Понятие, цель, субъекты и объекты информатизации предпринимательской деятельности.

В Беларуси проводится единая государственная политика информатизации. Эта политика в первую очередь направлена на согласование интересов общества, государства и граждан и носит комплексный, системный характер. В основе ее решение таких крупных задач, как становление отрасли информационных услуг, обеспечение информационной безопасности общества, государства и личности, расширение правового поля регулирования отношений, связанных с получением, распространением и использованием информации.

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Закон Республики Беларусь "Об информации, информатизации и защите информации" закрепляет:

1. право государственных органов, физических и юридических лиц осуществлять поиск, получение, передачу, сбор, обработку, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации, пользование информацией в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь;

2. обязанность государственных органов, общественных объединений, должностных лиц предоставлять гражданам Республики Беларусь возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.

Право на информацию не может быть использовано для пропаганды войны или экстремистской деятельности, а также для совершения иных противоправных деяний.

В зависимости от категории доступа информация делится на:

Ø общедоступную информацию;

Ø информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

К общедоступной информации относится информация, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не ограничены.

К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится:

Ø информация о частной жизни физического лица и персональные данные;

Ø сведения, составляющие государственные секреты;

Ø информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну;

Ø информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;

Ø иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.

Распространяемая и (или) предоставляемая информация должна содержать достоверные сведения о ее обладателе, а также о лице, распространяющем и (или) предоставляющем информацию, в форме и объеме, достаточных для идентификации таких лиц.

Защите подлежит информация, неправомерные действия в отношении которой могут причинить вред ее обладателю, пользователю или иному лицу.

Информатизация - это организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.

Информационные отношения - отношения, возникающие при поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, пользовании информацией, защите информации, а также применении информационных технологий.

Правовое регулирование информационных отношений осуществляется на основе следующих принципов:

Ø свободы поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией;

Ø установления ограничений распространения и (или) предоставления информации только законодательными актами Республики Беларусь;

Ø своевременности предоставления, объективности, полноты и достоверности информации;

Ø защиты информации о частной жизни физического лица и персональных данных;

Ø обеспечения безопасности личности, общества и государства при пользовании информацией и применении информационных технологий;

Ø обязательности применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации информационных систем и информационных сетей в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь (ст. 4 Закона об информации).

Субъектами информационных отношений могут являться:

Ø Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь;

Ø государственные органы, другие государственные организации;

Ø иные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами;

Ø физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;

Ø иностранные государства, международные организации.

Субъекты информационных отношений могут выступать в качестве:

Ø обладателей информации;

Ø пользователей информации, информационных систем и (или) информационных сетей;

Ø собственников и владельцев программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

Ø информационных посредников;

операторов информационных систем.

Понятие и признаки ноу-хау.

Правовая охрана ноу-хау, относящихся к нераскрытой информации, предоставляется при условиях, определяемых также действующим законодательством.

Нераскрытой является информация, которая характеризуется следующими особенностями:

1. имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам;

2. к ней нет свободного доступа на законном основании;

3. обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности.

Ст. 1010 ГК к нераскрытой информации относит:

1. техническую;

2. организационную;

3. коммерческую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау).

Ноу-хау – совокупность полностью или частично конфиденциальных знаний и опыта, включающих сведения научного, технического, управленческого, финансово-экономического и коммерческого характера, использование которых обеспечивает наиболее эффективное осуществление различных видов деятельности и дает определенные преимущества их владельцу.

Формы, в которых проявляется ноу-хау:

Ø знания технического характера (могут включать: незапатентованные изобретения, нераскрытую часть описания запатентованных изобретений, формулы, расчеты, чертежи, рекомендации по размещению оборудования, конкретные режимы выполнения технологических приемов, предписания для производственного персонала, неохраноспособные результаты научных исследований, проектные, производственные и др. секреты);

Ø ноу-хау управленческого характера (рекомендации по выбору наиболее эффективных организационных структур и методов управления, созданию информационных сетей, разработке и применению автоматизированных систем управления, функциональному взаимодействию структурных звеньев организации, содержанию и распределению функциональных обязанностей персонала, методам организации производственных процессов и т.д.);

Ø ноу-хау в финансовой сфере (сведения о наиболее выгодных условиях использования финансовых ресурсов, в т.ч. денежных средств, ценных бумаг, акций, облигаций, эффективных сферах и формах осуществления инвестиционных проектов, особенностях налоговых и таможенных систем и др.);

Ø знания и опыт коммерческого характера (сведения о конъюктуре рынка, о цене коммерческих сделок, об эффективных схемах реализации продукции, о наиболее предпочтительных формах рекламы, о выборе схем движения товарно-материальных ценностей, о клиентах, поставщиках, посредниках и др.).

Конфиденциальность информации о ноу-хау обеспечивается режимом служебной или коммерческой тайны.

Право на защиту нераскрытой информации от незаконного использования возникает независимо от выполнения в отношении этой информации каких-либо формальностей (ее регистрации, получения свидетельств и т.п.). Правила о защите нераскрытой информации не применяются в отношении сведений, которые в соответствии с законодательством не могут составлять служебную или коммерческую тайну. Перечень этих сведений определен п.4 Положения о коммерческой тайне, утвержденным Постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 06.11.1992 г. № 670. К ним в частности относятся:

Ø сведения, составляющие государственные секреты или защищаемые авторским и патентным правом;

Ø сведения, касающиеся негативной деятельности субъектов хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства;

Ø учредительные документы;

Ø документы, дающие право на осуществление предпринимательской деятельности или отдельных видов хозяйственной деятельности;

Ø сведения по отчетности о финансово-хозяйственной деятельности;

Ø документы о платежеспособности;

Ø сведения о работающих, их заработной плате, условиях труда, о наличии свободных рабочих мест.

Лицо, без законных оснований получившее или распространившее нераскрытую информацию либо использующее ее, обязано возместить тому, кто правомерно обладает этой информацией, убытки, причиненные ее незаконным использованием. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Если лицо, незаконно использующее нераскрытую информацию, получило ее от лица, которое не имело права ее распространять, о чем приобретатель информации не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель), правомерный обладатель нераскрытой информации вправе потребовать от него возмещения убытков, причиненных использованием нераскрытой информации после того, как добросовестный приобретатель узнал, что ее использование незаконно. Лицо, правомерно обладающее нераскрытой информацией, вправе потребовать от того, кто ее незаконно использует, немедленного прекращения ее использования. Однако суд с учетом средств, израсходованных добросовестным приобретателем нераскрытой информации на ее использование, может разрешить ее дальнейшее использование на условиях возмездной исключительной лицензии.

Лицо, самостоятельно и правомерно получившее сведения, составляющие содержание нераскрытой информации, вправе использовать эти сведения независимо от прав обладателя соответствующей нераскрытой информации и не отвечает перед ним за такое использование. Лицо, обладающее нераскрытой информацией, может передать все или часть сведений, составляющих содержание этой информации, другому лицу по лицензионному договору.

Право на защиту нераскрытой информации действует до тех пор, пока сохраняются условия, характеризующие информацию как нераскрытую.

Наши рекомендации