Тема 6. «Сканирование внешней среды, потребителей и рынков, конкуренции и конкурентных преимуществ»
1. Микросреда – это часть:
а) внутренней среды;
б) макросреды;
*в) внешней среды.
2. PEST-анализ объединяет факторы:
*а) социокультурные;
*б) технологические;
в) административные;
*г) политико-правовые;
*д) экономические.
3. К непосредственному окружению организации относят:
*а) покупателей;
б) кредиторов;
*в) поставщиков;
*г) конкурентов;
*д) рынок рабочей силы.
4. При изучении поставщиков особое внимание уделяется:
а) демографическим показателям;
*б) стоимости товара;
*в) гарантии качества товара;
*г) временному графику поставки товаров;
*д) пунктуальности и обязательности выполнения условий поставки товара.
5. Выделяют следующие основные типы внешней среды:
*а) изменяющаяся среда;
*б) враждебное окружение;
в) дружественное окружение;
*г) разнообразное окружение;
*д) технически сложная среда.
6. При анализе и структуризации микросреды понятие отрасль имеет следующие значения:
*а) это хозяйственная отрасль, необходимая для определения конкурентов;
б) это отрасль, созданная по приказу сверху;
*в) это исторически сложившаяся административная отрасль.
7. Для анализа конкурентных сил М. Портер предложил модель:
а) «трех сил»;
б) «четырех сил»;
*в) «пяти сил»;
г) «шести сил».
8. Заменитель товара -
а) - товар, выполняющий другие функции, но являющийся дополнительным
б) - товар, выполняющий те же функции и являющийся абсолютным аналогом
в) - товар, выполняющий те же функции, но не являющийся абсолютным аналогом*
г) - нет правильного ответа
9. При анализе рыночной власти потребителей необходимо проанализировать:
а) - Каковы общие закономерности поведения покупателей, то есть сколько продукции они покупают и когда они это делают?*
б) - Насколько быстро изменяется спрос на продукцию, производимую данным предприятием?
в) - Какой степенью гибкости обладает предприятие, чтобы влиять на цены исходных ресурсов, системы и структуры поставок?
г) - Имеет ли продукция предприятия - потенциального конкурента устоявшуюся солидную репутацию в своем сегменте рынка?
10. При анализе новых конкурентов в сегменте рынка, где действует данное предприятие, необходимо проанализировать:
а) - Каковы общие закономерности поведения покупателей, то есть сколько продукции они покупают и когда они это делают?
б) - Насколько быстро изменяется спрос на продукцию, производимую данным предприятием?
в) - Какой степенью гибкости обладает предприятие, чтобы влиять на цены исходных ресурсов, системы и структуры поставок?
г) - Имеет ли продукция предприятия - потенциального конкурента устоявшуюся солидную репутацию в своем сегменте рынка?*
11. При анализе рыночной власти поставщиков необходимо проанализировать:
а) - Каковы общие закономерности поведения покупателей, то есть сколько продукции они покупают и когда они это делают?
б) - Насколько быстро изменяется спрос на продукцию, производимую данным предприятием?
в) - Какой степенью гибкости обладает предприятие, чтобы влиять на цены исходных ресурсов, системы и структуры поставок?*
г) - Имеет ли продукция предприятия - потенциального конкурента устоявшуюся солидную репутацию в своем сегменте рынка?
12. Модель пяти сил конкуренции М. Портера не включает следующие факторы:
а) - Потенциальные потребители
б) - Потенциальные конкуренты
в) - Потенциальные поставщики
г) - 1 и 3*
13. Модель пяти сил конкуренции М. Портера включает в себя следующие факторы:
а) - Существующие конкуренты, товары-заменители, поставщики, потенциальные поставщики, потенциальные потребители
б) - Существующие конкуренты, потенциальные конкуренты, товары-заменители, потребители, поставщики*
в) - Потенциальные конкуренты, товары-заменители, потребители, поставщики
г) - Существующие конкуренты, потенциальные конкуренты, потенциальные потребители, товары-заменители, поставщики
14. Барьеры вхождения на рынок данного товара - это:
а) - Факторы, препятствующие проникновению на рынок новых потребителей
б) - Факторы, препятствующие проникновению на рынок новых конкурентов*
в) - Факторы, препятствующие проникновению на рынок товаров-заменителей
г) - Факторы, препятствующие проникновению на рынок новых поставщиков
15. Наличие у потребителя полной информации о ценах на рынке и издержках поставщика представляет собой:
а) - Возможность для поставщика
б) - Возможность для потребителя
в) - Угрозу для поставщика
г) - 2 и 3*
16. М. Портер выделял следующие общие стратегии бизнеса:
а) - Стратегию маркетинга
б) - Стратегию лидерства по издержкам
в) - Стратегии дифференциации и концентрации
г) - 2 и 3*
17. Ключевые факторы успеха:
*а) могут меняться от отрасли к отрасли;
б) постоянны для всех отраслей;
в) не меняются от отрасли к отрасли.
18. К факторам успеха, связанным с маркетингом, относят: *а) удобный, доступный сервис и техобслуживание;
б) компетентность в научных исследованиях;
*в) коммерческое искусство;
*г) привлекательные дизайн и упаковка;
д) первоклассные информационные системы.
19. Выделяются следующие области конкуренции:
*а) локальная;
б) отраслевая;
*в) глобальная;
*г) национальная;
д) рыночная.
20. Сколько этапов включает в себя метод LOTS
а) *9
б) 7
в) 5
21. Метод анализа GAP проводится:
а) *только отдельными предприятиями
б) *группы предприятий
в) отраслью в целом
22. Что представляет собой метод LOTS:
а) *детальное, последовательное обсуждение ряда проблем бизнеса на различных уровнях и различной степени сложности
б) разработку стратегии при помощи матрицы Ансоффа
в) попытку найти методы разработки стратегии и методы управления, позволяющие привести дела в соответствие с наиболее высоким уровнем притязаний
23. Что представляет собой GAP-анализ:
детальное, последовательное обсуждение ряда проблем бизнеса на различных уровнях и различной степени сложности
а) *разработку стратегии при помощи матрицы Ансоффа
б) *попытку найти методы разработки стратегии и методы управления, позволяющие привести дела в соответствие с наиболее высоким уровнем притязаний
24. Сколько шагов включает в себя GAP-анализ:
а) 9
б) *11
в) 13
25. Оценка конкурентоспособности осуществляется:
а) *по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар
б) на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов
26. Оценка конкурентных преимуществ осуществляется:
а) по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар
б) *на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов
27. При необходимости повышения точности расчетов конкурентности товара можно оценивать с учетом динамических факторов:
а) синергичности, обоснованности миссии
б) появление новых потребителей, времени
в) *времени, синергичности, неопределенности внешней среды, неэтичности партнеров
28. Внешние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые внешней средой системы:
а) *уровень конкурентоспособности, сила конкуренции, появление новых потребителей, уровень организации производства, труда, активность контактных аудиторий
б) обоснованность миссии, научный уровень системы управления, прогрессивность технологических процессов и оборудования
в) прогрессивность информационных технологий, конкурентоспособность персонала системы, рациональность организационной и производственной структуры, патентоспособность конструкции товара
29. Внутренние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые внешней средой системы:
а) уровень конкурентоспособности, сила конкуренции, появление новых потребителей, уровень организации производства, труда, активность контактных аудиторий
б) *обоснованность миссии, научный уровень системы управления, прогрессивность технологических процессов и оборудования
в) *прогрессивность информационных технологий, конкурентоспособность персонала системы, рациональность организационной и производственной структуры, патентоспособность конструкции товара
30. Внешние факторы конкурентного преимущества организации:
а) обоснованность миссии, научный уровень системы управления, прогрессивность технологических процессов и оборудования
б) прогрессивность информационных технологий, конкурентоспособность персонала системы, рациональность организационной и производственной структуры, патентоспособность конструкции товара
в) *уровень конкурентоспособности страны, отрасли, региона, государственная поддержка малого и среднего бизнеса, науки и инновационной деятельности
31. Внутренние факторы конкурентного преимущества организации:
а) прогрессивность информационных технологий, конкурентоспособность персонала системы, рациональность организационной и производственной структуры, патентоспособность конструкции товара
б) уровень конкурентоспособности страны, отрасли, региона, государственная поддержка малого и среднего бизнеса, науки и инновационной деятельности
в) *структурные, ресурсные, технические, управленческие, рыночные, эффективность функционирования организации
32. Конкурентоспособность отрасли определяется по ведущим крупным организациям, удельный вес которых от объема продаж во всей отрасли составляет примерно:
а) 50%
б) *60%
в) 70%
33. М.Портер конкурентные преимущества подразделил на следующие виды:
а) общие и специализированные
б) *новые технологии, новые запросы покупателей, появление нового сегмента рынка
в) *изменение стоимости или наличие компонентов производства, изменение правительственного регулирования
34. К техническим аспектам при оценке конкурентных преимуществ относится:
а) организация производства, труда и менеджмента, логистики
б) *технический уровень производства выпускаемой продукции
в) потенциал рынка, сила конкуренции, открытость, маркетинг
35. Конкурентная сила предприятия - это:
а) конкурентоспособность
б) *экономическая категория, характеризующая возможность предприятия развиваться в рыночной среде
в) положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей
36. Силы конкуренции - это:
а) *состояние внешней среды субъектов бизнеса
б) превосходство фирмы в какой-либо области деятельности
в) высокая компетентность фирмы в выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами
37. Конкурентоспособность - это:
а) конкурентная сила
б) *способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке
в) величина, направленная на развитие конкуренции
38. Конкурентная сила предприятия формируется под влиянием следующих факторов:
а) *производственно-финансовый потенциал
б) *внешняя рыночная среда
в) уровень развития материальной базы предприятия
39. Средствами защиты конкурентных преимуществ могут быть:
а) *монополия
б) *патенты, "ноу-хау"
в) *доступ к источникам сырья
40. К факторам, характеризующим конкурентную силу предприятия, относятся:
а) *условия, в которых находится предприятие по сравнению с другими аналогичными предприятиями
б) *уровень организации на предприятии производственных процессов и применяемой технологии по сравнению со среднерыночным уровнем
в) уровень развития материальной базы предприятия
41. Сколько конкурентных преимуществ должна иметь фирма:
а) 8-9
б) 9-10
в) *4-5
42. Конкурентные преимущества подразделяются на следующие виды:
а) *низкого ранга
б) среднего ранга
в) *высокого ранга
г) высшего ранга
43. Важнейшим фактором успеха в конкурентной борьбе является:
а) дешёвое сырьё
б) определённая технология
в) зависимость от конкретного поставщика
г) *обеспечение высокого качества товаров, услуг, работы
45. Существуют следующие виды ценностей:
а) биологические, социальные, производственные
б) *материальные, нематериальные, денежные, социальные
в) качественные, стоимостные, поведенческие, синергические
46. Конкурентное преимущество фирмы - это:
а) какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая даёт её превосходство перед конкурентами
б) *превосходство, высокая компетентность фирмы в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами