Виды организационной поддержки стартапов
Существуют три основныхвида организационной поддержки стартапов:
1. С помощью бизнес-инкубаторов, которые поддерживают стартапы, начиная от разработки идеи и до ее коммерческого воплощения. Они предоставляют стартапам по льготной стоимости арендные помещения для работы, включая приборы и оборудование, оказывают административную поддержку, консультационные услуги, обеспечивают доступ к информационным базам данных.
2. В структуре технопарков, что не исключает использование бизнес-инкубаторов, которые относятся к их основным структурным элементам, но при этом последние могут существовать и автономно.
3. С помощью бизнес-акселераторов —сервисных компаний технопарковой ориентации (предпрятий инновационного сервиса), обеспечивающих интенсивное развитие стартапа и обучение его учредителей в сроки до 6 месяцев. Акселераторы оказывают стартапам экспертную поддержку, освещение в СМИ, предоставляют предпосевные инвестиции в обмен на долю в проекте для инвестора, а также выводят их на стадию презентации инвесторам и многое другое.
ФИНАНСИРОВАНИЕ СТАРТАПОВ
В силу высоких инвестиционных рисков, связанных с неопределенностью достигаемых результатов, оно относится к категории венчурного.
Главные отличия венчурного финансирования от традиционного:
Ø низкая вероятность возврата вложенных средств, которая составляет от 40 до 70%;
Ø высокая доходность инвестора в случае достижения коммерческого успеха (в 1,5-2 раза выше, чем в традиционных сегментах рынка).
Около 5 % венчурных фирм достигают соотношения прибыли ко вложенным средствам в соотношении 10:1.
ТРАДИЦИОННЫЕ ИНВЕСТОРЫ СТАРТАП-ПРОЕКТОВ:
Бизнес-ангелы частные инвесторы, самостоятельно определяющие объект инвестирования и вкладывающие в него свои деньги. К ним можно также добавить друзей и родственников, так как именно эта категория находится на третьем месте в мире.
Как правило бизнес-ангелы инвестируют в стартапы еще на этапе становления идеи. В основном, они не вмешиваются в дела компании и не настаивают на срочном возврате вложенных средств.
Цель бизнес-ангелов получение прибыли в долгосрочной перспективе, так как инвестирование стартап -компаний не относится к основному источнику их доходов. Ангельские инвестиции часто характеризуют как «умные деньги», т.к. они охотнее поддерживают проекты, в которых могут применить собственный опыт. Личная вовлечённость и экспертные знания — принципиальное отличие бизнес-ангелов от других частных инвесторов. Среди активных бизнес-ангелов много предпринимателей, привлекавших внешнее финансирование в собственные проекты.
Бизнес-ангелы, обычно, рассчитывают на меньшую норму прибыли, чем венчурные инвесторы.
Венчурные фонды.Инвестируют в стартапы средства своих вкладчиков (страховых компаний, пенсионных фондов, ПИФов, частных лиц) и финансируют проекты обладающие высокой или средней долей риска, но с хорошим потенциалом доходности. Его деятельностью руководит венчурная компания, создавшая фонд и управляющая им.
Главная задача фондов увеличение капитализации инвестируемой компании.
Венчурные фонды предпочитают вкладывать в недавно вышедшие на рынок компании, нуждающиеся в дальнейшем финансировании. На этом этапе становится ясно как технология может быть использована, каким будет конечный продукт и на какой рынок он будет нацелен. Стартапы уже могут предъявить инвесторам запатентованную технологию, обозначить масштаб использования рынка, продемонстрировать первый продукт или прототип. Вопросы рентабельности, соотношения риски/прибыль анализируются группой высококвалифицированных специалистов.
Обычно венчурный фонд приобретает часть акций, но не контрольный пакет, чтобы у предприятия не пропала мотивация для развития. Он не требует под свои инвестиции ликвидных залогов, не страхует риски. Все убытки покрываются за счет сверхдоходов 20%-30% наиболее удачных компаний.
Суммарные капиталы, инвестируемые бизнес-ангелами, в общем объеме сопоставимы с вложениями венчурных инвесторов, однако их удельный размер в десять - двадцать раз меньше. Бизнес-ангелы обычно финансируют сделки на суммы в пределах от 50тыс. до 2 млн. $.
Так в США в 2009 г бизнес-ангелы инвестировали 25,6 млрд. $ более чем в 50 тыс. проектов, а фирмы венчурного капитала - 26,1 млрд. $ в 3500 проектов.
В ЕС картина иная. Европейские бизнес-ангелы инвестировали 127 млн. евро в 687 сделок, а венчурные компании и фонды - 97 млн. евро в 416 сделок.
ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА В СТАРТАП:
Ø контракт с крупной фирмой, по условиям которого она покупает права на использование разработанного продукта, или сам стартап;
Ø участие в массовых научных и бизнес мероприятиях (отраслевых форумах и конференциях, конкурсах бизнес-проектов и круглых столах по венчурному инвестированию), где присутствует большое количество участников с обеих сторон;
Ø получение правительственных субсидий в различных государственных фондах, которые выделяются на научные разработки вплоть до их коммерциализации;
Ø использование механизма краудфа́ндинга.
КРАУДФА́НДИНГ народное финансирование(от англ. сrowd-«толпа» и funding-«финансирование»). Коллективное сотрудничество людей, которые, как правило, не являются профессиональными финансистами, добровольно объединяющих свои средства (главным образом, через Интернет), чтобы поддержать чью-либо инициативу в каких-либо начинаниях. В частности, стартап-компаний или малого предпринимательства с целью получения прибыли от совместных инвестиций.
Он призван обеспечить сетевое взаимодействие (без посредников) между сообществом потребителей и производителями.
Виды краудфандинга:
Ø Акционерный. Бекеры (вкладчики), перечисляющие средства на бизнес на долгосрочной основе, получают процент акций компании-реципиента;
Ø Долговой. Перечисления, делаемые в рамках краудфандинга, рассматриваются как заимствования в обмен на долю в бизнесе;
Ø Наградной. Бекер не ожидает возврата денег или получения пая в новообразованной компании, рассчитывая лишь на какую-то награду
.
За рубежом сбор средств под бизнес-проекты регулируетсясоответствующим законодательством, позволяющим применять акционерный и долговой варианты. Так, в США в 2012 году принят закон, позволяющий стартап-компаниям собирать до $1 млн. посредством краудфандинга без подачи бумаг и регистраций на продажу акций..
Для краудфандинга могу использоваться специальные интернет-площадки. При этом должны выполняться определенные требования:
Ø цель поекта должна быть заявлена;
Ø сумма средств, необходимых для его реализации, – определена;
Ø смета расходов – составлена;
Ø информация по сбору средств– транспарентна;
Ø отчет перед бекерами должен быть выложен на краудфандинг-площадке (иначе средства придется вернуть, так как, обычно, такой пункт присутствует в соглашении).
Тема 6.
Формирование рынка
Научно-технической
Продукции.