Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами согласно нормам Хозяйственного процессуального кодекса с учетом особенностей, установленных Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» по месту нахождения должника, независимо от того, кто является заявителем (резидент или нерезидент Республики Беларусь).

Дело о банкротстве возбуждается на основе письменного заявления, подаваемого в хозяйственный суд. Правом на подачу заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор (в том числе представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст.1 Закона о несостоятельности должником может быть неплатежеспособный индивидуальный предприниматель или неплатежеспособное юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, либо некоммерческой организацией, действующей в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, т.е. субъекты хозяйствования.

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства Республики Беларусь (п. 6 ст.115 ГК). Интересы кредиторов казенного предприятия обеспечиваются тем, что Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества для их выполнения, поэтому казенное предприятие не может быть признано банкротом (п.5 ст. 115 ГК).

Кредиторы (конкурсные кредиторы) – это лица, предполагающие у них права требовать от должника денежного удовлетворения.

Действующее законодательство предусматривает наличие специфических образований кредиторов, связанных с правоотношением по банкротству:

Ø конкурсные кредиторы;

Ø собрание кредиторов;

Ø комитет кредиторов.

Конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

В процессе конкурсного производства интересы всех кредиторов представляет собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемый в соответствии с законодательством.

Собрание кредиторов состоит из конкурсных кредиторов, в обязанности которых входит рассмотрение наиболее существенных вопросов, связанных с судьбой должника.

Комитет кредиторов - постоянно действующий полномочный орган, избираемый собранием кредиторов, осуществляющий контроль за деятельностью управляющего, которая должна соответствовать требованиям законодательства. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более 7 человек.

Осуществлять все процедуры, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством) должника, реализуя основные положения законодательства о банкротстве, должен управляющий (временный управляющий, антикризисный управляющий).

Временным управляющим является физическое или юридическое лицо, назначенное хозяйственным судом для проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника (защитный период).

Антикризисным управляющим может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе полученной лицензии, назначенное хозяйственным судом, в обязанности которого входит проведение некоторых процедур банкротства. Лицензии управляющего могут быть трех категорий: «А», «В», «С». Лицензия категории «А» дает право на назначение управляющим в производстве по делу о банкротстве должника, имеющего численность работников до 100 человек, категории «В» - до 1000, категории «С» - без ограничения численности работников. Управляющий назначается хозяйственным судом из числа лиц, предложенных кредиторами, а когда заявление о банкротстве подано самим должником, - из числа лиц, предложенных должником, если иное не предусмотрено законодательством.

Основными задачами управляющего являются:

Ø восстановление платежеспособности должника;

Ø обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива, а также кредиторов и иных лиц;

Ø урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов;

Ø максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности;

Ø содействие производству по делу о банкротстве.

При невозможности или отсутствии оснований для продолжения деятельности должника основными задачамиуправляющего являются:

Ø осуществление в установленном порядке ликвидации неплатежеспособного должника – юридического лица или прекращение деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;

Ø продажа имущества должника;

Ø соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Процедуры, применяемые в отношении должника, являются предусмотренной законодательством совокупностью юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.

При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

ü защитный период;

ü конкурсное производство;

ü мировое соглашение;

ü иные процедуры банкротств, предусмотренные Законом о банкротстве.

При рассмотрении дела о банкротстве индивидуального предпринимателя исключением является отсутствие защитного периода.

Защитный период – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника. Его продолжительность не может превышать 3-х месяцев. Хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до 3-х лет в целях завершения досудебного оздоровления.

На срок защитного периода назначается временный управляющий.

На основании проведенного анализа финансового состояния должника и представленного отчета временного управляющего, при наличии оснований, предусмотренных Законом о банкротстве, хозяйственный суд выносит определение о возбуждении конкурсного производства и проводит подготовку дела к судебному разбирательству, освобождает временного управляющего от обязанностей и назначает управляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника.

Конкурсное производство– процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствия оснований для её проведения – в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

Санация- процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.

Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе суда на срок, не превышающий 18 месяцев, но по ходатайству собрания кредиторов или управляющего этот срок может быть сокращен или продлен, но не более чем на 12 месяцев.

По итогам проведенной санации управляющий подает в хозяйственный суд отчет и одновременно выносит одно из следующих предложений на собрание кредиторов о:

ü прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;

ü заключении мирового соглашения; продлении установленного срока санации;

ü прекращении санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства в связи с невозможностью продления деятельности должника или отсутствием оснований для продолжения.

По результатам отчета управляющего с учетом мнения собрания кредиторов хозяйственный суд выносит из вышеперечисленных решений.

Ликвидационное производство имеет целью ликвидацию должника и освобождение его от долгов путем продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Должник вместе с кредиторами разрабатывает план ликвидации должника, который утверждается хозяйственным судом. Хозяйственный суд устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления требований кредиторов, который не может быть менее 2-х месяцев с момента объявления о ликвидации, если иное не установлено законодательством. Срок ликвидационного производства не может превышать одного года, но может быть продлен еще на 6 месяцев по решению суда.

Процедуру ликвидационного производства можно подразделить на два этапа:

1) формирование имущества банкрота, продажа имущества банкрота, выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению;

2) раздел имущества банкрота между кредиторами.

Имущество банкрота обычно учтено на балансе предприятия. Продажа имущества должника осуществляется на открытых торгах, если не установлен иной порядок продажи, а также на торги могут быть выставлены и требования должника. Состав и размер платежных требований кредиторов определяются обычно на момент подачи заявления в хозяйственный суд о банкротстве должника и затем выявляются временным управляющим в процессе защитного периода.

Раздел имущества должника происходит в следующем порядке: вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие выплаты за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства в следующей очередности, установленной ст. 60 ГК РБ:

Ø в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;

Ø во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторским договорам;

Ø в третью очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

Ø в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

Ø в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством.

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица это имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательными актами.

Требования кредитора, заявленные после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не поданные в установленный срок.

После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства.

Имущество предприятия, оставшееся после полного удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику этого имущества или учредителям юридического лица.

После рассмотрения хозяйственным судом отчета и признания его обоснованным суд выносит решение о завершении ликвидационного производства. Управляющий в течение 10 дней со дня вынесения судом решения должен представить сведения о завершении ликвидационного производства в регистрирующий орган для внесения записи в ЕГР.

Мировое соглашение– соглашение между должником и кредиторами об уплате долгов, которым предусматривается освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и др. Оно может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой стадии после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов принимается собранием кредиторов, со стороны должника принимается должником – индивидуальным предпринимателем, руководителем должника или управляющим. В мировом соглашении могут принимать участие третьи лица, принимающие на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о размерах, порядке, сроках исполнения обязательств должником, иные способы исполнения.

Вступает в силу мировое соглашение со дня утверждения его хозяйственным судом.

Закон о банкротстве предусматривает упрощенные процедуры банкротства:

1. процедура банкротства ликвидируемого должника;

2. процедура банкротства отсутствующего должника.

Процедура банкротства ликвидируемого должникаприменяется только к должникам – юридическим лицам, в отношении которых принято решение о ликвидации по общим правилам, установленным действующим законодательством.

Она применима в случаях, когда стоимость имущества должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. Суть данной процедуры: при обнаружении указанного выше обстоятельства ликвидационная комиссия (ликвидатор), а до её назначения собственник имущества УП, учредители (участники) юридического лица или его руководитель, или иной уполномоченный орган обязаны подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве юридического лица в течение одного месяца со дня выявления этого обстоятельства. Заявление может подать и кредитор должника. Особенность процедуры банкротства ликвидируемого должника проявляется в особенностях введения и реализации конкурсного производства.

Процедура банкротства отсутствующего должника применяется как в отношении юридического лица, так и в отношении индивидуального предпринимателя. Основанием её применения является отсутствие должника – индивидуального предпринимателя либо руководителя должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, и невозможность установления их местонахождения. Время отсутствия должника значения не имеет.

С заявлением о банкротстве отсутствующего должника в хозяйственный суд может обратиться кредитор, прокурор, налоговый или иной уполномоченный орган. Суд выносит определение об открытии конкурсного производства, назначает управляющего. Управляющий публикует сообщение об открытии конкурсного производства в отношении отсутствующего должника, а также в письменной форме уведомляет об этом всех известных кредиторов.

Решение об открытии ликвидационного производства в отношении этого должника принимается хозяйственным судом в течение 3 месяцев со дня возбуждения производства по делу о банкротстве. При этом срок ликвидационного производства не может превышать 6 месяцев.

Наши рекомендации