Институт парламентаризма и предпринимательства
Институт парламентаризма и предпринимательства
МАРКОВ Андрей Викторович
Первый проректор, доктор экономических наук, профессор,
Лауреат премии Национальной академии наук Беларуси
Презентация к учебной дисциплине
«СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Тема 1.
Предмет, содержание и задачи дисциплины «Стимулирование
Инновационной деятельности».
ТЕМЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
1. | Предмет, содержание и задачи дисциплины «Стимулирование инновационной деятельности» |
2. | Мотивация как функция стратегического управления. Стимулирование инновационной деятельности на предприятии. |
3. | Институциональные условия инновационного развития. |
4. | Стимулирование научно-инновационной деятельности. |
5. | Стимулирование инновационной деятельности производственных предприятий. |
6. | Формирование рынка научно-технической продукции. |
Изучение дисциплины «Стимулирование инновационной деятельности» играет весьма важную роль в подготовке специалистов экономико-управленческого профиля.
В 2004г., на этапе перехода национальной экономики к системной модернизации, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отмечал, что только инновационная ориентация, инновационная деятельность может стать тем "локомотивом", который выведет ее на новые рубежи[1], что инновационному императиву развития должны быть подчинены и политика реформ и преобразований, и тактика конкретных действий во всех проявлениях жизни общества и государства[2].
Поэтому задачи стимулирования инновационной деятельности как на микро, так и на макроуровне в условиях современной экономики становятся все более актуальны.
Тема 2.
Мотивация как функция
Стратегического управления. Стимулирование
Инновационной деятельности
На предприятии.
МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Мотивация, как отмечалось ранее, наравне с организацией и планированием, является базовой составляющей стратегического управления.
Под мотивацией,в рассматриваемом контексте,следует понимать
стимулирование:
Ø на микроуровнеучастников производственного процесса к достижению стратегических целей организации;
Ø на макроуровнехозяйствующих субъектов к росту эффективности экономики.
Очевидно, чтоэтот путь лежитчерез инновации.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ПРЕДПРИЯТИИ
Мотивации персонала организации лежит в области психологии личности и охватывает все стороны деятельности предприятия. Она основывается на поведенческих моделях работников, базирующихся на их:
Ø потребностях (в обеспечении уровня и качества жизни, адекватной компенсации произведенных затрат, безопасности жизнедеятельности, причастности к общему делу, коллективном взаимодействии, признании заслуг, успешной карьере, творчестве, самовыражении и др.);
Ø ожиданиях (значимых результатов труда и их адекватного вознаграждения);
Ø восприятии справедливости в оценке своего труда.
В вопросе стимулирования инновационной деятельности на предприятииэти модели будут иметь следующее специфические черты:
В области обеспечения потребностей:
Ø материальное и моральное стимулирование рационализации и изобретательства;
Ø долевое участие разработчиков в реализации инновационных проектов.
В области ожиданий:
Ø создание предпосылок для роста творческого потенциала работников;
Ø поощрение стремлений сотрудников к повышению образовательного уровня.
В области восприятия справедливости:
Ø создание в организации благоприятного инновационного микроклимата;
Ø введение для работников системы бонусов за новаторство: карьерный рост, повышение оплаты труда, премирование и др.
Как следует из приведенной модели, главным объектом в ней является
КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОТРУДНИКОВ. При этом особая роль в этом процессе принадлежит управленческим кадрам. Но насколько они это понимают?
НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Что, по мнению белорусских руководителей государственных предприятий в наибольшей (наименьшей) степени влияет на интенсификацию инновационной деятельности на производстве?
В чем им видится основная причинно-следственная связь?
В НАИБОЛЬШЕЙ МЕРЕ влияют экзогенные факторы:
Ø недостаток оборотных средств;
Ø слабая финансовая поддержка со стороны государства;
Ø низкий спрос на новые продукты и высокая стоимость нововведений.
ПУТИ РЕШЕНИЯ
I. Повышение профильной квалификации работников, включая высшее руководство по специальным бизнес-образовательным программам:
Ø в бизнес-школах по программам МВА (для менеджеров среднего звена)
Ø в бизнес-школах по программам Executive МВА (для топ-менеджеров),
Ø в магистратуре УВО по специальности «Инновационный мененджмент».
II. Целевая ориентация образовательного процесса на потребности реального сектора экономики.Интеграция сторон «спроса и предположения» в «бизнес-образовательные» кластеры. Это предполагает:
Ø участие бизнес-организаций в разработке учебных планов и образовательных программ, инициацию открытия перспективных, инновационно ориентированных специальностей, селекцию выпускников УВО, стажировку, практику и трудоустройство студентов;
Ø участие учреждений образования в разработке и реализации инновационных проектов предприятий, решении их управленческих и производственных задач,
подготовке и переподготовке кадров, повышении их квалификации.
Тема 3.
ВИДЫ ИНСТИТУТОВ
Институты делятся на фундаментальные и локальные (производные от них)
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ | ЛОКАЛЬНЫЕ |
Экономические | Ø собственности; Ø предпринимательства и конкуренции; Ø рынка; Ø финансов; Ø производства; Ø управления. |
Политические | Ø государства; Ø права; Ø парламентаризма; Ø гражданского общества. |
Социальные | Ø науки; Ø образования; Ø труда; Ø культуры. |
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Институциональные условия - основные нормы и правила, создающие определенные матрицы поведения для деятельности хозяйствующих субъектов, формируемые экономическими, политическими и социальными институтами.
Очевидно, что при таком делении экономическим институтам отводится определяющая стимулирующая функция по формированию в экономике институциональных условий для интенсификации инновационных процессов, созданию благоприятного делового, инновационного и инвестиционного климата.
ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ
Первым в этом ряду стоит деловой климат.Его стимулирующая функция является исходной посылкой для осуществления инновационной и инвестиционной деятельности в стране. Если бизнес инертен – экономика стагнирует.
Уровень привлекательности страны для ведения предпринимательской деятельности определяется с помощью индекса «Ведение бизнеса» (Doing Business).
Он ежегодно определяется Всемирным банком. Его позиция в мировом рейтинге является определяющей для бизнесменов всех стран при оценке целесообразности инвестиций в инновационные проекты.
Рейтинг составляется на основании десяти индикаторов, характеризующих изменения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность малых и средних предприятий, на протяжении всего их жизненного цикла - от создания и до ликвидации. В исследовании учитываются следующие индикаторы
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ
Центральным (необходимым) институциональным условием инновационного развития является наличие в экономике страны благоприятного инновационного климата, который характеризуется с помощью глобального индекса инноваций.
Глобальный индекс инноваций рассчитывается как взвешенная сумма оценок 2 блоков показателей:
А) располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций;
Б) достигнутые практические результаты в осуществлении инноваций.
составленных из 82 рейтинговых переменных, объединенных в семь групп:
Ø институты (Беларусь 77 место);
Ø человеческий капитал и исследования (Беларусь 35 место);
Ø инфраструктура (Беларусь 63 место);
Ø уровень развития рынка (Беларусь 89 место);
Ø уровень развития бизнеса (Беларусь 81 место),
Ø результаты в области знаний и технологий (Беларусь 49 место);
Ø результаты творческой деятельности (Беларусь 124 место).
Это позволяет выявить эффективность ИД: соотношение затрат и эффекта.
«Глобальный индекс инноваций» 2016. Международный рейтинг
Рейтинг | Страна | Индекс |
Швейцария | 66,28 | |
Швеция | 63.57 | |
Великобритания | 61.93 | |
США | 61.4 | |
Финляндия | 59.9 | |
Германия | 57.94 | |
Япония | 54.52 | |
Франция | 54.04 | |
Китай | 50.57 | |
Италия | 46,6 | |
Литва | 41,76 | |
Польша | 40,22 | |
Россия | 38.5 | |
Монголия | 35.74 | |
Беларусь | 30.9 | |
Йемен | 14.55 |
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
Инвестиционный климат – это институциональная среда для инвестиционной деятельности, которая формируется под воздействием ряда факторов влияния.
Каждый фактор оценивается количественными и качественными показателями.
Экономический фактор:
Ø темпы экономического роста;
Ø тенденции в экономическом развитии;
Ø производительность труда;
Ø структура экономики;
Ø активность правительства в реализации экономических реформ;
Ø уровень монополизации производства;
Ø емкость внутреннего рынка, покупательная способность населения;
Ø степень открытости экономики;
Ø уровень развития науки;
Ø развитость рынка научно-технической продукции и его инфраструктуры;
Ø степень государственного вмешательства в экономику;
Ø отношение внешнего долга к ВВП;
Ø уровень и динамика инфляции и процентных ставок;
Ø состояние платежного баланса;
Ø характер налогообложения (объем налоговой базы; система льгот);
Ø конвертируемость национальной валюты;
Ø условия сбыта и уровень цен на продукцию;
Ø возможность получения кратко- и долгосрочных кредитов;
Ø инфраструктурная обеспеченность, организация связи и транспорта, информационное обеспечение;
Ø обеспеченность запасами основных видов природных ресурсов;
Ø географическое положение;
Ø допустимая доля зарубежного участия в капитале предприятия;
Ø прозрачность правил ведения деятельности на рынках капитала;
Ø возможность репатриации прибыли;
Ø возможность выпуска ценных бумаг;
Ø возможность капитализации предприятия, развитость фондового рынка;
Ø возможность использовать экспертов и услуги.
Политический фактор:
Ø политическая стабильность, устойчивость властных институтов;
Ø преемственность политической власти;
Ø участие страны в системах международных договоров;
Ø уровень социальной напряженности (наличие социальных конфликтов, беспорядки, демонстрации, забастовки);
Ø внешние конфликты;
Ø распределение политических симпатий населения по результатам выборов;
Ø распределение власти между политическими группами и партиями, влияние оппозиции;
Ø влияние этнических и религиозных групп, межнациональных отношений;
Ø возможность экспроприации собственности;
Ø возможность неконституционных изменений.
Социальный фактор:
Ø уровень развития социальной сферы (социальные гарантии, защищенность, льготы и др.);
Ø профессионально-образовательный уровень трудовых ресурсов;
Ø социальные условия проживания населения (плотность, экология, обеспеченность жильем, ожидания);
Ø уровень заработной платы, прожиточный минимум;
Ø пенсионный возраст;
Ø децильность доходов населения;
Ø отношение населения к частной собственности;
Ø законопослушность;
Ø природно-климатические условия в регионе;
Ø уровень загрязнения окружающей среды.
Правовой фактор:
Ø юридические условия инвестирования;
Ø степень развития законодательной базы;
Ø стабильность законодательства
Ø защита прав собственности;
Ø гарантии защиты инвестиций;
Ø инвестиционный рынок;
Ø соблюдение законности и правопорядка;
Ø коррумпированность структур власти;
Ø уровень криминогенной опасности;
Ø рэкет.
Инвестиционные риски
Сравнивая реальное соотношение возможного дохода от предполагаемых инвестиций и риска потерпеть фиаско с необходимыми для достижения поставленных целей ресурсами, инвестор делает вывод о целесообразности своих вложений.
Сегодня не существует единой общепризнанной методики оценки инвестиционной привлекательности страны. Чаще всего для этого используется Индекс экономической свободы.
Он рассчитывается как среднее арифметическое 10 показателей различных «свобод», которые во многом совпадают с факторными показателями, предназначенными для анализа инвестиционного климата. Каждый из его показателей оценивается в баллах по шкале от 0 до 100.
ПОКАЗАТЕЛИ СОБОД
1. Права собственности: оценка способности индивидов накопить частную собственность, обеспеченную транспарентными законами, полностью проведенными в жизнь государством.
2. Свобода от коррупции: степень коррумпированности чиновников в органах власти, управления, контроля и правопорядка.
3. Фискальная свобода: мера налогового бремени, наложенного правительством на физических и юридических лиц.
4. Участие правительства: уровень правительственных расходов в процентах к ВВП.
5. Свобода предпринимательства: количественные показатели, отражающие возможность начать, управлять, и закрыть бизнес и представляющие полное бремя регулирования, а так же эффективность правительства в регулирующем процессе.
6. Трудовая свобода: количественные показатели, отражающие аспекты правовых рамок и нормативную базу рынка труда.
7. Монетарная свобода: мера стабильности цен (инфляция) с оценкой их макроэкономического регулирования.
8. Свобода торговли: мера воздействия тарифных и нетарифных барьеров на импорт и экспорт товаров и услуг.
9. Инвестиционная Свобода: уровень ограничений на поток инвестиционного капитала.
10. Финансовая Свобода: мера эффективности деятельности банков, включая их зависимость от государственного контроля и вмешательства.
В итоге:
ВСЕ СТРАНЫ МИРА ДЕЛЯТСЯ НА ПЯТЬ ГРУПП.
Только при соблюдении всех рассмотренных институциональных условий может быть достигнут тот синергетический эффект, который позволит создать в стране эффективный макроэкономический механизм стимулирования инновационной деятельности.
Тема 4.
Стимулирование научно-инновационной деятельности.
Субсидирование
(прямое стимулирование)
Льготирование
(косвенное стимулирование)
Применение льгот по сравнению с субсидиями и займами является более предпочтительным.
Во-первых, налоговые льготы предполагают меньшее вмешательство со стороны государства в экономическую жизнь предприятия.
Во-вторых, они поощряют уже овеществленные действия, а субсидии – только те, которые еще предстоит осуществить.
В США, например, существует более 100 видов льгот и скидок для банковских и корпоративных структур, направленных на привлечение инвестиций в НИОКР.
Основные подходы к государственному финансированию НИОКР:
Принцип комплементарности.
Приоритет имеют работы, направленные на заполнение пробелов в технико-технологическом развитии страны.
Принцип поддержки предконкурентных исследований и разработок.
Государство субсидирует только создание
а)общедоступного научно-технического продукта, рассчитанного на одновременное внимание многих производителей, которые будут доводить его до потре-бительской кондиции, не нарушая, при этом, рыночного равновесия;
б)производственных технологических процессов.
Альтернативой государственному финансированию НИОКР служит МНТС
Углубление МНТС
обеспечивается посредством:
Ø коллективного протекционизма;
Ø обмена корпоративными технологиями и дорогостоящим оборудованием для общего пользования;
Ø совместного производства высокотехнологичной продукции;
Ø создания совместных научно-исследовательских центров;
Ø участия в технологических сетях, состоящих из компаний, использующих единую базовую технологию.
Организационные формы МНТС
Формы
Виды
Технологический альянс
Стратегический альянс может иметь отдельный блок по научно-техничес-кому сотрудничеству, а может состоять исключительно из него. В последний чаще всего объединяются научно-исследовательские и проектные институты – это и естьтехнологический альянс.
Предваряющим этапом научно-технического сотрудничества должен стать глубокий превентивный анализ, который должен дать ответы на следующие вопросы:
а) В чем состоит научно-производственная специализация страны или компании (организации)?
б) Какие исследования она может проводить самостоятельно, а в каких областях ей требуется кооперация?
в) Какие средства она может направить для решения общих проблем?
г) Как будут использоваться результаты совместной деятельности?
Тема 5.
Стимулирование
Инновационной деятельности
производственных предприятий.
В области стимулирования инновационной деятельности различают два рода факторов: "подтягивание спросом" (demand pull) – экономический стимул, исходящий от производства, и "технологическое подталкивание" (technology push) –предложение, исходящее из сферы науки. Значимость каждого из них для инновационного развития соотносится как 3:1. Именно в такой пропорции целесообразно распределять государственные ресурсы в инновационной сфере деятельности.
Инновационная
Активность
Предприятий
Наукоемкость ВВП
И механизмов
приобретение новых
Технологий
Исследования
И разработки
маркетинг
Б) Размер предприятия и его производственная ориентация
В ЕС инновационно активны: 80 % крупных и 30 % малых предприятий;
Крупные предприятия (свыше 250 работающих):
Ø обладают наибольшим научно-техническим и финансовым потенциалом, позволяющим им обеспечивать высокую концентрацию ресурсов на стратегических направлениях развития
Ø являются гарантом стабильности и управляемости экономики
Ø обеспечивают широкомасштабную реализацию новых технологий и техники,
Ø способствуют выходу продукции на международные рынки.
Малые (до 100 работающих) и средние (до 250 работающих) предприятия:
Ø формируют необходимую конкурентную среду;
Ø придают гибкость производственным процессам;
Ø стимулируют внедрение инноваций;
Ø создают благоприятный деловой и инноваций климат;
Ø дополняют крупный бизнес, работая с ним в симбиозе на условиях аутсорсинга.
I. Средства населения
«Возобновляемый» инвестиционный ресурс для инновационных проектов, который сегодня либо омертвлен, либо работает на короткие (коммерческие) кредиты банков.
И выдачи концессий
Три важнейшие составляющие
успеха стартап-проекта:
СТАДИИ РАЗВИТИЯ СТАРТАПА
1. Посевная стадия. Изучается конъюнктура рынка, составляется перспективный план развития, готовится техническое задание, создается и тестируется прототип, идет поиск первых инвесторов и подготовка проекта к запуску.
2. Стадия запуска. Это решающая стадия развития. На ней происходит ввод проекта в эксплуатацию или продукта в производство. Начинается работа с первыми клиентами.
3. Стадия роста. Стартап стабилизирует свою экономическую деятельность и занимает на рынке производственную нишу, которая была им намечена в бизнес-плане.
4. Стадия расширения. Стартап уже полностью или в основном достиг целей бизнес-плана и начинает расширять границы рынка за счет завоевания других перспективных сегментов
5. Стадия выхода. Первичная публичная продажа акций компании. Частичный или полный выход из бизнеса бизнес-ангелов и венчурных инвесторов, принимавших участие в проекте.
Выход может происходить через полную продажу компании стратегическим инвесторам или через размещение ее акций на бирже.
ФИНАНСИРОВАНИЕ СТАРТАПОВ
В силу высоких инвестиционных рисков, связанных с неопределенностью достигаемых результатов, оно относится к категории венчурного.
Главные отличия венчурного финансирования от традиционного:
Ø низкая вероятность возврата вложенных средств, которая составляет от 40 до 70%;
Ø высокая доходность инвестора в случае достижения коммерческого успеха (в 1,5-2 раза выше, чем в традиционных сегментах рынка).
Около 5 % венчурных фирм достигают соотношения прибыли ко вложенным средствам в соотношении 10:1.
ТРАДИЦИОННЫЕ ИНВЕСТОРЫ СТАРТАП-ПРОЕКТОВ:
Бизнес-ангелы частные инвесторы, самостоятельно определяющие объект инвестирования и вкладывающие в него свои деньги. К ним можно также добавить друзей и родственников, так как именно эта категория находится на третьем месте в мире.
Как правило бизнес-ангелы инвестируют в стартапы еще на этапе становления идеи. В основном, они не вмешиваются в дела компании и не настаивают на срочном возврате вложенных средств.
Цель бизнес-ангелов получение прибыли в долгосрочной перспективе, так как инвестирование стартап -компаний не относится к основному источнику их доходов. Ангельские инвестиции часто характеризуют как «умные деньги», т.к. они охотнее поддерживают проекты, в которых могут применить собственный опыт. Личная вовлечённость и экспертные знания — принципиальное отличие бизнес-ангелов от других частных инвесторов. Среди активных бизнес-ангелов много предпринимателей, привлекавших внешнее финансирование в собственные проекты.
Бизнес-ангелы, обычно, рассчитывают на меньшую норму прибыли, чем венчурные инвесторы.
Венчурные фонды.Инвестируют в стартапы средства своих вкладчиков (страховых компаний, пенсионных фондов, ПИФов, частных лиц) и финансируют проекты обладающие высокой или средней долей риска, но с хорошим потенциалом доходности. Его деятельностью руководит венчурная компания, создавшая фонд и управляющая им.
Главная задача фондов увеличение капитализации инвестируемой компании.
Венчурные фонды предпочитают вкладывать в недавно вышедшие на рынок компании, нуждающиеся в дальнейшем финансировании. На этом этапе становится ясно как технология может быть использована, каким будет конечный продукт и на какой рынок он будет нацелен. Стартапы уже могут предъявить инвесторам запатентованную технологию, обозначить масштаб использования рынка, продемонстрировать первый продукт или прототип. Вопросы рентабельности, соотношения риски/прибыль анализируются группой высококвалифицированных специалистов.
Обычно венчурный фонд приобретает часть акций, но не контрольный пакет, чтобы у предприятия не пропала мотивация для развития. Он не требует под свои инвестиции ликвидных залогов, не страхует риски. Все убытки покрываются за счет сверхдоходов 20%-30% наиболее удачных компаний.
Суммарные капиталы, инвестируемые бизнес-ангелами, в общем объеме сопоставимы с вложениями венчурных инвесторов, однако их удельный размер в десять - двадцать раз меньше. Бизнес-ангелы обычно финансируют сделки на суммы в пределах от 50тыс. до 2 млн. $.
Так в США в 2009 г бизнес-ангелы инвестировали 25,6 млрд. $ более чем в 50 тыс. проектов, а фирмы венчурного капитала - 26,1 млрд. $ в 3500 проектов.
В ЕС картина иная. Европейские бизнес-ангелы инвестировали 127 млн. евро в 687 сделок, а венчурные компании и фонды - 97 млн. евро в 416 сделок.
ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА В СТАРТАП:
Ø контракт с крупной фирмой, по условиям которого она покупает права на использование разработанного продукта, или сам стартап;
Ø участие в массовых научных и бизнес мероприятиях (отраслевых форумах и конференциях, конкурсах бизнес-проектов и круглых столах по венчурному инвестированию), где присутствует большое количество участников с обеих сторон;
Ø получение правительственных субсидий в различных государственных фондах, которые выделяются на научные разработки вплоть до их коммерциализации;
Ø использование механизма краудфа́ндинга.
КРАУДФА́НДИНГ народное финансирование(от англ. сrowd-«толпа» и funding-«финансирование»). Коллективное сотрудничество людей, которые, как правило, не являются профессиональными финансистами, добровольно объединяющих свои средства (главным образом, через Интернет), чтобы поддержать чью-либо инициативу в каких-либо начинаниях. В частности, стартап-компаний или малого предпринимательства с целью получения прибыли от совместных инвестиций.
Он призван обеспечить сетевое взаимодействие (без посредников) между сообществом потребителей и производителями.
Виды краудфандинга:
Ø Акционерный. Бекеры (вкладчики), перечисляющие средства на бизнес на долгосрочной основе, получают процент акций компании-реципиента;
Ø Долговой. Перечисления, делаемые в рамках краудфандинга, рассматриваются как заимствования в обмен на долю в бизнесе;
Ø Наградной. Бекер не ожидает возврата денег или получения пая в новообразованной компании, рассчитывая лишь на какую-то награду
.
За рубежом сбор средств под бизнес-проекты регулируетсясоответствующим законодательством, позволяющим применять акционерный и долговой варианты. Так, в США в 2012 году принят закон, позволяющий стартап-компаниям собирать до $1 млн. посредством краудфандинга без подачи бумаг и регистраций на продажу акций..
Для краудфандинга могу использоваться специальные интернет-площадки. При этом должны выполняться определенные требования:
Ø цель поекта должна быть заявлена;
Ø сумма средств, необходимых для его реализации, – определена;
Ø смета расходов – составлена;
Ø информация по сбору средств– транспарентна;
Ø отчет перед бекерами должен быть выложен на краудфандинг-площадке (иначе средства придется вернуть, так как, обычно, такой пункт присутствует в соглашении).
Тема 6.
Формирование рынка
Научно-технической
Продукции.
Институт парламентаризма и предпринимательства
МАРКОВ Андрей Викторович