Тема 7. Управление маркетингом
Характеристика маркетинговой службы предприятия (организации), выполняемые ею функции и виды работ.
Состав и структура услуг и продукции предприятия (организации). Соотношение в общем объеме продукции предприятия новой продукции, требующей усовершенствования и модификации, продукции, не требующей усовершенствования, устаревшей продукции.
Общая характеристика структуры жизненного цикла по отдельным видам выпускаемой продукции. Перспективы обновления ассортимента услуг и продукции предприятия (организации).
Изучение спроса на отдельные виды услуг и продукции предприятия, требований потребителей к их качеству, новизне, технико-экономическим и эстетическим характеристикам. Уровень конкурентоспособности отдельных видов услуг и продукции предприятия (организации).
Используемые предприятием система, каналы и методы сбыта услуг и продукции. Посредники предприятия при сбыте услуг и продукции. Система товародвижения, доставки продукции и услуг потребителю: общий подход к осуществлению транспортных, складских и страховых операций.
Формы и методы стимулирования сбыта услуг и продукции предприятия (организации): уровень развития рекламной деятельности, использования фирменного знака, специальной упаковки, техническое, гарантийное и послепродажное обслуживание проданной продукции.
Цели и стратегии предприятия в области ценообразования услуг и продукции. Действующая на предприятии методика расчета цен. Виды изменяемых предприятием цен, уровень конкурентоспособности цен на предприятии (организации).
Задание 14
Определите, к какому виду маркетинговой среды (1 – микро, 2 – макро) относятся субъекты и факторы, влияющие на деятельность фирмы.
Субъекты и факторы | Вид среды |
Дайте характеристику микро- и макрофакторов, учитываемых при организации бизнеса.
Задание 15
1.Составьте анкету (не менее 10 вопросов), цель которой – выявить предпочтения потребителей
2.Используя таблицу 2, определите, к какой группе потребителей рынка вы бы отнесли себя.
Таблица 2
Группы потребителей на рынке
Признак | Значение признака | ||
код | название | код | название |
А | Возраст | А1 | Молодёжь (до 30 лет) |
А2 | Средний возраст (30–50лет) | ||
А3 | Старше среднего возраста (от 50 лет) | ||
B | Доход | В1 | Низкий |
В2 | Средний | ||
ВЗ | Высокий | ||
C | Образование | С1 | Среднее, среднее специальное |
С2 | Высшее, неполное высшее | ||
С3 | Высокообразованные люди, стремящиеся продолжить образование- | ||
D | Мотив | D1 | Пассивный отдых, комфорт |
D2 | Активный отдых, занятие спортом, здоровье | ||
D3 | Общение, получение удовольствия, смена впечат- | ||
лений | |||
D4 | Приключения, риск, испытание собственных сил | ||
D5 | Любознательность, углубление знаний, интеллек- | ||
туальное общение, эмоциональное восхищение | |||
прекрасным | |||
D6 | Имидж, приобретение статуса, привлекательный | ||
внешний вид |
3.Опросите участников и выделите не менее семи разных групп потребителей (не менее 10 чел.).
4.Выделите основные потребительские критерии (не менее семи).
5.Заполните таблицу 3, предложив представителям каждой группы потребителей оценить выбранные критерии тура по пятибалльной шкале важности.
Группы потребителей | Потребительские характеристики |
Задание 16
Цель:Анализ факторов, влияющих на сбыт продукции.
Задание:Предприятию необходимо спрогнозировать объем продаж по своему товару (услуги). При этом на рынке нет предприятий монополистов, поведение которых диктовало бы рыночную ситуацию. На рынке присутствует много мелких и средних предприятий. Требуется спрогнозировать объем продаж фирмы для планирования объема производства и оценить риск принятия решения.
Порядок выполнения задания:Задание выполняется в пакете Microsoft Excel.
1 этап. Отбор факторов, вероятно определяющих количественное изменение объема продаж. Прогнозирование начнем с подбора факторов, которые вероятно определяют количественное изменение объема продаж, т.е мы создаем гипотезу в отношении возможных факторов, влияющих на поведение кривой продаж. Подбор факторов проводится экспертным путем: эксперт по соответствующему рынку предполагает возможные параметры, которые могут быть оценены числено. Число выбираемых факторов не ограниченно, чем больше их будет на начальном этапе, тем лучше, это определит более точных результат в прогнозировании. В данном примере выбраны три абстрактных фактора, которые обозначены F1, F2, F3 (см. табл.). Введите таблицу в Excel.
Таблица Объемы продаж и факторы, которые могут повлиять на объем сбыта
Месяц | Объем продаж | Фактор 1 | Фактор 2 |
1 этап. Необходимо разобраться: какие из выбранных факторов действительно оказывают влияние на изменение объема продаж, а какие нужно исключать из рассмотрения. Критерием такого соответствия можно считать коэффициент корреляции, который показывает, насколько близки тенденции двух факторов (в данном случае насколько связано распределение во времени факторов F1, F2, F3 с объемом продаж). Сделайте вывод по полученным данным.
Составьте таблицу прогнозирования изменения факторов влияния и объема продаж
Месяц | Объем продаж | Фактор 1 | Фактор 2 |
1 этап. Постройте график объема продаж и прогноза сбыта.
Требуется построить таблицу, отражающую динамику прибыли в зависимости от числа посетителей (от 100 до 130) и числа покупок (от 15 до 25). Данные о прибыли за неделю занесите в таблицу и сделайте выводы.
Число посетителей | Число покупок | Прибыль, в % |
Задание 17
Цель задания: Провести планирование бюджета маркетинга.
Порядок выполнения работы:С использованием программного обеспечения MS Excel проведите автоматизацию планирования бюджета маркетинга путем создания электронной таблицы, включающей в себя статьи расходов на маркетинг (обеспечение работы маркетинговой службы, реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью и т.д.).
Организуйте удобный ввод данных и расчет бюджета маркетинга по каждой статье отдельно и в целом. Расчет должен производится по каждому периоду и за год.
По введенным данным должна строится диаграмма, отражающая количество затрат по каждой статье расходов по каждому периоду и за год.