Терминологический минимум по политологии
АБСЕНТЕИЗМ(< лат. absentia отсутствие) — уклонение от политического участия, политическая апатия. Причинами абсентеизма считаются: отсутствие у личности общепринятых норм политической культуры; утрата или отсутствие групповой идентичности; крайняя степень недоверия к политическим институтам; чувство собственной беспомощности и неспособности повлиять на власть; высокая степень удовлетворенности личных интересов, порождающая ощущение ненужности политики. А. может быть следствием крайней степени удовлетворенности или неудовлетворенности социально-экономическими условиями жизни. А. можно рассматривать и как свидетельство политической стабильности и как следствие утраты поддержки власти со стороны общества. В современной России достаточно велика доля населения, для которого характерен политический А. Абсолютизм — форма правления; формально неограниченная власть одного.
Автократия — форма правления; бесконтрольное полновластие одного лица в государстве.
Автономия — право на широкое самостоятельное самоуправление частью государственной территории, закрепленное в общегосударственной конституции.
АВТОРИТАРИЗМ(< лат. auctoritas власть, влияние) — политический режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии. При авторитаризме, в отличие от тоталитаризма, сохраняются дифференцированные отношения между государством и обществом. К авторитарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, олигархии, диктатуры древней римской империи; феодальные государства средневековой Европы; абсолютизм Нового времени; политические режимы части европейских стран в период между I и II мировыми войнами, а в наши дни — большинство государств Азии, Африки, Востока. А. считается антиподом демократии. Его отличительными признаками являются: 1) сильная централизация власти; 2) монополия на власть одной группы, лица или партии; 3) формирование элиты на основе наследования или кооптации; 4) полный или частичный запрет оппозиции;5)насильственный характер смены власти; 5) ограниченный плюрализм; 6) широкое использование силовых структур для удержания власти. При авторитаризме могут существовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Однако их функционирование достаточно ограничено и носит формальный характер. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; преобладание вертикальных связей и отношений патронажно-клиентального типа в обществе; господство подданнического типа политической культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах. Существуют различные типы авторитаризма — военный, олигархический, популистский, бюрократический, развивающийся (А. развития).
Агиократия - власть, в основе которой лежат сакральные ценности.
Анархизм — полное отрицание государства.
Антагонизм — борьба между социальными группами, интересы которых противоположны.
Аполитичность — безразличное отношение к политической жизни.
Блок политический — объединение сил для достижения общих политических целей: партии, общественные организации, государства.
Власть легитимная — политическая власть, признанная законной.
Власть политическая — способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института — государства.
Волюнтаризм — деятельность, игнорирующая объективные законы развития общества и руководствующаяся субъективно принимаемыми волевыми решениями.
Геронтократия — власть старцев.
ГРАЖДАНСКОЕ общество -совокупность социальных образований: групп, коллективов, организаций, ассоциаций, объединенных специфическими экономическими, этническими, культурными, религиозными и др. интересами, реализуемыми вне сферы деятельности государства. По некоторым сведениям термин Г. О. был впервые употреблен в Англии в 1594 г., а свое специфическое значение он приобрел в Шотландии в XVII в. и в Германии в XIX в. Первоначально Г. О. трактовалось как общество в недеспотическом государстве, но уже в философии Гегеля Г.О. определяется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством. Согласно Гегелю, Г.О. возникает из физических и социальных потребностей, в нем индивиды преследуют свои интересы в установленных пределах. В современной науке принято считать, что в структуру гражданского общества входят: частная собственность и различные негосударственные экономические структуры, семья, ассоциации, образованные по этническому, религиозному или какому-либо другому признаку, органы местного самоуправления и т.д. Г.О. выполняет ряд важнейших функций: обеспечивает автономию человека и возможности реализации частных интересов независимо от государства, обеспечивает гарантии прав человека, ограничивает сферу деятельности государства, является социальной основой демократии и правового государства.
Группы давления — специально подготовленные люди, оказывающие воздействие на официальных государственных и должностных лиц по части принятия решений в интересах определенных слоев общества.
Делегирование власти — добровольная передача власти от одного ее субъекта другому на основе взаимной договоренности.
ДЕМОКРАТИЯ (< греч. demos народ, kratos власть; власть народа) — политический режим, характеризующийся следующими признаками: 1)гарантиями прав и свобод человека; 2) наличием всеобщего избирательного права и свободных выборов; 3) уважением прав меньшинства; 4) политическим плюрализмом; 5) публичностью власти; 6) разделением властей; 7) политической конкуренцией. В политологии выделяются две основные линии, две трактовки демократии: идентитарная и представительная. Первая из них, берущая свое начало от античной традиции, была наиболее полно разработана Ж.Ж. Руссо. Ее главными положениями являются: тождество (идентичность) правителей и управляемых, стремление власти к выражению общего интереса, единой воли народа и реализации всеобщего блага, подчинение частных интересов всеобщим, меньшинства большинству. Согласно представительной теории, при демократии сохраняются различия между правящими и управляемыми. Однако власть осуществляется всенародно избранными представителями. Представительная демократия сводится к совокупности способов выявления и согласования различных социальных интересов.
Деятельность политическая — форма социальной активности людей, участие в политической жизни.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в представительные органы власти или высших должностных лиц. При демократии выборы носят всеобщий, равный и тайный характер. Существует три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной системе избранным считается депутат, набравший большинство голосов в своем избирательном округе. В зависимости от законодательной трактовки понятия «большинство», мажоритарные системы подразделяются на: а) абсолютные, в которых для победы кандидата на выборах необходимо собрать как минимум 50% +1 голос избирателей (Австралия) и б) относительные, где для избрания необходимо собрать простое большинство голосов (Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия). В случае использования абсолютной мажоритарной системы выборы, как правило, проводят в два тура. Если в первом ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов, проводится второй тур. В нем принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Победитель определяется здесь простым большинством голосов. При пропорциональной системе избиратели отдают свои голоса за партии, включенные в избирательный бюллетень (Бельгия, Швеция). Партия, перешагнувшая процентный барьер (более 5% голосов в Германии и России или более 4% в Швеции) получает депутатские мандаты, пропорционально доле голосов избирателей, полученных на выборах. Пропорциональные избирательные системы могут действовать на двух уровнях: а) на общегосударственном уровне и б) на уровне многомандатных округов. При смешанной избирательной системе часть депутатов избирается по мажоритарному, а часть по пропорциональному принципу. В России выборы в Государственную Думу осуществляются на основе смешанной системы: 225 депутатов избираются по абсолютной мажоритарной системе и 225 по пропорциональной.
Интеграция политическая — процесс усиления контактов по взаимному сотрудничеству между двумя и более политическими субъектами.
ИМПИЧМЕНТ (< англ. impeachement обвинение) — процедура выдвижения обвинения против президента и отстранения его от должности. Как правило, отрешение президента от власти возможно в случаях нарушения Конституции или государственной измены. Для отстранения президента от власти необходимо решение не менее 2/3 депутатов обеих палат парламента. Затем дело передается на рассмотрение в высшие судебные органы власти.
ИНАУГУРАЦИЯ (< лат. inaugurare посвящать) — процедура вступления в должность главы государства.
ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — организация политической деятельности и политических отношений на основе определенных норм и процедур. В политические институты включаются: 1) общепринятые и признанные политические нормы и ценности: 2) общепринятые модели политического поведения: 3) формы организации политических отношений; 4) контроль за соблюдением правил и норм. К политическим институтам относятся государственные органы власти (парламент, правительство, суд), структуры, осуществляющие представительство интересов (политические партии, группы интересов, лоббизм), способы избрания должностных лиц (избирательные системы) и др. Каждый И.П. специализируется на выполнении специфических функций.
ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — процесс образования, закрепления и признания основными политическими акторами политических норм, процедур, ценностей и эталонов политического поведения, а также способов контроля за их соблюдением. И.П. — важнейшее условие политической стабильности. Она зависит от степени автономности политических структур, их адаптации и интеграции.
КОММУНИКАЦИЯ(< лат. communicatio связь) — совокупность процессов и институтов, осуществляющих информационную связь между политической системой и окружающей средой, а также между элементами политической системы. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабильности.
КОНСЕНСУС (< лат. consensus согласие, единодушие) — состояние согласия большинства общества, основных социально-политических сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения ценностей, власти и прав в обществе. Чаще всего идея консенсуса трактуется в форме «справедливости», т.е. приемлемости того или иного положения. Ее прообразом считается концепция «общественного договора» Гоббса, Локка и Руссо. У философов Нового времени и эпохи Просвещения общественное согласие основывается на знании большинством того, что делает правительство в его интересах. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства. Достижению консенсуса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод человека, наличие толерантности в обществе, существование институциональных форм разрешения конфликта, этнолингвистическая и религиозная однородность общества. Выделяют три объекта консенсуса: ценности, процедуры и политика. К. по поводу ценностей означает согласие по базовым нормам и принципам большинства общества. К. по поводу процедур означает согласие большинства относительно главных «правил игры» (напр., признание результатов состоявшихся выборов). К. по поводу политики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (напр., согласие с существованием данной формы правления). Кризис консенсуса обычно связан с кризисом отношений церковь — государство, традиционной политики и включением в нее нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, политизацией масс.
КОНСЕРВАТИЗМ (< лат. conservare сохранять, охранять, заботиться о сохранении) — политическая идеология. Термин «К.» впервые был употреблен французским писателем-романтиком Ф.Р. Шатобрианом, который в 1818 г. стал издавать журнал «Консерватор». «Отцом-основателем», «пророком», «Миллем и Марксом» классического К. считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк (1729—1797). Наряду с ним, большой вклад в разработку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др. Основные «заповеди», принципы консерватизма: 1) ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией; 2) «то, что можно не менять, менять не нужно», 3) вера в «право давности» и традиции народа; 4) убеждение в том, что существование строгих границ между классами и сословиями необходимо для социальной стабильности; 5) частная собственность — продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель; 6) рассмотрение человека как несовершенного и неразумного существа, подверженного греховному поведению; 7) презумпция «в пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта» и др. «Быть консерватором... означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт — выдумке, действительность — тому, что возможно, ограниченное — безграничному, близкое — далекому, достаточное — изобилию, сегодняшнее веселье — утопическому блаженству» (М. Оукшотт) В конце XIX — начале XX в. К. интегрировал важнейшие элементы классического либерализма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции. Во второй половине XX в. консерваторы стали руководствоваться принципами, которые раньше отвергали (разделение властей, парламентаризм, всеобщее избирательное право). Консерватор в отличие от либерала — носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общности выше, чем интересы индивида или какой-либо группы. Потребность в переходе от «индустриального общества» к «постиндустриальному» («информационному»), в более радикальных средствах для обеспечения экономического подъема привела в 70-х гг. к оформлению «неоконсерватизма». В экономической области неоконсерваторы обратились к классической либеральной теории рыночного хозяйства, предусматривающей решительное ограничение вмешательства государства. В противовес либеральной доктрине «государства всеобщего благоденствия» неоконсерваторы разработали концепцию «правового социального государства». Они выступают за сильное государство, рассматривая его прежде всего как охранительный институт, обеспечивающий порядок и стабильность. В современном К. органически сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе отдельного индивида и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика.
КОНФЕДЕРАЦИЯ — форма государственного устройства, представляющая собой союз суверенных государств. В точном смысле конфедерацию нельзя назвать единым государством, так как в ее состав входят суверенные образования. В рамках конфедерации каждое государство — участник сохраняет свою политическую самостоятельность, конституцию, правовую и национальную финансовую системы, собственные вооруженные силы. Для выработки общей политики учреждаются общие органы власти, в которые делегируются представители от каждого государства-участника. Однако решения этих органов носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения каждым членом конфедерации. К. достаточно неустойчивый союз, который со временем либо распадается, либо преобразуется в федерацию. Историческими примерами конфедерации являются Швейцарский союз (1291—1798 и 1815—1848), Рейнский союз (1806—1813), существовавший под протекторатом Наполеона, США (1781—1789).
Культура политическая — система исторически сложившихся ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения в обществе.
ЛЕГАЛЬНОСТЬ — законность. Понятие «Л.» означает формально-юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, политическая деятельность.
ЛЕГИТИМАЦИЯ (ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ) — процесс, в результате которого обеспечивается легитимность власти. В политической науке выделяются несколько универсальных механизмов легитимации власти: 1) социально-психологический, основанный на психологических свойствах групп и больших масс. При обеспечении легитимности акцент делается на конформизм массы, стремление «маленького» человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства, веру в «справедливость» существующего порядка и принципы распределения ценностей, чувство компетентности и иллюзии контроля, т.е. на представлениях о контроле за властью; 2) политическое участие и, прежде всего, участие граждан в выборах; 3) политическая социализация; 4) демонстрация эффективности власти; 5) убеждение в существовании серьезной угрозы обществу со стороны внешних и внутренних врагов.
ЛЕГИТИМНОСТЬ (< лат. legitimus согласный с законами, законный, правомерный). Смысл понятия Л. переводится на рус. язык как правомочность власти, лояльность и поддержка со стороны граждан. Выделяют три формы легитимности: «народная», «внешняя» и «для себя». Народная Л. означает поддержку элиты со стороны общества. «Внешняя» Л. — международное признание режима. Л. «для себя» представляет собой набор идеологем, с помощью которых элита обосновывает власть в своих собственных глазах. Кризис легитимности — серьезная угроза стабильности политической системы. Его результатом могут быть массовые неповиновения властям; протестное поведение, связанное с насилием; государственные перевороты; революции; гражданские войны и др. Признаками кризиса легитимности являются: рост преступности; «бегство» капиталов за рубеж; рост оппозиционных настроений в обществе; рост абсентеизма.
ЛИБЕРАЛИЗМ (< лат. liberalis свободный) — политическая идеология. Основоположники Л. Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, А. Смит, Дж. С. Милль. В центре внимания Л. — проблема свободы. Свобода трактуется в негативном смысле как «свобода от...», как освобождение человека от социально-политических форм контроля со стороны государства. Свобода человека предполагает незыблемость таких принципов, как достоинство личности, ее автономность, терпимость. Идея индивидуальной свободы связывалась с частной собственностью, которая рассматривалась как гарант и мера свободы. Доктрина Л. воплотилась в принципах свободного рынка, конкуренции. К указанным принципам присоединяются и политические: плюрализм, парламентский демократизм, разделение властей, равенство перед законом. Государству отводилась роль «ночного сторожа».
ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ (< англ. leader руководитель, вождь) — постоянное, приоритетное влияние определенного лица на общество, политическую организацию или социальную группу. Специфическими особенностями лидерства в политике являются: 1) отсутствие, как правило, прямого взаимодействия между лидером и обществом; 2) многоролевой характер, т.е. ориентированность на согласование различных социальных интересов; 3) корпоративность, т.е. влияние на решения, принимаемые лидером, его ближайшего окружения, советников, экспертов; 4) институциональный характер, т.е. ограниченность деятельности лидера существующими социальными и политическими отношениями, традициями, нормами. Политический лидер выполняет ряд функций: а)определяет и формулирует социальные интересы, намечает способы и методы их реализации; б) принимает наиболее важные решения; в) мобилизует массы на достижение политических целей; г) осуществляет интеграцию и коммуникации; д) обеспечивает легитимацию власти. В политической науке выделяется ряд теорий политического лидерства: теория «личностных черт», согласно которой лидерами становятся лица с определенными чертами характера; ситуативные теории, утверждающие, что лидерство зависит от ситуации, каждая новая ситуация требует и порождает новых лидеров; личностно-ситуативные теории, основным положением которых является соотнесение особенностей переживаемой ситуации с необходимыми качествами лидера для решения актуальных проблем; теории конституентов, рассматривающие лидерство как производную от ожиданий последователей; психологические теории, ориентирующиеся на изучение психологических качеств и мотиваций лидеров. Существуют различные типологизации политического лидерства. По характеру легитимности политическое лидерство подразделяется на традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Согласно М. Херманн, лидеров можно типологизировать по имиджу на «знаменосцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». По стилю подразделяют лидерство на авторитарное, демократическое и невмешивающееся. Р. Такер различает два типа лидеров: «реформаторов» и «революционеров». Для «реформаторов» характерно стремление к мирной тактике постепенных изменений, в основном путем убеждения. Лидер-«реформатор» верит в общественные идеалы и видит противоречия между ними и фактическим поведением людей, поэтому он призывает их изменить свое поведение. Лидеры-«революционеры» стремятся разрушить влияние на умы людей провозглашенных обществом принципов, чтобы обеспечить себе желанную поддержку.
Меритократия — власть, основанная на заслугах.
Многопартийность — наличие легальной оппозиции, в роли которой выступают другие партии.
Олигархия — власть небольшого числа богатых людей.
Охлократия — власть толпы.
Партия политическая — добровольное объединение людей с единством целей для защиты общественных интересов с помощью политической власти.
Плутократия — власть богатых слоев общества.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ- совокупность способов осуществления государственной власти в стране. В зависимости от степени свободы в обществе различаются следующие типы политического режима:
• демократический, характеризующийся законностью, наличием широких гражданских и политических прав и свобод;
• авторитарный, характеризующийся политической диктатурой и в то же время наличием у граждан широких свобод остальных сферах деятельности, в частности, в экономике и культуре;
• тоталитарный, характеризующийся диктатурой государства во всех сферах общественной жизни, в том числе в политике, экономике, культуре, а также стремлением властей контролировать частную жизнь граждан.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО -государство, действующее в рамках права, соблюдающее права и свободы граждан.
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ- конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым создается система сдержек и противовесов, предотвращающих наступление диктатуры (Дж. Локк, Ш. Монтескье).
РЕСПУБЛИКА(от лат. res - дело, оионсив - общественный) - форма правления, при которой верховные органы государственной власти избираются населением или коллегией выборщиков. Существуют три типа демократической республики:
• президентская, где президент является главой государства и исполнительной власти и избирается народом;
• парламентская, где высшим органом исполнительной власти является правительство, которое формируется парламентом и несет перед ним ответственность, а президент служит только главой государства;
• смешанная, или полупрезидентская, где правительство несет двойную ответственность - перед президентом и перед парламентом
РЕСУРСЫ ВЛАСТИ- средства, используемые властью для утверждения своего влияния. Делятся на следующие группы:
• организационные, заключающиеся в создании эффективных управленческих структур;
• принудительные, обеспечивающие подчинение путем насилия или под страхом наказания;
• утилитарные, обеспечивающие подчинение путем предоставления определенных благ; материальных или духовных;
• нормативные, обеспечивающие подчинение силой действующих в обществе норм и правил. Данные ресурсы называются также статусными, поскольку принадлежат властвующему субъекту в той мере, в какой это допускается его статусом.
РЕФЕРЕНДУМ -всенародное голосование, позволяющее гражданам высказать свое мнение или принять решение по какому-либо вопросу.
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО -страна, где религиозные объединения существуют автономно от государственной власти.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО- государство, стремящееся обеспечить всем своим гражданам достойное существование, социальную защиту, осуществляющее обширные программы развития образования, здравоохранения, улучшения окружающей среды, социальной помощи. Понятие С.г. ввел в научный оборот в се
редине 19в. немецкий юрист Л. фон Штайн,
Политология — наука о деятельности людей в политике по обеспечению интересов с помощью государственной власти.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ- организация, которая выражает интересы определенных социальных групп, объединяет активных их представителей, исповедует единую идеологию и стремится овладеть - полностью или частично - государственной властью ради реализации своей программы. С идеологической точки зрения, выделяются следующие типы политических партий:
• консервативные, выступающие за сохранение традиционных ценностей;
• либеральные, выступающие за максимальное расширение прав и свобод граждан;
• социал-демократические, выступающие за перераспределение национального дохода в пользу бедных путем высокого
налогообложения состоятельных слоев населения;
• коммунистические, стремящиеся к построению социализма - общества с преобладающей государственной собственностью;
• клерикальные, основывающиеся на какой-либо религиозной идеологии;
• националистические, выступающие за предоставление пре имуществ определенной нации;
• фашистские, выражающие крайне радикальные националистические взгляды;
• "зеленые", ставящие своей главной целью защиту природы.
Популизм — политическая демагогия с арсеналом приемов для достижения ближайшего результата при игнорировании общих и принимаемых решений.
Процесс политический — совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), посредством которой происходит формирование и функционирование политической системы общества.
Революция — изменение в развитии общества путем уничтожения всего предыдущего.
Референдум — всенародное голосование, опрос населения по наиболее важным вопросам общественной
жизни.
Реформа — преобразование с целью обновления уже существующего порядка вещей.
Система политическая — совокупность субъектов политической власти, механизмов ее осуществления и
взаимосвязей между ними.
Сознание политическое — совокупность знаний и оценок социального субъекта относительно политической среды, политики, политической власти.
Технократия — власть научной и технической интеллигенции.
Тимократия — власть корыстных людей из числа аристократов.
ТЕОКРАТИЯ -форма правления, при которой глава церкви является и главой государства.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО- форма устройство государства, при которой оно делится на административно-территориальные части, не имеющие политической самостоятельности.
Унификация — приведение чего-либо к единой норме, к единой форме, к единообразию.
ФЕДЕРАЦИЯ -форма устройства государства, при которой оно делится на административно-территориальные образования, обладающие определенной политической самостоятельностью. В то же время федеральное законодательство имеет приоритет передрегиональным, а власть центральных органов распространяется на всю страну.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ -высший законодательный орган Российской Федерации. Состоит из двух палат: Государственной Думы, осуществляющей общенациональное представительство, и Совета Федерации, осуществляющего представительство субъектов федерации.
ФОРМА ГОСУДАРСТВА- совокупность принципов организации, устройства и осуществления государственной власти. Включает три элемента - форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА- способ административно-территориального строения государства, система отношений центральных и местных органов власти. Выделяются три Ф.г.у.: унитарное государство (наиболее распространенная в современном мире), федерация, конфедерация.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ- способ организации и порядок формирования верховных органов государственной власти. Выделяются две основные формы правления: монархия и республика.
Фракция в партии — группировка внутри политической партии, отличающаяся от ее основной линии взглядами, структурой, дисциплиной.
Фракция партийная — организационное объединение членов какой-либо политической партии, представленных в органах власти, для проведения ее политики в высших или местных органах власти.
Эгалитаризм — теория о всеобщей уравнительности как принципе организации социальной жизни.
Экстремизм — приверженность крайним взглядам и средствам достижения целей в политике.
ЭЛЕКТОРАТ (< лат. elector избиратель) — совокупность граждан, обладающих избирательными правами. В политической науке значительное внимание уделяется электоральному участию, степени электоральной активности, мотивам голосования и избирательным предпочтениям различных электоральных групп (или сегментов электората).
Этатизм — активное вмешательство государства в жизнь общества, проникновение его влияния во все общественные структуры, полное подчинение ему гражданина на основе абсолютизации прав государства и обязанностей личности.
Этноцентризм — стремление народа к сохранению и развитию своей самобытности при политической автономии, стремление совершенствовать свой исторический тип.