Преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность
Внешние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые внешней средой системы | Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара |
1.Уровень конкурентоспособности страны | С повышением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара |
2. Уровень конкурентоспособности отрасли | То же |
3. Уровень конкурентоспособности региона | То же |
4. Уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар | То же |
5. Сила конкуренции на выходе системы | Увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара |
6. Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиком сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов | То же |
7. Сила конкуренции среди товаров-заменителей | То же |
8. Появление новых потребностей | Снижает конкурентоспособность выпускаемого товара |
9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой | Повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара |
10. Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, средств массовой информации и т. д.) | С повышением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается |
В табл. 10 приведены перечень основных внутренних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность.
Таблица 10. Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность
Внутренние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые системой | Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара |
1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара | С повышением патентоспособности товара повышается его Конкурентоспособность |
2. Рациональность организационной и производственной структур системы | Структура системы должна отвечать принципам рационализации производственных структур и процессов. Тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара |
3. Конкурентоспособность персонала системы | Повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара |
4. Прогрессивность информационных технологий | С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара |
5. Прогрессивность технологических процессов и оборудования | То же |
6. Научный уровень системы управления (менеджмента) | С увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов управления повышается конкурентоспособность товара |
7. Обоснованность миссии Системы | Миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров |
Организация. Факторы конкурентного преимущества организации мы подразделяем на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. В приложении 3 приведен перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации.
Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители.
Внутренние конкурентные преимущества организации нами предлагается разделить на шесть групп:
1) структурные, образуемые при проектировании организации;
2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
4) управленческие;
5) рыночные;
6) эффективности.
В приложении 4 приведен перечень внутренних факторов конкурентного преимущества организации.
Отрасль, регион, страна.Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкурентными преимуществами организации, входящей в данную отрасль.
Так, к внешним конкурентным преимуществам отрасли относятся:
· наличие качественной воспроизводственной политики государства;
· высокий уровень конкурентоспособности страны;
· государственная поддержка малого и среднего бизнеса;
· качественное правовое регулирование функционирования экономики страны;
· открытость общества и рынков;
· высокий научный уровень управления экономикой страны;
· гармонизация национальной системы стандартизации и сертификации с международной системой;
· соответствующая государственная поддержка науки и инновационной деятельности;
· высокое качество информационного обеспечения управления страной;
· высокий уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества;
· низкие налоговые ставки в стране;
· низкие процентные ставки в стране;
· наличие доступных и дешевых ресурсов;
· качественная система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране;
· хорошие климатические условия и географическое положение страны;
· высокий уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране и др.
К внутренним конкурентным преимуществам отрасли мы относим:
• высокую потребность в товаре отрасли;
• оптимальный уровень концентрации, специализации и кооперирования в отрасли;
• оптимальный уровень унификации и стандартизации продукции отрасли;
• высокий удельный вес конкурентоспособного персонала в отрасли;
• качественную информационную и нормативно-методическую базу управления в отрасли;
• конкурентоспособных поставщиков;
• наличие доступа к качественному дешевому сырью и другим ресурсам;
• выполнение работ по оптимизации эффективности использования ресурсов;
• высокий уровень радикальных новшеств (патентованные товары, технологии, информационные системы и т. д.);
• конкурентоспособных менеджеров;
• функционирование в организациях отрасли системы обеспечения конкурентоспособности;
• проведение сертификации продукции и систем;
• эксклюзивность товара отрасли;
• высокую эффективность организации отрасли;
• высокую долю экспорта наукоемких товаров;
• высокий удельный вес конкурентоспособных организаций и товаров отрасли и др.
К разновидностям региональных образований относятся: область, город. От обоснованности структуры и качества функционирования отдельных отраслей инфраструктуры региона зависят стабильность, эффективность и конкурентоспособность находящихся в регионе организаций, предприятий, фирм, компаний, учреждений и др.
Конкурентоспособность отрасли рекомендуется определять по ведущим крупным организациям, удельный вес которых составляет примерно 60 % от объема продаж во всей отрасли.
Конкурентные преимущества региона определяются следующими группами факторов:
1) конкурентоспособностью страны, в которую входит регион;
2) природно-климатическими, географическими, экологическими и социально-экономическими параметрами региона;
3) предпринимательской и инновационной активностью в регионе;
4) уровнем соответствия (отставания или опережения) параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;
5) уровнем международной интеграции и кооперирования региона.
На основе перечисленных групп факторов каждый регион (или третья сторона) может сформулировать свои конкурентные преимущества и рекламировать их в средствах массовой информации для привлечения инвестиций в отрасли региона.
Конкурентными преимуществами страны могут быть:
1) значительные расходы из госбюджета на НИОКР;
2) значительные вложения в развитие человека (на образование, здравоохранение, социальные нужды);
3) стабильность политической и правовой системы страны;
4) доля ВВП на душу населения;
5) высокая продолжительность жизни;
6) высокая эффективность использования ресурсов;
7) оптимальный экспорт;
8) низкая инфляция;
9) наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны;
10) значительная доля конкурентоспособных фирм;
11) конкурентоспособность трудовых ресурсов;
12) гибкость финансовой системы;
13) динамичность внутреннего рынка;
14) отсутствие сверхнормативной государственной задолженности;
15) высокая образованность населения страны;
16) сильная конкуренция во всех сферах деятельности на основе знаний;
17) открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;
18) высокое качество инфраструктуры рынков и регионов;
19) низкие налоговые и таможенные ставки;
20) высокая культура бизнеса в стране;
21) высокий уровень информационного обеспечения управления страной.
М. Портер конкурентные преимущества подразделяет на пять видов:
1. Новые технологии.
2. Новые или изменившиеся запросы покупателей.
3. Появление нового сегмента отрасли, как правило, за счет освоения новой продукции.
4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства: рабочей силы, сырья, материалов, энергии, транспорта, связи, оборудования и т.п.
5. Изменение правительственного регулирования, в таких областях,какстандарты, охрана окружающей среды, таможенная и налоговая системы, торговые ограничения и т.п.
Вместе с тем, М. Портер конкурентные преимущества подразделяет на основные и развитые факторы.
Основные факторы — это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила и т.п. Они достаются по наследству, даром.
К развитым факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией на цифровой основе, высокообразованные кадры, исследовательские центры университетов и т.п. Развитые факторы часто строятся на основных.
По степени специализацииМ. Портер конкурентные преимущества подразделяет на общие и специализированные факторы.
Общие факторы — это сеть автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием и т.п.
Специализированные факторы— это персонал с узкой специализацией, инфраструктура специфических типов, базы данных в определенных областях знания и другие, применяемые в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной. Примеры — НИИ в области оптики; порт, специализирующийся на навалочных химических грузах; кадры талантливых автодизайнеров и т.п. Специализированные факторы образуют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие. Специализированные факторы являются более редкими, это факторы высокого порядка. Специализированные факторы необходимо постоянно поддерживать и развивать за счет достаточного финансирования.
В целом уровень конкурентоспособности страны (организации) отражает фактический уровень ее комплексного (экономического, политического, социального, технического, духовного) развития по сравнению с оптимальным уровнем. С методической точки зрения страна не может претендовать на превосходство или планировать его по всем показателям конкурентоспособности. Поэтому некоторые показатели будут не максимальными, не лучшими в мире, а оптимальными.
Например, если показатель конкурентоспособности страны равен 0,65, то это означает, что до оптимального уровня 1,0 еще имеются значительные резервы. При их поиске и финансировании следует идти сверху вниз, т.е. сначала увеличивать расходы на НИОКР развитие человека, формирование рыночных отношений, а потом — на другие направления.