Оценка изменения конкурентоспособности фирмы во времени без учета деятельности фирм-конкурентов.
Одной из важнейших целей оценки конкурентоспособности является повышение эффективности деятельности фирмы.
Оценка конкурентоспособности фирмы — гораздо более сложная задача. Проблемность такой оценки усугубляется невозможностью во многих случаях законными способами получить достоверную информацию о различных аспектах производственно-хозяйственной деятельности конкурентов.
Вследствие этого представляет определенный интерес оценка изменения конкурентоспособности фирмы во времени без учета деятельности фирм-конкурентов. Безусловно, такая оценка носит ограниченный характер. Показатели конкурентоспособности в данном случае сами по себе характеризуют только динамику изменения эффективности рыночной деятельности фирмы и не содержат информацию о ее позиции на рынке относительно позиций фирм-конкурентов.
Однако и такая неполная информация позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности, проанализировать улучшение или ухудшение в целом рыночной позиции фирмы. К тому же при использовании данного подхода не требуется информация о деятельности фирм-конкурентов.
Итоговый показатель оценки конкурентоспособности фирмы (К) рассчитывается как средняя величина трех составляющих по формуле:
, (1)
где: МС - маркетинговая составляющая конкурентоспособности фирмы;
Кф - финансовая составляющая;
ΔRj - потери от риска j-го вида деятельности;
П - прибыль за отчетный период;
M - число рисковых видов деятельности, в данном случае m = 3.
Суммарные потери от рисков составляют:
, (2)
где ΔR - суммарные потери от рисков;
ΔR - предполагаемые потери от делового риска;
ΔRи - предполагаемые потери от инфляционного риска;
ΔRк - предполагаемые потери от коммерческого риска.
Если в деятельности фирмы производство и НИОКР отсутствует, оценка конкурентоспособности ограничивается только финансовой составляющей. Кадровая составляющая присутствует опосредованно в маркетинговой и финансовой составляющих, так как эффективность этих видов деятельности напрямую зависит от квалификации соответствующего персонала. Оценка эффективности продаж осуществляется при расчете маркетинговой составляющей. Эффективность снабжения опосредованно учитывается при расчете риска от коммерческой деятельности.
Как видно, главной особенностью данной методики расчета является учет факторов риска деловой активности фирмы.
Оценка маркетинговой составляющей Мс
Итоговый показатель конкурентоспособности фирмы по маркетинговой составляющей (Мс) рассчитывается по формуле:
, (3)
где: Кn — продуктовая конкурентоспособность;
Ксб— конкурентоспособность сбыта;
Крек — конкурентоспособность продвижения продукта на рынок, в частности, рекламной деятельности.
Для расчета конкурентоспособности фирмы, имеющей несколько продуктов, нужно рассчитать показатель Кn следующим образом:
, (4)
где: Кnj— коэффициент конкурентоспособности j-го продукта;
n — количество продуктов фирмы.
Следует отметить, что Кn выражает среднюю величину конкурентоспособности фирмы по совокупности продуктов.
Поскольку все приводимые ниже формулы расчета годятся для оценки всех продуктов фирмы, то далее для простоты индекс j опускается, а Кn рассматривается как показатель конкурентоспособности одного продукта.
Расчет Кn, проводится по следующей формуле:
, (5)
где Кnф — коэффициент значимости j-го продукта фирмы на рынке;
Кач — показатель качества j—го продукта.
Показатель Кnф рассчитывается по следующей формуле:
, (6)
где : Крд— рыночная доля;
Кnn — эффективность затрат на предпродажную подготовку;
Кv— коэффициент изменения объема продаж.
Расчет данных коэффициентов производится следующим образом:
, (7)
где : Vn— объем продаж продукта фирмой;
V∑— общий объем продаж продукта на рынке всеми конкурентами. Коэффициент эффективности затрат по предпродажной подготовке:
, (8)
где : Сn — сумма затрат на предпродажную подготовку;
Сэ— сумма затрат на эксплуатацию и организацию продаж.
Для фирмы Сn — затраты на ремонт и отделку помещений, предназначенных для аренды. С — затраты на уборку и обслуживание помещений.
Коэффициент Кnn характеризует экономию суммарных затрат на предпродажную подготовку, эксплуатацию и организацию продаж за счет более качественной предпродажной подготовки. За счет экономии затрат цена аренды снижается. Кv показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения объема продаж. При увеличении объема продаж конкурентоспособность фирмы также имеет тенденцию к увеличению. Это проявляется в росте рыночной доли за счет конкурентов.
,
где : Vк— объем продаж на конец отчетного периода;
Vн— объем продаж на начало отчетного периода.
Показатель качества продукта определяется по формуле:
Кач=(Ко+Эк+Б+Сm)/4, (10)
где: К0 — качество отделки и дизайна помещений;
Эк - экологическая чистота материалов, использованных при строительстве и отделке;
Б - соответствие зданий требованиям сейсмобезопасности региона;
Сm - соответствие зданий требованиям СНИП.
Все данные показатели оценки качества продукта измеряются в баллах от О до 1. Оценку проводят эксперты.
Коэффициент эффективности каналов сбыта Ксб., характеризующий усилия фирмы по доведению продукта до потребителя, рассчитывается по формуле:
, (11)
где: V — суммарный объем продаж через два канала продаж на конец отчетного периода;
С — затраты на создание и функционирование каналов продаж.
Крек — коэффициент рекламной деятельности:
, (12)
где: Ккк — количество телефонных звонков, писем, факсов, электронных сообщений, переговоров, визитов и т.п. за отчетный период;
Ккн — то же за аналогичный период прошлого года.
Vкк — объем продаж за отчетный период;
Vкн — объем продаж на начало отчетного периода.
Расчет финансовой составляющей КФ
Коэффициент финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы Кф рассчитывается по формуле:
Кф = , (13)
где Кnm — коэффициент переуступки прав требования;
Рф — рентабельность фирмы, характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств фирмы;
Пл — показатель ликвидности, характеризует способность фирмы к быстрой реализации активов;
Пфу — показатель финансовой устойчивости;
Пда — показатель деловой активности;
Пос — показатель, характеризующий основные средства;
Кнл — коэффициент налоговых льгот.
, (14)
где: Дзд — дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются через более чем 12 месяцев после отчетной даты (строка 230 ф. №1);
Дзк — дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (строка 240 ф. № 1);
Кз — кредиторская задолженность (строка 620 ф. № 1).
, (15)
где Ро — общая рентабельность;
Рск — рентабельность собственного капитала.
, (16)
где: Чn – чистая прибыль (убыток) отчетного периода (строка 190 Ф. № 2);
Вн – Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей (строка 010 Ф. № 2).
, (17)
где: Чn – чистая прибыль (нераспределенная прибыль ()убыток) отчетного периода) (строка 190 Ф. № 2);
Кр – итог по разделу 3 «капитал и резервы» (строка 490 Ф. № 1).
В свою очередь, показатель ликвидности (Пл) определяется как:
, (18)
где: Кmл – коэффициент текущей ликвидности;
Кал – Коэффициент абсолютной ликвидности.
, (19)
где Оа – итог по разделу 2 «Оборотные активы» (строка 290 Ф. № 1);
Дзд - дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) (строка 230 ф. № 1);
Кро – итог по разделу 5 «Краткосрочные обязательства» (строка 690 Ф. № 1).
, (20)
где: Кфв – коэффициент краткосрочных финансовых вложений (строка 250 ф. № 1);
Дс – денежные средства (строка 260 ф. № 1);
Коб - итог по разделу 5 «Краткосрочные обязательства» (строка 690 Ф. № 1).
Пфу – показатель финансовой устойчивости. Данный показатель рассчитывается:
, (21)
где: Косс – коэффициент обеспеченности собственными средствами:
Ксзс – коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
Косс определяется как отношение разности между средней величиной собственного капитала и величиной внеоборотных активов к величине оборотных активов:
(22)
где: Крез – итог по разделу 3 «Капитал и резервы» (строка 490 ф. № 1);
Вна – итог по разделу 1 «Внеоборотные активы» (строка 190 ф. № 1);
Оа – итог по разделу 2 «Оборотные активы» (строка 290 ф. № 1);
Ксзс – коэффициент соотношения собственных и заемных средств определяется как:
, (23)
где Ксзс – итог по разделу 4 «краткосрочные обязательства» (строка 590 ф. № 1);
Кро - итог по разделу 5 «Краткосрочные обязательства» (строка 690 Ф. № 1).
Кр - итог по разделу 3 «Капитал и резервы» (строка 490 ф. № 1);
Пда – показатель деловой активности. Рассчитывается:
, (24)
где: Вр – выручка от реализации;
Оmа – период оборота текущих активов;
Озз – период оборота запасов и затрат.
, (25)
где: Вро – выручка от реализации за отчетный период (строка 010, гр. № отчета о прибылях и убытках, ф. № 2);
Врn – выручка от реализации за предыдущий период, гр. 4.
, (26)
где: Дзк — дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (строка 240 ф. 1);
Кфв — краткосрочные финансовые вложения (строка 250 ф. 1);
Дс — денежные средства (строка 260 ф. 1);
Т — принимаемое в расчетах значение 90, 180, 270, 360 дней соответственно отчетному периоду;
Вн — выручка нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей (строка 010 ф. № 2).
Озз — период оборота запасов и затрат. Определяется как:
, (27)
где: 3—запасы (строка 210 ф. № 1);
Ндс — налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (строка 220 ф. № 1);
Т — то же, что и в формуле Оma;
Ссm — себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (строка 020 ф.№ 2);
Пос — показатель, характеризующий основные средства и рассчитываемый по формуле:
, (28)
где: Сосд — динамика стоимости основных средств;
Дос — доля основных средств в активах;
Ко — коэффициент обновления;
Кв — коэффициент выбытия основных средств;
Киос — коэффициент износа основных средств.
, (29)
где: Сосо — стоимость основных средств на конец отчетного периода (строка 120 ф. № 1, гр. 4);
Сосn — то же на конец предыдущего периода, гр. 3.
, (30)
где: Ос — основные средства (строка 120 ф. № 1);
Б — баланс (строка 300 ф. № 1)
, (31)
где: Сос — первоначальная стоимость поступивших за отчетный период основных средств (строка 371 ф. № 5, гр. 4);
Ссn — первоначальная стоимость основных средств за предыдущий период (строка 371 гр. 6 ф. № 5).
, (32)
где: Сосn — стоимость основных средств, выбывших за отчетный период (строка 371 ф. № 54, гр. 5);
Ссно — стоимость основных средств на начало отчетного периода (строка 371 гр. 3 ф. № 5).
, (33)
где: Иос —износ основных средств (строка 394 ф. № 5, гр. 4);
Ос — первоначальная стоимость основных средств (строка 370 гр. 6 ф. № 5).
, (34)
где Снn – сумма налогов, выплаченная фирмой после введения налоговых льгот, а также налоговых возмещений при упрощенной системе налогообложения за отчетный период;
Снд – сумма налогов, выплаченная фирмой за последний соответствующий период до введения налоговых льгот и возмещений.
Данные для расчета коэффициента налоговых льгот берутся из соответствующих налоговых деклараций, заполняемых фирмой ежеквартально и ежегодно. Кнл характеризует налоговые льготы, получаемые фирмой в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Статьей 56 Налогового Кодекса Российской Федерации (КН РФ) предусмотрен порядок установления и использования льгот по налогам и сборам. НК РФ предусматривает вычет по следующим налогам:
· Налог на добавленную стоимость (глава 21, ст. 171);
· Акцизы (глава 22, ст. 200);
· Налог на доход физических лиц (глава 23, ст. 217-222);
· Единый социальный налог (глава 24, ст. 239).
Кроме того, предусмотрены особенности исчислений по всем видам налогов, а также порядок их возмещений.
Отметим, что ряд фирм имеет право на применение упрощенной системы налогообложения. Это также необходимо учитывать при определении налоговых льгот.
Оценка рисков
Для расчета рисковой составляющей конкурентоспособности фирмы выберем из общего числа возможных рисков только те, которые наиболее часто возникают в деятельности фирмы: деловой, инфляционной и коммерческой.
Оценку потерь от риска (ΔRj) осуществляем следующим образом:
, (35)
где: Rj – возможные потери от j-го риска;
Pj – вероятность наступления j-го рискового события, 0≤Pj≥1;
j – вид риска.
Данные вероятности определяются на основе статистических данных о проявлении рисков в прошлом, на основе суждений экспертов о возможности их проявления в будущем. При оценке рисков фактические потери сравниваются с предлагаемыми. При этом уточняются вероятности наступления рисков.
Оценка проводится по трем видам рисков:
1) Rд — возможные потери от делового риска. Характеризует неопределенность в отношении объема инвестиций, денежных потоков и ликвидационных стоимостей активов, вне зависимости от того, как осуществляется финансирование инвестиций. Определяется следующим образом:
, (36)
где: Ои — объем инвестиций;
Дnn - сумма денежных средств (потоков), полученных инвестором после проведения инвестиций.
Лса — ликвидационная стоимость активов (сумма денежных средств, полученных инвестором после ликвидации инвестируемого объекта). Rи - возможные потери от инфляционного риска. Показатель характеризует не-предвиденный рост издержек эксплуатации вследствие инфляционного процесса или риск обесценивания активов в результате изменения цен:
, (37)
где: Сап — стоимость активов фирмы, измененная в результате инфляции и амортизации (оценивается независимым оценщиком и учитывается в балансе как остаточная стоимость). Это те потери, которые несет фирма в процессе инфляции и амортизации и которые ведут к уменьшению стоимости активов.
Сад — стоимость активов фирмы на начало отчетного периода (баланс, форма № 1, сумма строк 190 и 290);
Rk — возможные потери от коммерческого риска. Характеризуют потери, которые могут возникнуть в связи с финансовым положением отдельного клиента — арендатора и его действиями на различных стадиях выполнения контракта:
, (38)
где: Rб — потери в случае банкротства клиента,для— арендатора;
Rз — убытки, возникающие из-за задержки платежа клиентом.
, (40)
где: Сдзр — рыночная стоимость дебиторской задолженности клиента, оцененная независимым оценщиком на конец отчетного периода;
Сдз — сумма дебиторской задолженности в соответствии с перечнем организаций дебиторов на конец отчетного периода (строка 240 гр. 4 плюс строка 230 гр. 4, форма № 1).
, (41)
где: Сnда — сумма платежа по договору на момент его заключения;
И — инфляционный коэффициент;
N — число клиентов (арендаторов);
а — номер клиента (арендатора).
, (42)
где: Пи – процент инфляции, декларируемый правительством РФ на текущий год;
Чм – число месяцев задержки платежа.
Список используемой литературы
1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. — М.: Институт мировой экономики, 1999.
2. Академия рынка: маркетинг / А. Дайан, Ф. Букерель и др. – М.: Экономика, 1993.
3. Артеменко В.Е., Беллендир М.В. Финансовый анализ. — Москва, Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
4. Афанасьев А.А., Ленин М.Б. Создание моделей зависимости выручки розничной торговой точки от факторов конкурентоспособности // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004.- № 3 (41). — С. 108—115.
5. Бабин В.А. О практических аспектах оценки риска в бизнесе: организация управления, управление риском на предприятиях // Управление риском.- 2003. - № 2. —С. 52—55.
6. Бабин В.А. Практические аспекты оценки риска в бизнесе: организация управления // Управление риском. — 2004. - № 3. — С. 18—20.
7. Буянов В.П. Учет рисков в экономических решениях коммерческой фирмы: экономические методы управления, страхование // Управление риском. - 2003. — № 2. — С. 56—58.
8. Воронов А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприя-тия // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4(36). — С. 44—51.
9. Глухов А.Н. Оценка конкурентоспособности товара и способы её обеспечения // Маркетинг. — 1999. — № 2. — С. 56—64.
10. Голубков Е. П. Основы маркетинга. 2-изд.- М.: Финпресс, 2003.
11. Гнилитская Е.В. Эффективность факторов производства в глобальной конкуренции // Финансовый бизнес – 2004. – Ноябрь – декабрь. – С. 52 – 62.
12. Гурков И., Титова Н. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. — 1997. — № 1. — С. 20—34.
13. Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний// Маркетинг .- 2000.- № 3. -С. 64.
14. Златкис В.И. Регулирование финансовых рынков в системе актуальных реформ в сфере государственного управления // Финансы. – 2003. - № 12. – С. 3 – 10.
15. Иванец В.К. Макротехнологии и обеспечение конкурентоспособности отечественной промышленности // Промышленность России. – 2000. - № 2. – С. 25 – 32.
16. Ишханов А.В. О необходимости выделения однородных групп стран при выявлении макроэкономических зависимостей // Финансы и кредит. – 2004. - № 9. – С. 68 – 77.
17. Йеннер Т.Отраслевая структура, рыночная стратегия и успех предприятия // Управление предприятием. – 2002. - № 3.
18. Кильдишев Г.С. Многомерные группировки. – М.: Статистика, 2000.
19. Кушлин В.Мировые технологические тенденции и экономическое переустройство России // Экономист. – 1998.
20. Литвинов ФИ. Оценка рисков в предпринимательской деятельности: теория и методология // Маркетинг в России и за рубежом. — 1998. — № 4.- С.12—15.
21. Лифиц И., Ковылина О. Методология оценки конкурентоспособности услуг торговли: Маркетинг //Маркетинг. — 1997. — № 3. — С. 62—69.
22. Маевский В. Условия развития высокотехнологичного комплекса // Вопросы экономики. – 2003. - № 2. – С. 26 – 33.
23. Мильгром Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий// Маркетинг в России и за рубежом. 1999.- № 2.- С. 45-48.
24. Островский Г.Конкурентоспособность предприятия как объект управления // Консультант директора. – 2001. - № 20. – С. 34 – 36.
25. Савкина Р. Конкурентоспособность малых предприятий торговли // Малое предприятие. — 1998. — № 9. — С.13—15.
26. Тащиян Г. О. Исследование конкурентоспособности наукоемкой машиностроительной продукции ОАО «Юрмаш» // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. — № 5(43). — С. 17—35.
27. Печенкин А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей// Маркетинг.- 2000. -№ 2. -С. 23.
28. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993.
29. Фасхиев Х.4., Попона Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — № 4 (36). — С. 53—67.
30. Черкасова В. Комплексный подход к управлению рисками // Риск. — 2005.— № 2. — С. 35—39.
31. Целикова Л.В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки / Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2000. № 2. С. 57-67.
32. Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. — М.: ИНФ РА-М, 1999.
33. Шихова П.Э. Достижение конкурентных преимуществ во внешней среде // Маркетинг в России и за рубежом.- 1999.- № 4. -С. 101.
34. Щиборщ К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятия// Маркетинг в России и за рубежом. 2000.- № 5.- С. 92.
35. Яковлев А.А.Развитие конкуренции и проблемы реструктуризации предприятий // Экономический журнал ВШЭ. - № 1. – С. 75 – 83.