Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Аудиторскую деятельность могут осуществлять индивидуальные предприниматели (аудиторы) и юридические лица (аудиторские организации) на основании лицензии и после внесения соответствующих сведений в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается сроком на 5 лет. Индивидуальному предпринимателю лицензия выдается при выполнении следующих условий:

Ø государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, единственным видом деятельности которого является оказание аудиторских услуг;

Ø наличие квалификационного аттестата аудитора;

Ø стаж работы в аудиторской организации и (или) в системе внутреннего аудита не менее 2 лет в должности аудитора и (или) 2 года работы в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя из последних 5 лет перед получением лицензии.

Для получения лицензии коммерческой организацией необходимо выполнение таких условий, как:

Ø государственная регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности, единственным видом деятельности которого является оказание аудиторских услуг;

Ø наличие в штате не менее чем трёх аудиторов, включая руководителя;

Ø не менее 50% работников аудиторской организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на её территории, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, -- не менее 75%.

Субъектам, занимающимся аудиторской деятельностью, запрещено заниматься другими видами предпринимательской деятельности, т.е. они являются носителями исключительной хозяйственной компетенции.

Существуют две формы аудита:

Ø внешний, т.е. независимый, осуществляемый аудиторской организацией (аудитором);

Ø внутренний, проводимый по инициативе ведомства или самого субъекта хозяйствования.

Виды аудита:

1. в зависимости от вида деятельности:

Ø банковский;

Ø страховщиков;

Ø общий;

2. в зависимости от оснований проведения аудита:

Ø инициативный;

Ø обязательный.

Юридическим фактом возникновения правового отношения при проведении инициативного аудита является договор на оказание аудиторских услуг, заключаемый между субъектом предпринимательской деятельности и аудиторской организацией (аудитором).

По договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или аудитор – индивидуальный предприниматель с одной стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги (провести аудит и (или) выполнить сопутствующие аудиту услуги) по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Форма договора – простая письменная.

Существенные условия договора:

Ø предмет договора;

Ø сроки выполнения аудиторских услуг;

Ø права и обязанности сторон;

Ø ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

Ø иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При осуществлении обязательного аудита основанием возникновения правоотношения является юридический состав: предписание законодательства и договор на оказание аудиторских услуг.

По результатам аудита составляется аудиторское заключение, которое представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетностью, составленный по результатам аудиторской проверки и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Оно может содержать безусловно положительное аудиторское мнение и (или) быть модифицированным. Заключение считается модифицированным, если указывает на установленные аудитом факторы, которые не влияютна безусловно положительное юридическое мнение, но характеризуются в заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой бухгалтерской отчетности, не повлияют на аудиторское мнение и способствуют выражению условно-положительного или отрицательного аудиторского мнения, а также отказу от его выражения. В законодательстве закреплено понятие «заведомо ложное аудиторское заключение». Таковым признается заключение, составленное без проведения аудита либо не соответствующее его результатам. Аудиторское заключение может быть признано заведомо ложным только по решению суда. Если аудитор подписал заведомо ложное заключение, его квалификационный аттестат аудитора аннулируется по решению Министерства финансов.

Аудиторское заключение состоит из 2-х частей – аналитической и итоговой, подписывается по каждой части в отдельности аудитором, проводившим проверку, и заверяется печатью аудиторской организации (аудитора).

Понятие и виды цен.

Цена в качестве экономической категории представляет собой денежное выражение стоимости товара. По отношению к работам и услугам употребляется термин «тариф». При формировании цены как экономической категории учитывается её взаимосвязь с различными факторами рыночной среды (с потребителями, с государством, с другими производителями, с конкуренцией и др.).

Как юридическая категория цена представляет собой прежде всего денежную сумму, в которой оплачивается исполнение договора. Ст. 394 ГК гласит:

«1. Расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

2. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законодательством либо в установленном законодательством порядке.

3. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги».

Действующее законодательство предусматривает систему цен, включающую следующие их виды:

1. в зависимости от участия государства в процессе ценообразования:

Ø свободные цены. Свободная цена – цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;

Ø регулируемые цены. Регулируемая цена – цена, устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом предпринимательской деятельности с учетом установленных этими органами определенных ограничений. Регулируемые цены в Республике Беларусь применяются на:

ü товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республике Беларусь и включенных в государственный реестр;

ü отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республике Беларусь.

2. в зависимости от наличия контроля за применением предусмотренного порядка ценообразования:

Ø контролируемые цены;

Ø неконтролируемые цены.

При этом установление контроля зависит от того, является цена регулируемой или свободной. Установление и применение регулируемых цен подлежит контролю со стороны государства. Контроль за установлением и применением свободных цен осуществляется, как правило, в отношении отдельных субъектов предпринимательской деятельности (например, за уровнем цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке);

3. в зависимости от рынка:

Ø оптовые цены. Оптовая цена уплачивается организацией розничной торговли производителю или оптовому посреднику;

Ø розничные цены. Розничная цена – это цена, по которой товар продается конечному потребителю;

4. в зависимости от территории формирования и применения цен:

Ø государственные цены. Государственные цены формируются и применяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Ø мировые цены. Мировые цены формируются на основе данных биржевых котировок;

5. в зависимости от отрасли:

Ø оптово-отпускные цены – применяются в промышленности;

Ø тарифы – применяются в транспортной деятельности;

Ø сметная стоимость – применяется в строительстве;

Ø закупочные цены – применяются в сельском хозяйстве.

20. Права субъектов предпринимательства в области ценообразования.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона «О ценообразовании» процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования именуется ценообразованием.

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь выступают:

- юридические лица и предприниматели;

- республиканские органы государственного управления;

- областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Субъекты предпринимательской деятельности устанавливают цены (тарифы) на товары (работы, услуги) в белорусских рублях. Установление цен (тарифов) в иностранной валюте допускается в случаях, предусмотренных законодательством.

Субъект предпринимательской деятельности имеет право:

Ø самостоятельно или по согласованию с покупателем установит цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование;

Ø обжаловать в установленном законодательством порядке решения, принятые в отношении их республиканскими органами государственного управления, областными и минским городским исполнительными и распорядительными органами, а также их должностными лицами с нарушением законодательства о ценообразовании.

При установлении и применении цен субъект предпринимательской деятельности обязан:

Ø выполнять решения государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;

Ø соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;

Ø представлять соответствующим государственным органам, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

21. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования.

Основаниями ответственности предпринимателей в сфере ценообразования являются:

Ø нарушение установленных соответствующими государственными органами уровней регулируемых цен, завышение или занижение цен, в т.ч. предельных торговых надбавок (скидок), а также установленного порядка их определения;

Ø применение свободных цен, торговых надбавок (скидок) на товары, в отношении которых применяется государственное регулирование;

Ø нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров при определении цен;

Ø нарушение установленного порядка декларирования и применения цен.

К предпринимателям, допустившим перечисленные нарушения, применяются одновременно такие административные взыскания, как:

Ø взыскание в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен, ниже установленных государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием;

Ø штраф в размере взысканной выручки.

То же нарушение, совершенное в течение года после применения указанной санкции, влечет наложение такого же штрафа в двойном размере.

Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен в Республике Беларусь» предусматривает аналогичные меры ответственности предпринимателей с конкретизацией размера за:

Ø превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары при их реализации без регистрации цен в установленном порядке;

Ø реализацию товаров с нарушением установленного порядка регистрации цен, а также при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен;

Ø нарушение установленного порядка формирования и применения цен; отсутствие экономических расчетов при определении уровня отпускных цен на реализуемые товары.

При совершении первых двух правонарушений субъектом ответственности выступает организация и индивидуальный предприниматель. Совершение двух остальных правонарушений влечет применение административной ответственности к должностному лицу и индивидуальному предпринимателю. Совершение первых двух правонарушений повторно в течение года после применения мер ответственности является основанием для принятия решения о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) хозяйственным судом.

Отсутствие экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен, влечет наложение штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров. Освобождены от составления экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), юридические лица и индивидуальные предприниматели: а) в случае изменения ими отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) в размерах, не превышающих установленных Советом Министров предельных индексов; б) при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции.

Наши рекомендации