Рассмотрение дел об экономической несостоятельности (банкротстве)

Производство по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) являются самостоятельным видом хозяйственного судопроизводства по рассмотрению заявлений о признании экономически несостоятельными (банкротами) субъектов предпринимательской деятельности.

Основной целью рассмотрения дел о банкротстве является не разрешение спора, а установление факта несостоятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и определение путей восстановления платежеспособности должника либо лишение должника его статуса, т.е. его ликвидация. Специальная подведомственность дел о банкротстве хозяйственным судам определена в ст. 47 ХПК.

Основополагающими законодательными актами при рассмотрении дел о банкротстве являются: ХПК, ГК (ст.ст. 24 и 61), Закон о банкротстве, Указ Президента от 12.11.2003 N 508.

В соответствии со ст.ст. 5, 18, 19 Закона о банкротстве, ст.ст. 33, 171 ХПК рассмотрение дел о банкротстве осуществляется хозяйственными судами по месту нахождения должника независимо от того, кто является заявителем (резидент или нерезидент Республики Беларусь).

Дело о банкротстве проходит следующие стадии:

- защитный период - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника;

- конкурсное производство - процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

Также при рассмотрении дел о банкротстве могут применяться такие процедуры как:

- мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве - процедура банкротства в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются освобождение должника от долгов, уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и т.п.

- досудебное оздоровление - применение мер по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности, принимаемых руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами.

В соответствии со ст. 54 ХПК лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются заявители и заинтересованные лица. Ими являются: должник; управляющий (временный управляющий); конкурсные кредиторы; налоговые и иные уполномоченные органы; местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника; прокурор; орган государственного управления по делам о банкротстве. Этот перечень значительно расширен Указом Президента от 12.11.2003 N 508. В соответствии с пп. 1.17 п. 1 лицами, участвующими в деле о банкротстве, также являются: собственник имущества должника, его представители; учредители (участники) должника, их представители; представитель работников должника; государственные органы и организации, в ведении или подчинении которых находится должник; другие заинтересованные государственные органы и организации.

По делам о банкротстве формой обращения в хозяйственный суд является заявление о банкротстве должника (ст. 7 ХПК). Такое заявления является основанием для возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве и должно отвечать всем предъявленным к нему законодательством требованиям.

Правом на обращение в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) должника обладают лица, указанные в ст.ст. 6, 10, 22, 28, 29, 211, 226, 234, 247, 250 Закона о банкротстве, а также другие лица в случаях, установленных законодательными актами, иными правовыми актами Президента. В частности, с такими заявлениями вправе обратиться должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы и организации.

Вопрос о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) решается хозяйственным судом не позднее 30 дней со дня поступления в этот суд такого заявления (пп. 1.16 Указа Президента от 12.11.2003 N 508).

Первая процедура, применяемая к должнику, - это защитный период, который устанавливается после возбуждения производства по делу о банкротстве для проверки оснований возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника. Хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления.

Основной целью защитного периода является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансового состояния и платежеспособности должника, установление задолженности перед кредиторами. Кроме того, в защитный период устанавливается наличие признаков таких составов уголовно наказуемых преступлений, как ложное банкротство, преднамеренное банкротство, сокрытие банкротства или уклонение от возмещения убытков кредитору.

Основанием для открытия конкурсного производства является неплатежеспособность должника, если она имеет или приобретает устойчивый характер. Дополнительным основанием в соответствии с пп. 1.33 Указа Президента от 12.11.2003 N 508 является наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85. Эти основания устанавливаются хозяйственным судом после окончания защитного периода по результатам анализа финансового состояния и платежеспособности должника, который проводит временный управляющий и отражает в своем отчете.

После подготовки дела к рассмотрению хозяйственным судом осуществляется судебное разбирательство, в результате которого принимается решение о банкротстве с санацией должника либо о банкротстве с его ликвидацией, либо (при наличии предусмотренных законом оснований) производство по делу о банкротстве прекращается.

В зависимости от финансового состояния должника процедура конкурсного производства как бы раздваивается на две самостоятельные процедуры - санацию либо ликвидацию.

Наличие достаточного имущества, иных активов, возможности привлечь необходимые инвестиции, внедрить современные технологии, словом все то, что может восстановить платежеспособность должника, рассматривается хозяйственным судом как основания целесообразности проведения комплекса мер, направленных на санацию предприятия.

В случае отсутствия возможности проведения процедуры санации в отношении должника хозяйственный суд открывает ликвидационное производство. В этой процедуре единственная цель - грамотно распорядиться имуществом, чтобы максимально удовлетворить заявленные требования кредиторов. По завершении ликвидационного производства хозяйственный суд в соответствии со ст. 154 Закона о банкротстве выносит соответствующее определение. Оно и является основанием для внесения записи о ликвидации должника в ЕГР.

В соответствии со ст. 155 Закона о банкротстве с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой его стадии может быть заключено мировое соглашение, главным условием которого является погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Мировое соглашение утверждается хозяйственным судом. В случае его утверждения хозяйственный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в котором указывает об утверждении им мирового соглашения.

Наши рекомендации