Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии
Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.
Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной стратегической цели развития.
Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить, насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимосвязи и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана.
Цель оперативного контроллинга - создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты - прибыль. Как правило систему оперативного контроллинга используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния.
Разница между операционным и стратегическим контроллингом:
· стратегический контроллинг ориентирован на тенденции будущего, а операционный контроллинг наоборот смотрит на современность;
· стратегический контроллинг ориентирован на потенциал, а оперативный контроллинг – на конкретный результат;
· в оперативной сфере доминирует внешний контроль, а в стратегическом контроллинге – самоконтроль.
Уровни управления и системы контроля
Стратегический выбор на функциональном, СЗХ и корпоративном уровнях естественным образом определяет структуру управления и системы контроля.
Типы контроля в зависимости от функций отражены в табл. 1.
Таблица 1
Типы структур управления и контроля для основных функций
деятельности фирмы
Функция | Тип структуры | Главный тип контроля |
Производство Управление материалами НИОКР Маркетинг Учет / финансы Персонал | Узкая, централизованная Плоская, централизованная Плоская, децентрализованная Плоская, децентрализованная Узкая, децентрализованная Плоская, централизованная | Контроль по выходу (например, издержек) Контроль по выходу (например, инвентаризация, закупки) Со стороны коллектива (например, нормы, результаты, культура) Контроль по выходу (например, продаж) Бюрократический (например, бюджеты) Бюрократический (например, стандартизация) |
Процесс стратегического контроля представляет собой совокупность взаимосвязанных работ, осуществляемых в такой последовательности:
1. Определение параметров, подлежащих оценке, или сферы контроля.
2. Разработка стандартов или точного определения целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Стандарты, используемые для оценки хода реализации стратегии, представляют собой детализацию стратегических целей. В системе контроля стандарты разрабатываются для оценки не только конечных, но и промежуточных результатов. На данном этапе устанавливается также величина достигнутого отклонения от стандарта.
3. Оценка результатов функционирования за обозначенный период.
4. Сопоставление фактических результатов функционирования с установленными стандартами. На ϶том этапе решается также вопрос: допустимы ли выявленные отклонения от принятых стандартов.
5. Выработка корректирующих воздействий в случае, если отклонения больше допустимых, т.е. выявление причин отклонений и путей их устранения. Отметим, что система контроля может указать на необходимость пересмотра самих планов и стандартов .
Характеристика основных элементов системы контроллинга
На предприятии
Основные элементы системы контроллинга на предприятии:
1 Установление целей.
2 Планирование.
3 Управленческий учет.
4 Информационные потоки.
5 Выработка рекомендаций для принятия управленческих решений.
6 Анализ планов, результатов и отклонений.
7 Контроль.
8 Мониторинг.
Установление целей - определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.
Планирование - превращение целей предприятия в прогнозы и планы. План позволяет предприятию оценить, насколько реально достижение поставленных целей; это количественное выражение целей предприятия и разработка путей их достижения. Контроллинг участвует в разработке методики планирования, определяет насколько они составляют целям предприятия; стимулируют к действию; реально их выполнение.
Управленческий учет (оперативный) - отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Он ориентирован на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений.
Система информационных потоков – здесь задача контроллинга - информационная поддержка управления. Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии.
Владея информацией, руководитель может осуществлять мониторинг всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия – отслеживание на предприятие протекающих процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия; сравнение целевых результатов с фактическими достигнутыми.
На основание всей собранной информации система контроллинга осуществляет контроль. Контроллинг не тождественен контролю. Контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу.
Анализ планов, результатов и отклонений - оценка результатов прошлой деятельности, настоящей, будущей. На основе проведенного анализа вырабатывают рекомендации для принятия управленческих решений. Контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей предприятия.
Вопросы для самопроверки:
1. Отличительные особенности оперативного и стратегического контроллинга.
2. В чем заключается цель стратегического контроллинга?
3. Характеристика основных элементов системы контроллинга на предприятии.
4. Основные положения концепции контроллинга.
5. Назовите функции контроллинга.
6. Перечислите задачи контроллинга.
7. Какие задачи контроллинга относятся к специальным?
8. Основная причина появления понятия контроллинга в экономической литературе.
9. Назовите основные показатели эффективного управления организацией.