | - обоснование решения о кооперировании, а также выбора конкретных партнеров с точки зрения минимума затрат; - наименование, местоположение и адрес фирм-субподрядчиков, виды и условия выполнения ими работ. |
Контроль производственного процесса | - последовательность, методы и средства контроля качества продукции (услуг); - нормативно-техническая документация, регламентирующая качество изготовления продукции, оказания услуг; - методы контроля затрат материалов, труда и других элементов, входящих в состав себестоимости. |
Система охраны окружающей среды | - оценка воздействия на атмосферу, водн.ресурсы и тп. - принимаемые меры по утилизации отходов, обеспечению жизнедеятельности и соответствующие затраты. |
Производственная программа* | - объемы выпуска каждого вида продукции в натуральных единицах и темпах их изменения за последние три года, а также планируемые значения этих показателей на ближайшие 3-5 лет. -объем реализации в стоимостном выражении с учетом лага ( т.е. промежутка времени с момента начала производства до момента первых поступлений денежных средств от реализации продукции (работ, услуг). |
Производственные мощности и их развитие; | - соответствие объемов выпуска продукции имеющимся производственным мощностям; - баланс производственных мощностей как отчетных, так и прогнозируемые на ближайшие годы с учетом ввода в действие новых мощностей, уменьшения их в результате выбытия; - коэффициенты сменности работы оборудования и использования производственных мощностей. |
Потребность в долгосрочных активах | - краткая характеристика имеющихся основных производственных фондов и нематериальных активов (состав, структура, стоимость отдельных видов имущества, технические характеристики, степень износа, необходимость ремонта или реконструкции) - потребность в расширении, модернизации или реконструкции имеющегося производства или организации нового; - наличие подрядной организации, способной обеспечить в предполагаемые сроки проведение строительно-монтажных работ; Как следствие - потребность в дополнительном оборудовании - общая потребность в основных фондах и нематериальных активах в денежном выражении. |
Потребность в оборотных средствах | детальный расчет нормативов оборотных средств методом прямого счета**: - норма запаса в днях и однодневный расход материалов по всем видам оборотных средств (Сырье и материалы, Топливо, Электроэнергия, Тара, МБП, Запасные части, Незавершенное производство, Готовая продукция на складе). |
Прогноз затрат | расчет постоянных и переменных издержек*** производства и себестоимости производимой продукции (к разделу прикладываются калькуляция выпускаемой продукции и расчеты по всем статьям сметы затрат на производство, в т.ч. - материальные затраты; - на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - амортизация основных средств. |
*Прогноз объемов производства и реализации продукции (услуг) осуществляется на основе сопоставления результатов маркетинговых исследований рынка сбыта с производственными возможностями предприятия. При этом он может быть равным или превышать значение прогноза сбыта продукции (услуг). В последнем случае будет происходить накапливание запасов готовой продукции.
**Детальный расчет потребности в оборотных средствах производится для вновь создаваемых предприятий, а также в случае необходимости коренного пересмотра существующих нормативов оборотных средств. Для действующих предприятий корректировка величины оборотных средств производится в финансовом разделе бизнес-плана на основе использования коэффициентного метода нормирования оборотных средств (исходя из темпов роста объема производства и улучшения использования оборотных средств).
*** К постоянным издержкам относятся:
амортизация, аренда помещений, проценты за кредит, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-производственного аппарата, административные расходы и т.д.
Переменные издержки – это расходы на сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергию, сдельную зарплату производственных рабочих и т.д.
Подводя итог подразделу, можно упрощенно сказать, что производственный план призван дать ответ на три важнейших вопроса:
1.Характеристика производственной базы
2. Наличие современной технологии
3. Затраты на получение технологии
4.7. Организационный план
Этот раздел должен быть посвящен системе управления фирмой и ее кадровой политике.
Команда управления имеет решающее значение для успеха бизнеса.
Помните: посредственная продукция и сильная команда управления всегда
предпочтительнее, чем наоборот.
Команда управления должна обладать навыками в области маркетинга, финансов и производства. Не избегайте обращаться к прошлому опыту руководства, в котором сочетаются технические и управленческие навыки. Также следует привлекать членов Совета Директоров компании, поскольку они имеют полномочия принимать управленческие решения.
Исключительное значение имеет также устав предприятия.
Примерная структура раздела может иметь следующий вид:
Таблица 4.7.
Содержание подраздела бизнес-плана «Организационный план»
Наименование | Содержание |
Организационная структура | Производственно-технологическая структура предприятия |
Функции ключевых подразделений | |
Состав дочерних фирм и филиалов, их организационные взаимосвязи с головной фирмой | |
Схематическая структура управления | |
Организация координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы | |
Сведения об автоматизации системы управления | |
Оценка соответствия организационной структуры целям и стратегиям предприятия | |
Ключевой управленческий персонал | Возраст, образование, срок работы в данной фирме, предыдущие должности и места работы, функциональные обязанности, опыт работы главных менеджеров и основного персонала |
Размер заработной платы и дополнительных вознаграждений ключевого управленческого персонала | |
Доля руководителя в уставном капитале | |
Информация о соотношении между числом административно-управленческого персонала и рабочих фирмы | |
Профессиональные советники и услуги | Данные об использовании профессиональных советников по правовым вопросам, банковским операциям, рекламе, страхованию, аудиторству |
Персонал | Данные о необходимой численности и структуре кадров, исходя из потребностей производства |
Данные о системе и формах оплаты труда, дополнительных выплатах, используемых мерах поощрения, способах мотивации трудовой деятельности, режиме труда и сменяемости рабочей силы | |
Кадровая политика фирмы | Проектируемая система отбора кадров при приеме на работу |
Затраты на обучение работников в различные моменты осуществления проекта | |
Метод и периодичность оценки качества работы сотрудников | |
Система продвижения работников по службе |
4.8. Финансовый план
- самая интересная часть бизнес-плана с практической точки зрения, он показывает, какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования.
Цель финансового плана – определить эффективность предлагаемого бизнеса.
В финансовом разделе бизнес-плана необходимо продемонстрировать следующие основные моменты:
• прибыльность:позволяет оценить, является ли предприятие достаточно привлекательным для участников бизнеса, чтобы рассмотреть возможность начала их участия с учетом существующих рисков
• поток наличности:позволяет оценить, являются ли инвестиции в данный бизнес безопасными и будут ли платежи, причитающиеся участникам, осуществляться в соответствии с графиком.
Очень важно понять, что не существует автоматической зависимости между прибыльностью бизнеса и его способностью генерировать наличные средства. Фактически, какой-то бизнес может быть высоко прибыльным, но привести к банкротству ввиду нехватки наличных средств. Другие предприятия могут показывать убытки в бухгалтерской документации, но генерировать наличные средства в счет долгосрочной перспективы развития бизнеса. Это вызвано рядом причин. Приведем две из них в качестве примера:
• постепенный износ оборудования (амортизация) является действительной стоимостью продукции, но при этом не требуется наличных средств до тех пор, пока не возникает необходимость в приобретении новых единиц оборудования.
• По мере расширения бизнеса возникает необходимость в большем оборотном капитале для увеличения запасов и кредитования клиентов. Данное увеличение наличных средств необязательно ведет к немедленному росту прибыльности.
Раздел объединяет два направления:
А). Финансово-экономические результаты деятельности предприятия:
Б). Планирование основных финансовых показателей.
А) Финансово-экономические результаты деятельности предприятия
Главная задача оценки финансового состояния – выявить возможность предприятия оплачивать свои внутренние потребности и рассчитываться по своим обязательствам с внешними агентами. Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принять управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности предприятия за предшествующие годы.
Выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится путем анализа его финансовой отчетности.
Данный подраздел бизнес-плана может включать два пункта:
- финансовую отчетность предприятия;
- анализ финансово-экономического состояния предприятия.
1. Финансовая отчетность предприятия.
В этом пункте или в Приложении к бизнес-плану могут быть представлены финансовые документы последнего отчетного периода: отчет о прибылях и убытках (дает информацию о прибыльности), отчет о движении денежных средств (дает информацию о способности бизнеса генериров