Преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность

Внешние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые внешней средой системы Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара
1.Уровень конкурентоспособности страны С повышением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара
2. Уровень конкурентоспособности отрасли То же
3. Уровень конкурентоспособности региона То же
4. Уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар То же
5. Сила конкуренции на выходе системы Увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара
6. Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиком сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов То же
7. Сила конкуренции среди товаров-заменителей То же
8. Появление новых потребностей Снижает конкурентоспособность выпускаемого товара
9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой Повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара
10. Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, средств массовой информации и т. д.) С повышением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается

В табл. 10 приведены перечень основных внутренних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность.

Таблица 10. Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность

Внутренние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые системой Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара
1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара С повышением патентоспособности товара повышается его Конкурентоспособность
2. Рациональность организационной и производственной структур системы Структура системы должна отвечать принципам рационализации производственных структур и процессов. Тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара
3. Конкурентоспособность персонала системы Повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара
4. Прогрессивность информационных технологий С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара
5. Прогрессивность технологических процессов и оборудования То же
6. Научный уровень системы управления (менеджмента) С увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов управления повышается конкурентоспособность товара
7. Обоснованность миссии Системы Миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров

Организация. Факторы конкурентного преимущества организации мы подразделяем на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. В приложении 3 приведен перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации.

Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители.

Внутренние конкурентные преимущества организации нами предлагается разделить на шесть групп:

1) структурные, образуемые при проектировании организации;

2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

4) управленческие;

5) рыночные;

6) эффективности.

В приложении 4 приведен перечень внутренних факторов конкурентного преимущества организации.

Отрасль, регион, страна.Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкурентными преимуществами организации, входящей в данную отрасль.

Так, к внешним конкурентным преимуществам отрасли относятся:

· наличие качественной воспроизводственной политики государства;

· высокий уровень конкурентоспособности страны;

· государственная поддержка малого и среднего бизнеса;

· качественное правовое регулирование функционирования экономики страны;

· открытость общества и рынков;

· высокий научный уровень управления экономикой страны;

· гармонизация национальной системы стандартизации и сертификации с международной системой;

· соответствующая государственная поддержка науки и инновационной деятельности;

· высокое качество информационного обеспечения управления страной;

· высокий уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества;

· низкие налоговые ставки в стране;

· низкие процентные ставки в стране;

· наличие доступных и дешевых ресурсов;

· качественная система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране;

· хорошие климатические условия и географическое положение страны;

· высокий уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране и др.

К внутренним конкурентным преимуществам отрасли мы относим:

• высокую потребность в товаре отрасли;

• оптимальный уровень концентрации, специализации и кооперирования в отрасли;

• оптимальный уровень унификации и стандартизации продукции отрасли;

• высокий удельный вес конкурентоспособного персонала в отрасли;

• качественную информационную и нормативно-методическую базу управления в отрасли;

• конкурентоспособных поставщиков;

• наличие доступа к качественному дешевому сырью и другим ресурсам;

• выполнение работ по оптимизации эффективности использования ресурсов;

• высокий уровень радикальных новшеств (патентованные товары, технологии, информационные системы и т. д.);

• конкурентоспособных менеджеров;

• функционирование в организациях отрасли системы обеспечения конкурентоспособности;

• проведение сертификации продукции и систем;

• эксклюзивность товара отрасли;

• высокую эффективность организации отрасли;

• высокую долю экспорта наукоемких товаров;

• высокий удельный вес конкурентоспособных организаций и товаров отрасли и др.

К разновидностям региональных образований относятся: область, город. От обоснованности структуры и качества функционирования отдельных отраслей инфраструктуры региона зависят стабильность, эффективность и конкурентоспособность находящихся в регионе организаций, предприятий, фирм, компаний, учреждений и др.

Конкурентоспособность отрасли рекомендуется определять по ведущим крупным организациям, удельный вес которых составляет примерно 60 % от объема продаж во всей отрасли.

Конкурентные преимущества региона определяются следующими группами факторов:

1) конкурентоспособностью страны, в которую входит регион;

2) природно-климатическими, географическими, экологическими и социально-экономическими параметрами региона;

3) предпринимательской и инновационной активностью в регионе;

4) уровнем соответствия (отставания или опережения) параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;

5) уровнем международной интеграции и кооперирования региона.

На основе перечисленных групп факторов каждый регион (или третья сторона) может сформулировать свои конкурентные преимущества и рекламировать их в средствах массовой информации для привлечения инвестиций в отрасли региона.

Конкурентными преимуществами страны могут быть:

1) значительные расходы из госбюджета на НИОКР;

2) значительные вложения в развитие человека (на образование, здравоохранение, социальные нужды);

3) стабильность политической и правовой системы страны;

4) доля ВВП на душу населения;

5) высокая продолжительность жизни;

6) высокая эффективность использования ресурсов;

7) оптимальный экспорт;

8) низкая инфляция;

9) наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны;

10) значительная доля конкурентоспособных фирм;

11) конкурентоспособность трудовых ресурсов;

12) гибкость финансовой системы;

13) динамичность внутреннего рынка;

14) отсутствие сверхнормативной государственной задолженности;

15) высокая образованность населения страны;

16) сильная конкуренция во всех сферах деятельности на основе знаний;

17) открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;

18) высокое качество инфраструктуры рынков и регионов;

19) низкие налоговые и таможенные ставки;

20) высокая культура бизнеса в стране;

21) высокий уровень информационного обеспечения управления страной.

М. Портер конкурентные преимущества подразделяет на пять видов:

1. Новые технологии.

2. Новые или изменившиеся запросы покупателей.

3. Появление нового сегмента отрасли, как правило, за счет освоения новой продукции.

4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства: рабочей силы, сырья, материалов, энергии, транспорта, связи, оборудования и т.п.

5. Изменение правительственного регулирования, в таких областях,какстандарты, охрана окружающей среды, таможенная и налоговая системы, торговые ограничения и т.п.

Вместе с тем, М. Портер конкурентные преимущества подразделяет на основные и развитые факторы.

Основные факторы — это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила и т.п. Они достаются по наследству, даром.

К развитым факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией на цифровой основе, высокообразованные кадры, исследовательские центры университетов и т.п. Развитые факторы часто строятся на основных.

По степени специализацииМ. Портер конкурентные преимущества подразделяет на общие и специализированные факторы.

Общие факторы — это сеть автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием и т.п.

Специализированные факторы— это персонал с узкой специализацией, инфраструктура специфических типов, базы данных в определенных областях знания и другие, применяемые в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной. Примеры — НИИ в области оптики; порт, специализирующийся на навалочных химических грузах; кадры талантливых автодизайнеров и т.п. Специализированные факторы образуют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие. Специализированные факторы являются более редкими, это факторы высокого порядка. Специализированные факторы необходимо постоянно поддерживать и развивать за счет достаточного финансирования.

В целом уровень конкурентоспособности страны (организации) отражает фактический уровень ее комплексного (экономического, политического, социального, технического, духовного) развития по сравнению с оптимальным уровнем. С методической точки зрения страна не может претендовать на превосходство или планировать его по всем показателям конкурентоспособности. Поэтому некоторые показатели будут не максимальными, не лучшими в мире, а оптимальными.

Например, если показатель конкурентоспособности страны равен 0,65, то это означает, что до оптимального уровня 1,0 еще имеются значительные резервы. При их поиске и финансировании следует идти сверху вниз, т.е. сначала увеличивать расходы на НИОКР развитие человека, формирование рыночных отношений, а потом — на другие направления.

Наши рекомендации