Цели и этапы проведения портфельного анализа. Проблемы портфельного анализа. Логика портфельного анализа.
Матрица Бостонской консультационной группы. Матричная техника анализа. Матрица МакКинси и матрица Хоуфера. Трехмерная схема Абеля. Деловой комплексный анализ. Сравнительная характеристика методов проведения портфельного анализа.
Тема 8. Виды и характеристика корпоративных и деловых стратегий организации
Сущность и содержание корпоративной стратегии организации, ее место и роль в стратегическом менеджменте. Виды и характеристика корпоративных стратегий. Цели и мотивы диверсификации. Виды диверсификации. Стратегии диверсификации. Стратегии усиления позиций диверсифицированной компании. Комбинированные стратегии диверсификации. Оценка диверсифицированного портфеля с использованием матричного анализа.
Стратегический маркетинг как исходная база формирования стратегии фирмы. Стратегия лидерства по затратам и условия ее применения. Стратегия дифференциации продукции и концентрации (фокусирование). Виды стратегий поведения фирм по А.А. Томсону и А.Д.Стрекленду.
Тема 9. Функциональные стратегии деятельности предприятий
Виды функциональных стратегий. Рaзpaбoткa фyнкциoнaльнoй cтpaтeгии.
Стратегия маркетинга. Представление маркетинговой стратегии в виде комплексного плана (предложение М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури). Подходы к планированию стратегии маркетинга: матрица возможностей по товарам - рынкам, матрица "Бостонской консультативной группы", воздействие рыночной стратегии на прибыль (РIMS), стратегия - модель Портера. Северная школа маркетинга услуг. Основные элементы стратегии маркетинга. Выбор предприятием приоритетных рыночных сегментов. Сегментация рынка. Проблемы самостоятельного формирования длительных хозяйственных связей. Этапы принятия решений по рыночным сегментам. Предварительное определение рыночных сегментов. Оценка рыночных сегментов с позиции "затраты/результаты". Изучение перспектив роста объема реализуемой продукции и прибыли. Определение типа стратегии в сегменте и размера инвестиций для ее реализации.
Стратегия ценообразования. Цели политики ценообразования. Факторы, определяющие возможности стратегии. Типы рынков и стратегия ценообразования.
Стратегия нововведений. Побудительные мотивы нововведений. Элементы и факторы обеспечения восприимчивости предприятий к нововведениям. Процесс принятия стратегических решений на этапах выявления и реализации нововведений.
Финансовая стратегия. Процесс финансового управления на предприятиях. Анализ хозяйственной деятельности и определение финансовых возможностей предприятия как основа выработки финансовой стратегии. Модели рационального использования капитала. Оценка степени риска в управлении инвестициями. Принятие решений о целесообразности инвестиций с учетом фактора риска. Методы определения степени риска инвестиций. Элементы финансовой стратегии.
Стратегия производства. Принятие решений по товарной номенклатуре и технологиям. Классификационные признаки продукции. Влияние на выбор выпускаемой продукции жизненного цикла, времени вероятного появления и завоевания рынка, прибыльности, согласованности интересов производителей и потребителей в необходимости выпуска продукции. Процедуры выбора технологии производства.
Социальная стратегия. Вопросы обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы на предприятии и сохранения рабочего микроклимата. Бюджет социальной стратегии, способы его составления. Компоненты социальной стратегии: базовая социальная стратегия; целевые программы приоритетных направлении социального развития; социальная защищенность работников.
Организационная стратегия. Выработка оптимального баланса в системе "стратегия - структура - процесс принятия решений". Типы организационных изменений: существенные изменения, сводимые к переходу на новую схему управления; настройка структуры (эволюционирование оргструктуры). Диагностика и выработка концепции организационных изменений на предприятии.
Экологическая стратегия.
Тема 10. Модели стратегического выбора. Выбор стратегий на различных уровнях управления
Матрица возможностей И.Ансоффа (товары-рынки). Теория ключевых компетенций корпорации Г.Хамела и К. Прохлада. Теория М. Трейси и Ф. Вирсема. Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продуктов. Бенчмаркинг.
Рациональные и инкрементные модели стратегий. Логический инкрементализм в управление процессом создания стратегии. Инкрементализм в стратегическом планировании и осуществлении стратегий. Рациональный исчерпывающий метод (метод корней). Метод последовательных ограниченных сравнений (метод ветвей). Стратегическая эквивалентность как возможность достижения стратегических целей разными путями.
Иерархия стратегий фирмы и этапы их выбора. Выбор корпоративной стратегии. Общие принципы выбора корпоративной стратегии. Выбор корпоративной стратегии для диверсифицированной компании. Выбор бизнес-стратегии. Выбор функциональных стратегий.
Тема 11. Формирование стратегических альтернатив
Формирование видения стратегических проблем и задач, особенности формирования системы принятия стратегических решений в организации. Характеристика процесса и основных этапов стратегического управления организацией. Формирование системы стратегических целей фирмы. Структура системы стратегических целей. Стратегическое видение организации. Определение и конкретизация миссии организации. Конкретные цели организации. Определение иерархии целей организации. Выбор стратегических целей организации, построение «дерева стратегических целей».
Четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.
Тема 12. Стратегическое планирование
Сущность и принципы стратегического плана. Модель процесса стратегического планирования. Этапы стратегического планирования. Характеристика процесса стратегического управления и его отдельных элементов: стратегическое видение, миссия и цель компании, анализ внешней среды и возможностей предприятия, оценка конкурентных преимуществ и угроз, разработки альтернативных вариантов стратегий и их оценка, принятие стратегических решений, реализация стратегии. Стратегия и стратегические планы.
Требования к содержанию стратегии организации. Основные разделы плана стратегии организации и их содержания. Долгосрочное и среднесрочное стратегическое планирование и их временные горизонты.
Алгоритмизация процесса разработки стратегий. Цели, предпосылки, схема функционирования алгоритма стратегического прогнозирования. Схема функционирования блоков кратко-, средне- и долгосрочного прогнозирования. Алгоритмическая структура контуров прогноза моделей объекта и фона. Алгоритмическая структура контура ранжировки целей. Алгоритмическая структура контура формирования областей безразличия. Алгоритмическая структура контура формирования управляющих элементов.
Тема 13. Разработка и реализация стратегического плана организации и инструментарий реализации стратегии
Ключевые задачи реализации стратегии. Практические рекомендации по обеспечению организации стратегически эффективной компании.
Технология разработки стратегии организации и ее методическое обеспечение. Организация стратегического управления на предприятии.
Сетевые модели в стратегическом менеджменте.
Управления реализацией стратегии с использованием метода бюджетов: сущность и порядок реализации. Управления реализацией стратегии с использованием метода управления по целям: содержание и основные процедуры.
Процесс создания корпоративной культуры, поддерживающей стратегию. Основы политики действий руководства компании в стратегической области.
Проектирование и совершенствование организационной структуры управления организацией. Формальные подходы к приведению структуры в соответствие со стратегией. Создание системы мотивации, поддерживающей стратегию.
Разработка и реализация стратегического плана организации и инструментарий реализации стратегии
Тема 14. Бизнес-планирование как важнейший элемент реализации стратегии
Основные мероприятия при внедрении бизнес-планирования. Основные задачи бизнес-планирования. Структура и содержание бизнес-плана. Организация реализации бизнес-плана. Рекомендации по составлению бизнес-плана.
Использование методологии управления проектами для разработки и реализации стратегии организации.
Тема 15. Стратегический контроль и оценка результатов деятельности фирмы
Стратегический контроль. Характеристика различных типов стратегического контроля. Выбор типа стратегического контроля на различных уровнях управления. Содержание и функции контроллинга. Стратегический и оперативный контроллинг.
Оценка результатов деятельности фирмы. Элементы системы оценки. Критерии оценки. Система показателей результативности компании. Методы оценки эффективности. Стратегические информационные системы.
Тема 16. Проблемы эффективного руководства, лидерства в системе стратегического менеджмента и формирование современного стратегического менеджера
Понятие стратегической компетентности менеджера. Зависимость стиля стратегического управления от ситуационных переменных. Модели стилей, их использование в стратегическом менеджменте. Основы стратегического лидерства.
Анализ функций специалистов по стратегическому менеджменту и полномочий органов управления организации, принимающих стратегические решения.
Роль и значение профессионально подготовленного менеджера для организации. Проблемы социальной ответственности менеджеров.
Интеллектуальный потенциал стратегического менеджера, проблемы его оценки, эффективного использования и развития.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов второй ступени специальности 1-26 81 01 «Бизнес-администрирование» и специальности 1-26 81 08 «Правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах»
Наименование темы | Бизнес-администрирование | Правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах | ||||
Всего | Количество аудиторных часов | Всего | Количество аудиторных часов | |||
лекции | практические занятия | лекции | практические занятия | |||
1. Проблемы конкурентоспособности, конкурентных преимуществ, стратегических компетенций организации и характеристика системы стратегического менеджмента организации | ||||||
2. Стратегии организации и их классификация | ||||||
3. Теоретические и методологические аспекты и методика выполнения современного стратегического анализа | ||||||
4. Комплексный анализ ситуации для выбора и реализации стратегии | ||||||
5. Стратегический анализ конкурентных преимуществ и потенциала организации | ||||||
6. Сканирование внешней среды, потребителей и рынков, конкуренции и конкурентных преимуществ | ||||||
7. Концепции, основанные на портфельном подходе | ||||||
8. Виды и характеристика корпоративных и деловых стратегий организации | ||||||
9. Функциональные стратегии деятельности предприятий | ||||||
10. Модели стратегического выбора. Выбор стратегий на различных уровнях управления | ||||||
11. Формирование стратегических альтернатив | ||||||
12. . Стратегическое планирование и алгоритмизация процесса разработки стратегий | ||||||
13. Разработка, реализация стратегического плана организации и инструментарий реализации стратегии | ||||||
14. Бизнес-планирование как важнейший элемент реализации стратегии | ||||||
15. Стратегический контроль и оценка результатов деятельности фирмы | ||||||
16. Проблемы эффективного руководства, лидерства в системе стратегического менеджмента и формирование современного стратегического менеджера | ||||||
Итого |
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ