Характеристика функциональных стратегий
Термин функциональная стратегия относится к управленческому плану конкретного подразделения или ключевой функциональной области бизнеса. Компании необходимо иметь функциональные стратегии для каждого основного подразделения и важной части бизнеса: научных исследований и разработок, производства, отдела маркетинга, сервисной службы, распределения, финансов, отдела • кадров и т.д. Функциональные стратегии, хотя они и имеют более узкую сферу деятельности, чем стратегия бизнеса, добавляют важные детали к общему плану бизнеса установлением тех действий, подходов и практических методов, которые будут использоваться при управлении конкретным подразделением или функциональной службой. Главная задача функциональной стратегии заключается в поддержке общей стратегии бизнеса компании и ее конкурентных подходов.
Функциональные стратегии определяют, что необходимо сделать в функциональных областях, чтобы достичь поставленные стратегические и финансовые цели.
Этап разработки функциональных стратегий - это этап стратегического планирования, следующий за этапом SWOT-анализа и формулирования целей организации.
Как правило, функциональные стратегии разрабатываются функциональными подразделениями, обсуждаются и защищаются на заседании группы стратегического планирования, которая устанавливает общие требования по форме, содержанию и срокам.
Стратегии формулируются как в количественном, так и в качественном выражениях, а иногда и в комбинированном виде.
Функциональные стратегии должны:
- быть направлены на достижение поставленных стратегических и финансовых целей;
- охватывать все сферы внешней и внутренней деятельности компании и базироваться на результатах SWOT-анализа;
- быть четко сформулированы, иметь сроки их реализации, ответственных на уровне подразделения и должностных лиц 2. Виды функциональных стратегий В частности, функциональными стратегиями являются следующие: Стратегия производства предприятия разрабатывается руководителем производственной зоны (обычно главным инженером или заместителем директора по производству), который несёт ответственность за её разработку и реализацию. Эта стратегия отражает, какими должны быть будущие товары и производства. Данная функциональная стратегия описывает дальнейшие отношения с поставщиками. Сюда входит независимость от одного поставщика, наличие заменителей, время реализации заказов. Также в ней рассматривается какое оборудование будет использоваться при новых технологиях и какие финансовые средства на это потребуются. Таким образом, производственная стратегия представляет собой описание производственного будущего предприятия. В производственной стратегии заостряется внимание на организационных аспектах системы материально-технического снабжения (схемы расположения помещений, состав оборудования, расчёты материальных ресурсов, энерго-, водо- и теплоснабжения, расчёты мощности, объёмов продукции). В эту стратегию входит также организация работ по экологической и технической безопасности производства, контролю качества продукции. Финансовая стратегия призвана освещать финансовые последствия избранной стратегии предприятия. В идеале прогноз должен делаться на 3-4 года. Прогноз на меньший период редко является достаточным, однако для некоторых нестабильных отраслей белорусской экономики он сейчас допустим. Стратегия финансов включает сведения о предполагаемых капиталовложениях и их распределении, отчёты о прибылях и убытках на период планирования с разбивкой по годам, баланс на начало планирования, прогнозы движения денежных средств. Все цифры сравниваются с цифрами по отрасли (они должны соответствовать действительности). При стратегическом финансовом планировании важно помнить, что система планирования должна быть оптимальной. В состав плановых показателей необходимо включать только те показатели, которыми можно и нужно управлять. Громоздкость системы финансового планирования снижает её эффективность. Стратегия маркетинга занимает центральное место в развитии предприя-тия. Именно она рассматривает ценообразование продукции, определяет разницу между продажной ценой и себестоимостью. Данная стратегия описывает создание благоприятных условий для продвижения товаров на ры-нок (реклама, комплексность предоставляемых услуг), условия продаж и рас-пространения, каналы доставки товаров, двухуровневый контроль качества (на уровне закупок и на уровне собственного производства). Стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских работсуществует не на всех белорусских предприятиях, а только на тех, которые используют эти работы в своей деятельности, имеют соответствующую производственную базу и достаточно финансовых ресурсов для проведения этих работ. Если фирма не является лидером и вступает на рынок с новой продукцией, которая уже завоевала значительное число покупателей, то НИОКР – не является фактором для разработки стратегии. Если предприятие является лидером в данной отрасли и её деловая стратегия предусматривает постоянное совершенствование продукции, то на предприятии обязательно разрабатывается стратегия НИОКР. Разрабатывает эту стратегию и несёт ответственность за её успешную реализацию, как правило, главный инженер предприятия. Важно помнить, что все функциональные стратегии взаимосвязаны и должны дополнять и поддерживать общую выбранную предприятием стратегию. Если руководители функциональных зон проводят свою стратегию независимо друг от друга или от руководителя хозяйственного подразделения, это открывает дверь для проведения в жизнь нескоординированных или конфликтных стратегий. Скоординированные и взаимодополняющие стратегии необходимы для успешной реализации деловой стратегии. Проще говоря, маркетинговая стратегия, производственная стратегия, финансовая стратегия и стратегия работы с персоналом должны быть взаимоувязанными между собой, а не только преследовать свои достаточно узкие цели. |
Вопросы для самопроверки:
1. Какие основные виды функциональных стратегий целесообразно разрабатывать для предприятия?
2. Раскройте содержание и назначение стратегии маркетинга, или маркетинговой стратегии развития предприятия.
3. Раскройте содержание и познание финансовой стратегии предприятия. Какова ее роль в процессе стратегического планирования на предприятии?
4. Какими принципами следует руководствоваться при разработке финансовой стратегии предприятия?
5. В чем заключается сущность современного подхода к управлению персоналом предприятия?
Продуктовые стратегии