Институт парламентаризма в Украине

Парламентаризм - одна из особенностей организации государственной жизни, характеризующаяся существованием постоянно действующего, избираемого населением парламента, его авторитетом и влиянием на государственные дела, политическую жизнь общества, а также специфическими формами работы и отношениями членов парламента и избирателей.

Первая черта П. - наличие представительного учреждения, которое функционирует постоянно, т. е. значительную часть времени заседает в пленарных заседаниях, комитетах и комиссиях.

Следующая черта П. - наличие полномочий, специфических для парламента: принятие законов; всестороннее обсуждение и утверждение бюджета государства, налогов; участие в формировании и реализации государственной внутренней и внешней политики, в формировании ряда государственных органов и назначении высших должностных лиц; выполнение функции парламентского контроля.

П. характеризуется также специфическими формами и приемами работы парламента: пленарные заседания с широкой дискуссией по рассматриваемым вопросам, парламентские слушания, запросы депутатов, парламентский правительственный час, работа парламентских комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп.

Кроме того П. отличается особыми отношениями депутатов и избирателей. Депутаты, как правило, обладают свободным мандатом, т. е. не связаны наказами избирателей, не отчитываются перед избирателями и не могут быть ими досрочно отозваны (за исключением случаев отзыва избирателями депутатов, не оправдавших их доверия либо совершивших неблаговидные поступки). Вместе с тем депутаты поддерживают постоянные связи с избирателями, информируют их о своей работе, содействуют решению их личных проблем и т. д.(С. А.)

Органы исполнительной власти в современной Украине

Кабинет министров, как высший орган исполнительной власти

В соответствии с Конституцией, Кабинет Министров Украины является вышестоящим органом в системе органов исполнительной власти, которую составляют центральные и местные органы исполнительной власти. Как высший коллегиальный орган, он осуществляет власть как непосредственно, так и через центральные и местные органы исполнительной власти, направляя и контролируя их деятельность.

Определения Кабинета Министров как вышестоящего органа исполнительной власти отображает его роль и место не только в системе органов исполнительной власти, а и в системе государственной власти Украины в целом, характеризует его как орган, который осуществляет выполнения законов Верховной Рады Украины и нормативных актов Президента Украины.

Правовое положение Кабинета Министров определяется Конституцией Украины; Законом “О Кабинете Министров Украины”; нормативными актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

Как вышестоящий орган исполнительной власти Кабинет Министров возглавляет единую систему исполнительной власти в Украине; обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществления функций и полномочий исполнительной власти на территории Украины; направляет деятельность министерств и других органов исполнительной власти; самостоятельно решает вопрос, который отнесенные к его ведению Конституцией Украины.

Кабинет Министров ответственный перед Президентом Украины и в своей деятельности руководствуется его актами (ст. 113 Конституции Украины). Одновременно он подконтрольный и подотчетный Верховной Раде Украины, но в границах, определенных Конституцией Украины.

Исполнительной власти, формирования которой – исключительное право Президента.

Министерство как центральный орган исполнительной власти

К системе центральных органов исполнительной власти Украины входят министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом.

Министерство является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти в обеспечении реализации государственной политики в определенной сфере деятельности. Руководство министерством осуществляет министр. Министр как член Кабинета Министров Украины лично отвечает за разработку и внедрение Программы Кабинета Министров Украины по соответствующим вопросам, реализацию государственной политики в определенной сфере государственного управления. Он осуществляет управление в этой сфере, направляет и координирует деятельность других органов исполнительной власти по вопросам, отнесенных к его ведению.

Министра и его заместителей назначает на должность Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины. Полномочия министра и его заместителей на этих должностях прекращает Президент Украины. Министр может иметь не больше одного первого заместителя и трех заместителей. Это правило не распространяется на Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины.

Министерства, руководители которых входят в состав Кабинета Министров Украины: Министерство аграрной политики Украины, Министерство внутренних дел Украины, Министерство экологии и естественных ресурсов Украины, Министерство экономики Украины, Министерство топлива и энергетики Украины, Министерство иностранных дел Украины, Министерство культуры и искусств Украины, Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы, Министерство обороны Украины, Министерство образования и науки Украины, Министерство здравоохранения Украины, Министерство работы и социальной политики Украины, Министерство транспорта Украины, Министерство финансов Украины, Министерство юстиции Украины.

17. Местное самоуправление в Украине органы и полномочия.

Областная, Киевская, Севастопольская городская государственная администрация является органом государственной исполнительной власти соответственно в области, городах Киеве, Севастополе. Государственную администрацию образовывает Президент Украины.

Государственная администрация является составной частью единой системы органов государственной исполнительной власти. Она подчиняется Президенту, а также Кабинету Министров. Областной, Киевской и Севастопольской городской государственной администрации подчиняются соответственно районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации.

Государственная администрация призвана защищать права и законные интересы граждан и государства, обеспечивать комплексное социально-экономическое развитие территории и реализацию государственной политики в определенных законодательством сферах управления.

Государственная администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Украины, указами и распоряжениями Президента, решениями Кабинета Министров Украины и другими актами законодательства.

Государственная администрация действует на основах законности, гласности, объединения общегосударственных и местных интересов, взаимодействия с соответствующими представительными органами и органами местного самоуправления.

Полномочия государственной администрации:

1.) разрабатывает проекты программ социально-экономического развития соответствующей территории и подает их на одобрение соответствующему Совету, организовывает их выполнения;

2.) обеспечивает эффективное использование естественных, трудовых и финансовых ресурсов;

3.) вносит соответственно законодательству предложения относительно создания специальных (свободных) экономических зон, изменений статуса и территории этих зон;

4.) вносит предложения для разработки проектов Государственной программы социального и экономического развития Украины и долгосрочных прогнозов, а также к проектам индикативных планов развития соответствующих областей народного хозяйства;

5.) составляет и представляет на утверждение соответственно областному, Киевскому, Севастопольскому городскому Совету проект местного бюджета и обеспечивает его выполнения, вносит изменения относительно доходов и расходов соответствующего бюджета в границах, определенных законодательством

6.) получает от всех субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности информацию, необходимую для складывания и выполнение бюджета;

7.) осуществляет финансирование предприятий, учреждений и организаций местного хозяйства, образования, культуры, науки, здравоохранения, физической культуры и спорта, молодежной политики, социального обеспечения и социальной защиты населения, которые находятся в подчинении государственной администрации, а также мероприятий, связанных с развитием жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного строительства, производством товаров народного потребления, охраной естественной среды и общественного порядка и других мероприятий, предусмотренных законодательством;

8.) обеспечивает соблюдение Конституции, выполнение законов Украины, указов и распоряжений Президента, решений Кабинета Министров, других актов законодательства Украины; защищает права, свободы и законные интересы граждан;

9) координирует работу относительно охраны общественного порядка, борьбы с преступностью;

10) обеспечивает надлежащее рассмотрение обращений граждан, проверяет состояние этой работы на соответствие законодательству на предприятиях, в учреждениях и организациях.

18. ВЕРХОВНАЯ РАДА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Статья 21. Статус Верховной Рады Автономной Республики Крым

Верховная Рада Автономной Республики Крым является представительным органом Автономной Республики Крым, представляющим интересы граждан, общие интересы населения, территориальных громад, местного самоуправления, Автономной Республики Крым в целом, и осуществляет свои полномочия в целях содействия и обеспечения реализации их прав и законных интересов, а также решения вопросов сбалансированного социально-экономического, культурного и иного развития Автономной Республики Крым.

Статья 22. Состав и срок полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым

1. Верховная Рада Автономной Республики Крым состоит из 100 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования.
Срок полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым составляет пять лет.
(абзац второй части первой статьи 22 в редакции Закона Украины от 19 марта 2009 года № 1167-VI)
Верховная Рада Автономной Республики Крым является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее общего состава.
Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым предыдущего созыва прекращаются с момента открытия первой сессии Верховной Рады Автономной Республики Крым нового созыва.
Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым могут быть прекращены Верховной Радой Украины досрочно на основаниях и в порядке, определенных Конституцией Украины.
2. Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, его первый заместитель и заместитель, председатели постоянных комиссий Верховной Рады Автономной Республики Крым осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

19. Политическая деятельность: понятие, черты, признаки

Политическая деятельность

Политическая деятельность — это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп.

При обращении к изучению политической деятельности внимание сосредоточивается на динамичном аспекте политики — разнообразных действиях, направленных на реализацию политических целей.

Характерные черты политической деятельности:

— концентрация усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;

— рассмотрение государства, его институтов в качестве основного средства решения этих проблем;

— использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.

Основные состояния политической деятельности:

— политическое отчуждение — состояние отношений человека и политической власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения как род деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а контакт с политической властью — как дело крайне нежелательное. Здесь устанавливается чисто принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т.д.;

— политическая пассивность — вид политической деятельности, в рамках которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельности и форма политики, когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей политические интересы. Видом политической пассивности является конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют ее жизненным интересам.

Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.

Характер политической активности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызывающих, времени возникновения задач, на решение которых она направлена, состава участников.

В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные признаки:

— рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной организованной структуры;

— объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;

— растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;

— все больше людей склонны к независимой политизации, свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.

Формы политического участия

Политическое участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на государственную или общественную политику, управление государственными делами или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти. Термин «политическое участие» используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу. Различают политическое участие:

– индивидуальное и коллективное;

– добровольное и принудительное;

– активное и пассивное;

– традиционное и новаторское;

– легитимное и нелегитимное.

По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях.

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности:

1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

2) регулярное участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью;

3) участие в деятельности политических организаций, движений, партий;

4) выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;

5) посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политического участия, как:

– митинги;

– демонстрации;

– забастовки;

– голодовки;

– кампании неповиновения или бойкот;

– освободительные войны и революции;

7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма;

8) встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

Конкретные формы, виды, способы, уровни участия граждан в политике выражают функциональные свойства данной политической системы и являются результатом воздействия и проявления политических интересов, расстановки социально-классовых сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры. Дляавторитарных политических систем и режимов, например, характерно стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике. Для тоталитарных режимов – обеспечить мобилизационное, контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократических режимов – создать необходимые предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике.

Типы политического поведения и участия человека в политике: высокая постоянная политическая активность; эпизодическое участие в политике; проявление интереса к политике; нейтральное или отрицательное отношение к политике; аполитичность, негативное отношение к своему участию в политике.

Наши рекомендации